Логопедический досуг в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) "Круглый год"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кузьмина Наталья Владимировна

Логопедический досуг в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Круглый год", в ходе которого обобщаются и систематизируются знания о временах года, расширяется словарный запас по данной теме, совершенствуется лексико-грамматический строй речи, связная речь, развивается мелкая моторика пальцев рук, общая моторика, внимание и память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_planeta_zemlya.docx302.71 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический досуг в старшей группе

Тема. Путешествие по планете Земля

Коррекционно-образовательные задачи

Обобщение и систематизация знаний о временах года. Уточнение, активизация и актуализация словаря по данной теме.  Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными; употребление предлогов). Развитие зрительного восприятия и внимания. Профилактика нарушений письменной речи. Развитие мелодико-интонационной стороны речи. Совершенствование навыков звукового  анализа и синтеза слов. Закрепление качественной характеристики звука [ы], зрительного образа буквы Ы.

Коррекционно-развивающие задачи

Развитие речевых навыков общения и связной речи, речевого слуха, памяти, мышления, артикуляционной, мелкой моторики пальцев рук, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи

Воспитание инициативности, активности, самостоятельности, эмоциональности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе. Приобщение детей к истокам устного народного творчества.

Современные образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии

  1. Технология сохранения и стимулирования здоровья:

- образовательная кинезиология (пальчиковая гимнастика, речь с движением, зеркальное рисование);

- фонопедическая гимнастика по методу В. Емельянова.

  1. Технология обучения здоровому образу жизни (ЗОЖ): зрительная  гимнастика.
  2. Коррекционные технологии: артикуляционная  гимнастика.

Игровые технологии

Дидактические игры и упражнения, театрализованные игры.

Технологии сотрудничества

Работа в группах, игровое упражнение «Собери слово»

Оборудование

Головные уборы, символизирующие времена года, яркий ковер – «машина времени», предметные картинки, в названиях которых есть звук [ы], элементы  буквы Ы, мольберт, карандаши, листы картона по числу детей, аудиозапись со звуками природы, муляжи овощей и фруктов, большие карточки с буквами З, Е, М, Л, Я (на обратной стороне символические изображения времен года - снежинки, солнце, цветы, грибы),  магнитофон, мультимедийный проектор, презентация.

Предварительная работа

 Заучивание наизусть детьми стихотворений о временах года, народных пословиц, потешек и закличек.

Ход занятия.

Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Звучит аудиозапись.

Логопед: Вы слышите, это звучат голоса птиц. У каждой птицы своя мелодия. У каждого времени года свои звуки, свои краски. Сейчас мы с ними познакомимся. Но разве возможно одновременно увидеть все времена года в природе? (Ответы детей) А мы попробуем. В этом нам поможет наша «машина времени».

Слайд №1 – пейзаж, символизирующий все времена года

Звучит музыка выходит персонаж Зима

Зима: Дел у меня немало – я белым одеялом всю зиму укрываю,

В лед реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня – Зима.

Звучит музыка (выходит Весна)

Весна: Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня – Весна.

Звучит музыка (выходит Лето)

Лето: Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «купайтесь!» -  приглашаю.

И любите за это вы все меня, я – Лето.

Звучит музыка (выходит Осень)

Осень: Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к Югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен. Я – Осень.

Осень: Ребята, мы в природе никогда не собираемся вместе, поэтому при встрече у нас возникает спор, кто из нас главное время года.

Зима: Каждому хочется быть для вас нужным и полезным.

Логопед: Дорогие гости, не ссорьтесь, оставайтесь у нас на празднике. Я предлагаю каждому времени года сделать для ребят подарок и дать им интересное задание, чтобы узнать, что они знают о вас. Какое сейчас время года? (Зима)

Слайд №2 – зимний пейзаж

Зима, что ты нам приготовила сегодня?

Зима: Ребята посмотрите на экран и угадайте, чьи там следы?

Слайды №3 – 8 – следы птиц и животных

(рис.1 – 6)

Логопед:  Что оставляют животные и птицы на снегу? (Следы). Какой последний звук в слове следы? [ы]

Выставляется профиль звука [ы]

Логопед с детьми повторяет особенности артикуляции звука [ы]: губы немного растянуты. Зубы видны. Кончик языка отходит от нижних зубов, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук [ы] – гласный.

Логопед: Давайте произнесем звук [ы]  громко, как ревет медведь, а теперь, как медвежонок, тихо.

Дети произносят звук [ы], контролируя артикуляцию с помощью индивидуальных зеркал.

Работа в группах: выкладывание из частей буквы Ы (рис.7);

поиск слов со звуком [ы] (на карточках с предметными картинками)

Логопед: Поиграем с межвеженком.

Речь с движением

Медвежонок

Медвежонок Жак простужен,

Мёд ему сегодня нужен.

Мёд дадим ему на ужин,

Потому что мы с ним дружим.

Идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга один ребёнок.

Останавливаются, протягивают ребёнку в центре круга руки «ковшиком».

Берут ребёнка в круг, идут все вместе.

