Логопедический досуг для старшей и подготовительной групп "Детский поэтический фольклор"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Лосева Ирина Витальевна

Цель:  Расширить и закрепить представления, понятия о детском фольклоре.  Ввести новые понятия фольклора. Развить актерское мастерство. Воспитать умение работать в коллективе.

Задачи:

·        Коррекционно-развивающие:  Активизировать просодическую сторону речи, развивать фонематический слух и фонематическую память. Развивать умение соотносить речь и движение (потешки, стихи, игры, хоровод).

·        Коррекционно-воспитательные:  Воспитывать любовь, интерес к народному творчеству. Знакомство детей с поэтическим фольклором, с понятиями. Приобщать детей к народному творчеству через шутки , потешки, прибаутки, заклички, частушки, перевертыши, пословицы, поговорки, хороводы, народные костюмы.

·        Коррекционно-обучающие: Обогащение словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_dpf.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический досуг для детей старшей и подготовительной групп на тему:

  «Детский поэтический фольклор»

Цель:  Расширить и закрепить представления, понятия о детском фольклоре.  Ввести новые понятия фольклора. Развить актерское мастерство. Воспитать умение работать в коллективе.

Задачи: 

  • Коррекционно-развивающие:  Активизировать просодическую сторону речи, развивать фонематический слух и фонематическую память. Развивать умение соотносить речь и движение (потешки, стихи, игры, хоровод).
  • Коррекционно-воспитательные:  Воспитывать любовь, интерес к народному творчеству. Знакомство детей с поэтическим фольклором, с понятиями. Приобщать детей к народному творчеству через шутки , потешки, прибаутки, заклички, частушки, перевертыши, пословицы, поговорки, хороводы, народные костюмы.
  • Коррекционно-обучающие: Обогащение словаря.

Оборудование: Карусель, народные костюмы, лошадки.

Ход досуга: Под звучание русской народной песни «Ты, береза» дети заходят в зал и садятся на места.

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Осень!

Логопед: Правильно, осень, давайте все вместе отправимся на осеннюю  ярмарку, а поедем мы на лошадке. (скачут на лошадке, делают один круг и садятся на стульчик, выходит скоморох).

Логопед: Вот мы на ярмарке.

Скоморох: (выходит)   А на ярмарке товары:

                                       Посмотрите влево, вправо.

                                       Есть сапожки и подушки

                                       И,  конечно же , игрушки.

Ребята, я очень люблю ярмарки, там очень весело и интересно. Много танцев, песен, частушек и прибауток. Только вот я не помню, что же это такое частушки и прибаутки? Вы мне подскажите?

Логопед: Скоморох, а мы сегодня тебе с ребятами попробуем  обьяснить, что же это за такие интересные слова. А эти слова относятся к русскому фольклору. Фольклор-это творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Это частушки, заклички, скороговорки, пословицы, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные. И нашу ярмарку мы начнем с ЧАСТУШЕК. Это короткие , забавные стишки. Истоками частушек являются игровые и плясовые припевки, хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки». Частушки нам сейчас исполнят ребята из группы «колокольчики».

Дети:  (выходят на середину зала)

Две лопатки у Егора,
А у Нины — формочки.
Я за это им язык
Высуну из форточки.

Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!

Знаю я Наполеона,
Он Америку открыл!
Мне историю учить
Не хватает больше сил! 

Обожаю я читать
В слух стихотворения.
Только трудно мне понять
Пушкина творения! 

Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела. 

Скоморох: Ребята, спасибо за интересные частушки, а давайте теперь попляшем. Дети танцуют танец «Пошла Млада за водой».

Логопед: Ребята, а кто знает, что такое за интересное слово «ЗАКЛИЧКИ»?.

Заклички-это закликательные песни и стишки . Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. В древние , времена люди обращались к природе с просьбой о богатом урожае для себя и для своих детей просили здоровья, счастья и богатства. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары.

Ребята из группы «светлячки» покажут, какие заклички они приготовили.

(Дети выходят в середину зала.)

ВЕСНА.                                    

- Весна, где была? 
- В лесу зимовала, 
Огород городила   
Краски заводила. 
Зорю величала, 
Солнышко встречала.


Весна - красна! На чем пришла?

На жердочке, на бороздочке, 

На овсяном колсочке,

На пшеничном пирожочке

Чивиль-виль-виль, 

                      

ЛЕТО

Приди, лето рясно, 
В рубахе красной, 
В соломенной шапке,

В ржаной опояске,

В зеленых сапожках,

В золотых сережках

Дождик, дождик!

Дай воды!

По колено глубины.

Дождик, дождик, пуще!

Будет в поле гуще.

Дождик, дождик поливай-

Будет хлеба каравай

Будут булки, будут сушки  

Бабочка, бабочка,

Будут вкусные ватрушки.

Сядь на лавочку

Дам булавочку.

 Божья коровка, улети на небо,

 Принеси мне хлеба,

 Белого, белого,

 Только не горелого

Радуга-дуга, ,

Перебей дождя!

Выйди, солнышко,

Из-под бревнышка!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

ОСЕНЬ

Дождик, дождик пуще!

Дам тебе гущи,

Хлеба краюшку,

Щей черепушку,

Дам тебе ложку-

Кушай понемножку.

ЗИМА

Мороз, мороз

Не бей наш овес,

Не бей нашу рожь,

Бей дуб, да клен,  Да бабий лен.

Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос

Не стучи, не балуй,

Иди окна разрисуй!

