Логопедический досуг в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) "Круглый год"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Логопедический досуг в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Круглый год", в ходе которого обобщаются и систематизируются знания о временах года, расширяется словарный запас по данной теме, совершенствуется лексико-грамматический строй речи, связная речь, развивается мелкая моторика пальцев рук, общая моторика, внимание и память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_planeta_zemlya.docx | 302.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический досуг в старшей группе
Тема. Путешествие по планете Земля
Коррекционно-образовательные задачи
Обобщение и систематизация знаний о временах года. Уточнение, активизация и актуализация словаря по данной теме. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными; употребление предлогов). Развитие зрительного восприятия и внимания. Профилактика нарушений письменной речи. Развитие мелодико-интонационной стороны речи. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Закрепление качественной характеристики звука [ы], зрительного образа буквы Ы.
Коррекционно-развивающие задачи
Развитие речевых навыков общения и связной речи, речевого слуха, памяти, мышления, артикуляционной, мелкой моторики пальцев рук, общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи
Воспитание инициативности, активности, самостоятельности, эмоциональности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе. Приобщение детей к истокам устного народного творчества.
Современные образовательные технологии
Здоровьесберегающие технологии
- Технология сохранения и стимулирования здоровья:
- образовательная кинезиология (пальчиковая гимнастика, речь с движением, зеркальное рисование);
- фонопедическая гимнастика по методу В. Емельянова.
- Технология обучения здоровому образу жизни (ЗОЖ): зрительная гимнастика.
- Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика.
Игровые технологии
Дидактические игры и упражнения, театрализованные игры.
Технологии сотрудничества
Работа в группах, игровое упражнение «Собери слово»
Оборудование
Головные уборы, символизирующие времена года, яркий ковер – «машина времени», предметные картинки, в названиях которых есть звук [ы], элементы буквы Ы, мольберт, карандаши, листы картона по числу детей, аудиозапись со звуками природы, муляжи овощей и фруктов, большие карточки с буквами З, Е, М, Л, Я (на обратной стороне символические изображения времен года - снежинки, солнце, цветы, грибы), магнитофон, мультимедийный проектор, презентация.
Предварительная работа
Заучивание наизусть детьми стихотворений о временах года, народных пословиц, потешек и закличек.
Ход занятия.
Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Звучит аудиозапись.
Логопед: Вы слышите, это звучат голоса птиц. У каждой птицы своя мелодия. У каждого времени года свои звуки, свои краски. Сейчас мы с ними познакомимся. Но разве возможно одновременно увидеть все времена года в природе? (Ответы детей) А мы попробуем. В этом нам поможет наша «машина времени».
Слайд №1 – пейзаж, символизирующий все времена года
Звучит музыка выходит персонаж Зима
Зима: Дел у меня немало – я белым одеялом всю зиму укрываю,
В лед реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня – Зима.
Звучит музыка (выходит Весна)
Весна: Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня – Весна.
Звучит музыка (выходит Лето)
Лето: Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, «купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я – Лето.
Звучит музыка (выходит Осень)
Осень: Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к Югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен. Я – Осень.
Осень: Ребята, мы в природе никогда не собираемся вместе, поэтому при встрече у нас возникает спор, кто из нас главное время года.
Зима: Каждому хочется быть для вас нужным и полезным.
Логопед: Дорогие гости, не ссорьтесь, оставайтесь у нас на празднике. Я предлагаю каждому времени года сделать для ребят подарок и дать им интересное задание, чтобы узнать, что они знают о вас. Какое сейчас время года? (Зима)
Слайд №2 – зимний пейзаж
Зима, что ты нам приготовила сегодня?
Зима: Ребята посмотрите на экран и угадайте, чьи там следы?
Слайды №3 – 8 – следы птиц и животных
(рис.1 – 6)
Логопед: Что оставляют животные и птицы на снегу? (Следы). Какой последний звук в слове следы? [ы]
Выставляется профиль звука [ы]
Логопед с детьми повторяет особенности артикуляции звука [ы]: губы немного растянуты. Зубы видны. Кончик языка отходит от нижних зубов, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Звук [ы] – гласный.
Логопед: Давайте произнесем звук [ы] громко, как ревет медведь, а теперь, как медвежонок, тихо.
Дети произносят звук [ы], контролируя артикуляцию с помощью индивидуальных зеркал.
Работа в группах: выкладывание из частей буквы Ы (рис.7);
поиск слов со звуком [ы] (на карточках с предметными картинками)
Логопед: Поиграем с межвеженком.
Речь с движением
Медвежонок
Медвежонок Жак простужен, Мёд ему сегодня нужен. Мёд дадим ему на ужин, Потому что мы с ним дружим. | Идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга один ребёнок. Останавливаются, протягивают ребёнку в центре круга руки «ковшиком». Берут ребёнка в круг, идут все вместе. |
(Затем игра повторяется с другим ребенком в центре)
Зима: Спасибо вам, ребята, за то, что поиграли со мной, вот вам на память обо мне - снежинки (большая карточка, на обратной стороне – буква З)
Дети садятся в «машину времени» и произносят закличку о весне:
Жаворонки, прилетите,
Холодную зиму унесите,
Теплую весну принесите!
Нам зима-то наскучила,
Без хлебушка замучила.
Слайд №9 – весенний пейзаж
Логопед: Уважаемая Весна, что ты нам сегодня принесла?
Весна: Послушайте мои загадки…
Игра «Что звучит?»
(звуки природы – ручей, птицы, ветерок…)
Зеркальное рисование (солнышко)
Детям предлагается нарисовать на листе картона силуэт солнца одновременно двумя руками.