Логопед:  Еще один из жанров  фольклора ПРИБАУТКИ. Давайте послушаем ребят из группы «Всезнайки», которые прочитают нам веселые истории в стихотворной форме для маленьких детей.

Дети: выходят в середину зала

    Петя-Петя-Петушок,

    Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

* * *

Ай, лады-лады-лады,

Начерпал медведь воды

Целое корытце,

Захотел помыться!

Надо, надо чистым быть,

Чистым по лесу ходить!

* * *

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам -

Всем нальет в стаканчики:

"Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!"

* * *

Сорока-белобока

Жила одиноко,

Скакала, скакала,

Гостей поджидала,

Кашку сварила,

Гостей угостила!

* * *

Доры, доры, у Федоры

Птички красили заборы

Перышками, хвостиками,

И просились в гости:

"Чив-чив, квости,

Пусти, Федора, в гости!"

* * *

Ква-ква-ква-квакушка,

Пирожки пекла лягушка

Со сладкою начинкой,

Угощала свинку,

А заиньке в пирожок

Положила творожок!

* * *

Куд-куда, куд-куда,

Кричат курочки: "Беда!

Петушок упал,

Ножку-крылышко сломал!

Помогите, помогите,

Больно Пете, полечите!"

Скоморох: Ребята, а я слышал, что  то про пословицы и поговорки может быть мне кто-нибудь скажет, что это такое.

Логопед: Мы тебе сейчас расскажем и покажем. Поговорки и пословицы придумал народ. В пословицах скрыт огромный смысл! Она может учить трудолюбию («Любишь кататься, люби и саночки возить»), предостерегает от необдуманных поступков («Не плюй в колодец, пригодится воды напиться»). Пословица одной только фразой может объяснить, что надо взвешивать каждый свой шаг и делать всё не абы как, а правильно («Недосол на столе, а пересол на спине»). Поговорки служат лишь для украшения речи и для того, чтобы ярче и точнее описать явление или человека. «Пуганая ворона куста боится». И все понимают, что тот очень трусливый

Дети:  (ребята из группы «Колокольчики» читают пословицы и поговорки.)

Сам погибай, а товарища выручай.            

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Нет земли краше, чем Родина наша. 
Народы нашей страны дружбой сильны. 

Без труда хлеб не родится никогда.
Не потрудишься — меду не поешь.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Делу время — потехе час. 

У лодыря Егорки всегда отговорки. 

В осеннее ненастье семь погод на дворе.
В ноябре зима с осенью борется. 
Первый снежок — не лежок. 

Красна весна цветами, а осень плодами.
Вода с гор потекла — весну принесла.

Семеро одного не ждут.

Тише едешь — дальше будешь.

Поспешишь — людей насмешишь.

Всякому овощу свое время.

Скоморох: Ребята, какие вы молодцы, сколько всего вы знаете.  А к нам на ярмарку приехали матрешки. Давайте попросим их сплясать.  ( выходят дети из группы  «Светлячки»).

Логопед: Скоморох, мы хотим тебя еще познакомить с одним из жанров фольклора, это ПЕРЕВЕРТЫШИ.

Это песенки и стишки  в которых реальные связи предметов и явлений нарочно нарушено. Это заведомая чепуха. Дети из группы « Зубрилки»  продемонстрируют нам несколько видов перевертышей.

Дети:

Как у нашего Данилы                                
Разыгралася скотина:
Овцы — в донцы,
Тараканы — в барабаны,
Утки — в дудки,
Сверчки — в смычки,
Комары — в котлы,
Козел пляшет,
Ножкой машет.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух, бух,
Захватило, братцы, дух! 

Как по речке по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
— Чем ты бороду красил?
— Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал. 

Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьет,
Уточка в сапожках избу метет. 

Чик, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке. 


По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать. 

Логопед: Вот наша ярмарка фольклора и подходит к концу. Скоморох, тебе понравилось на нашей ярмарке? ДА.

Ребята, какой же фольклор мы сегодня показали Скомороху?

(ответы детей.)

Логопед: Ярмарка всегда заканчивается играми, вот и мы сейчас поиграем в карусель.

Игра «Карусель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического досуга в старшей группе для детей с ОНР

Конспект логопедического досуга в старшей  группе для детей с ОНР "Звуковая поляна"...

Интегрированный физкультурно-логопедический досуг для старшего дошкольного возраста

Интегрированный физкультурно-логопедический досуг для старшего дошкольного возраста...

Логопедический досуг в старшей группе - Цветик речецветик

Задачи:формировать положительный настрой к занятиям с логопедом, вызвать интерес к родному языку;развивать фонетико-фонематическое восприятия;уточнить знания о звуках родного языка (гласные и со...

Сценарий логопедического досуга в старшей группе «На лесной опушке»

Сценарий логопедического досуга в старшей группе "На лесной опушке". Основная цель мероприятия: закрепить  приобретенные произносительные навыки; создать условия для активного отдыха детей. Для а...

Логопедический досуг в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) "Круглый год"

Логопедический досуг в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Круглый год", в ходе которого обобщаются и систематизируются знания о временах года, расширяется словарный запас п...

Логопедический досуг для старшей и подготовительной групп "Детский поэтический фольклор"

Цель:  Расширить и закрепить представления, понятия о детском фольклоре.  Ввести новые понятия фольклора. Развить актерское мастерство. Воспитать умение работать в коллективе.Задачи:·...