Упражнение «Составь предложение»
Слайд №10 – изображения птиц и деревьев
(рис.8)
- Аист стоит перед елью.
- Грач сидит за елью.
- Скворец сидит на березе.
- Ласточка летит над березой.
Весна: Спасибо вам, ребята, вот вам символ весны – солнышко (Буква Е)
Дети садятся в «машину времени» и произносят закличку о лете:
Приходи, летечко,
Принеси грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка,
Солнышко красное,
Погоду ясную.
Слайд №11 – летний пейзаж
Логопед: Уважаемое Лето, поиграй и ты с нами!
Фонопедическое упражнение «В лесу» (по В. Емельянову)
Скрипит старое дерево…
«А-а-а…» - на связках.
Воет ветер в кроне деревьев…
«У-у-у!...» - от низкого до высокого регистра.
Шелестят листья на ветру…
«Ш-ш-ш…» - на продолжительном выдохе.
Падают на землю острые иголки с елок…
«А-а-а…» - коротко в разных регистрах.
Квакают на лесном болоте лягушки…
«Квааа…» - в низком регистре.
Зудят комары…
«З-з-з» - вверх-вниз.
Страшным голосом ухает филин…
«У-ух!» - низко-высоко.
Логопед: Отгадайте загадку:
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
Слайд №12 – изображение лисы
Диалог «Лисичка»
Идет лисичка по мосту,
Несет вязанку хворосту.
Зачем ей хворост?
- Печь топить.
Зачем ей печь?
- Обед варить.
Зачем обед?
- Гостей кормить.
А гости кто?
- Медведь с женой,
Да еж, да кот, да мы с тобой.
Лето: Спасибо вам, ребята, вот вам от меня на память – цветочки (Буква М)
Дети садятся в машину времени и произносят закличку об осени:
Осень, осень,
В гости просим:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем!
Слайд №13 - осенний пейзаж
Логопед: Добрая, щедрая Осень, что ты нам приготовила?
Осень: Ребята, это плоды Земли – овощи, фрукты и ягоды.
Логопед: Ребята, давайте покажем осени, как мы умеем различать овощи, фрукты и ягоды?
Игра «Четвертый лишний»
Слайды №14 - 16 - изображения овощей и фруктов
(рис.9 - 11)
Игра «Какой, какая на вкус?»
(дети составляют словосочетания, используя муляжи овощей и фруктов)
Зрительная гимнастика
«Ослик ходит, выбирает…» (автор – И.Лопухина)
(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть, не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива.
Слева - свекла, справа - брюква,
Слева - тыква, справа - клюква,
Снизу свежая трава.
Сверху сочная ботва,
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
(Выполняются круговые движения глазами)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лег.
(Закрывают глаза)
Логопед: А теперь прогуляемся с нашим другом - веселым язычком по осеннему лесу.
Слайд №17 - изображение язычка
Артикуляционная гимнастика
«Язычок собирает грибы» (автор - Е.Г.Карельская)
Наступила осень — пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упражнение «Чашечка»), отправился в лес. По дороге в лес увидел ручеек. (Холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке — упражнение «Ручеек».) Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?»)
Язычок долго ходил по лесу и, наконец, вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. (Широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка — ножку гриба — упражнение «Грибок».)
Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор...» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.)
Набрав полную корзину грибов, Язычок вернулся домой.
Дети выполняют упражнения, контролируя артикуляцию с помощью индивидуальных зеркал.
Осень: Спасибо вам, ребята, вот вам от меня – дары осени (Буква Л)
Дети садятся в машину времени и произносят потешку о зиме
Падай, падай,
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!
Слайд № 18 - зимний пейзаж
Логопед: Ребята, кажется, мы вернулись в детский сад и за окном снова зима.
Зима: Я рада вас видеть снова, ребята! Отгадайте мою последнюю загадку – назовите последнюю букву в алфавите.
Логопед: Конечно, ребята, это буква Я. Из букв, которые у нас есть, можно попробовать сложить слово. (Дети берут по букве и выстраиваются так, чтобы получилось слово «ЗЕМЛЯ»).
Слайд №19 - планета Земля
Мы живем на планете Земля, на которой есть моря и океаны, материки. У природы свой точный механизм – времена года меняются как часы. Но в последнее время люди построили много заводов, вырубают леса, убивают животных, в грязной воде гибнут рыбы – все это привело планету к экологической катастрофе. Как вы думаете, мы можем с вами помочь планете? (Ответы детей)
Логопед: Мы можем посадить деревья, не вырывать цветы, не разорять гнезда, оберегать животных. И просто не загрязнять улицы нашего города. Предлагаем вам создать в нашей группе красную книгу с редкими видами растений и вымирающими животными.
Литература:
1. Карельская Е.Г. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда // Дошкольное воспитание, 1998. - № 6 - с. 14-17.
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с.
2. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополнение.- СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80с.
рис.1. Голубь | рис.2. Мышь |
рис.3. Заяц | рис.4. Белка |
рис.5. Волк | рис.6. Белый медведь |
рис.7 | рис.8 |
рис.9 | рис.10 |
рис.11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»
Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...
«Программа коррекционно-развивающей работы группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) средней логопедической группы»
laquo;Программа» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в средней логопедической...
Сценарий мероприятия посвященного Дню Победы подготовительная логопедическая группа детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Сценарий проведения мероприятия посвященного Дню Победы в логопедической подготовительной группе....
Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития...
Рабочая программа подготовительной логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовани а Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ, разработанная на основе "Комплексно образвательно...