(Затем игра повторяется с другим ребенком в центре)

Зима: Спасибо вам, ребята, за то, что поиграли со мной, вот вам на память обо мне - снежинки (большая карточка, на обратной стороне – буква З)

Дети садятся в «машину времени» и произносят закличку о весне:

                        Жаворонки, прилетите,

                        Холодную зиму унесите,

                        Теплую весну принесите!

                        Нам зима-то наскучила,

                        Без хлебушка замучила.

Слайд №9 – весенний пейзаж

Логопед: Уважаемая Весна, что ты нам сегодня принесла?

Весна: Послушайте мои загадки…

Игра «Что звучит?»

(звуки природы – ручей, птицы, ветерок…)

Зеркальное рисование (солнышко)

Детям предлагается нарисовать на листе картона силуэт солнца одновременно двумя руками.

Упражнение «Составь предложение»

Слайд №10 – изображения птиц и деревьев

(рис.8)

  1. Аист стоит перед елью.
  2. Грач сидит за елью.
  3. Скворец сидит на березе.
  4. Ласточка летит над березой.

Весна: Спасибо вам, ребята, вот вам символ весны – солнышко (Буква Е)

Дети садятся в «машину времени» и произносят закличку о лете:

                        Приходи, летечко,

                        Принеси грибы в берестечко,

                        Ягоды в лукошко,

                        Зеленого горошка,

                        Солнышко красное,

                        Погоду ясную.

Слайд №11 – летний пейзаж

Логопед: Уважаемое Лето, поиграй и ты с нами!

Фонопедическое упражнение «В лесу» (по  В. Емельянову)

Скрипит старое дерево…

«А-а-а…» -  на связках.

Воет ветер в кроне деревьев…

«У-у-у!...» - от  низкого до высокого регистра.

Шелестят листья на ветру…

«Ш-ш-ш…» -  на продолжительном выдохе.

Падают на землю острые иголки с елок…

«А-а-а…» -  коротко в разных регистрах.

Квакают на лесном болоте лягушки…

«Квааа…» -  в низком регистре.

Зудят комары…

«З-з-з» -  вверх-вниз.

Страшным голосом ухает филин…

«У-ух!» -  низко-высоко.

Логопед: Отгадайте загадку:

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

Слайд №12 – изображение лисы

                        Диалог «Лисичка»

                        Идет лисичка по мосту,

                        Несет вязанку хворосту.

                        Зачем ей хворост?

                        - Печь топить.

                        Зачем ей печь?

                        - Обед варить.

                        Зачем обед?

                        - Гостей кормить.

                        А гости кто?

                        - Медведь с женой,

                        Да еж, да кот, да мы с тобой.

Лето: Спасибо вам, ребята, вот вам от меня на память – цветочки (Буква М)

Дети садятся в машину времени и произносят закличку об осени:

                        Осень, осень,

                        В гости просим:

                        С обильными хлебами,

                        С высокими снопами,

                        С листопадом и дождем,

                        С перелетным журавлем!

Слайд №13 - осенний пейзаж

Логопед: Добрая, щедрая Осень, что ты нам приготовила?

Осень: Ребята, это плоды Земли – овощи, фрукты и ягоды.

Логопед: Ребята, давайте покажем осени, как мы умеем различать овощи, фрукты и ягоды?

Игра «Четвертый лишний»

Слайды №14 - 16 - изображения овощей и фруктов

(рис.9 - 11)

Игра «Какой, какая на вкус?»

(дети составляют словосочетания, используя муляжи овощей и фруктов)

Зрительная гимнастика 

«Ослик ходит, выбирает…» (автор – И.Лопухина)

(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)

                        Ослик ходит, выбирает,

                        Что сначала съесть, не знает.

                        Наверху созрела слива,

                        А внизу растет крапива.

                        Слева - свекла, справа - брюква,

                        Слева - тыква, справа - клюква,

                        Снизу свежая трава.

                        Сверху сочная ботва,

                        Закружилась голова,

                        Кружится в глазах листва, 

(Выполняются круговые движения глазами)

                        Выбрать ничего не смог

                        И без сил на землю лег.

(Закрывают глаза)

Логопед: А теперь прогуляемся с нашим другом - веселым язычком по осеннему лесу.

Слайд №17 - изображение язычка

Артикуляционная гимнастика 

«Язычок собирает грибы» (автор - Е.Г.Карельская)

Наступила осень — пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упражнение «Чашечка»), отправился в лес. По дороге в лес увидел ручеек. (Холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке — упражнение «Ручеек».) Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?»)

Язычок долго ходил по лесу и, наконец, вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. (Широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка — ножку гриба — упражнение «Грибок».)

Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор...» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.)

Набрав полную корзину грибов, Язычок вернулся домой.

Дети выполняют упражнения, контролируя артикуляцию с помощью индивидуальных зеркал.

Осень: Спасибо вам, ребята, вот вам от меня – дары осени (Буква Л)

Дети садятся в машину времени и произносят потешку о зиме

                        Падай, падай,

                        Белый снег!

                        Радуй, радуй

                        Всюду всех!

                        Падай, падай

                        На село,

                        На гусиное

                        Крыло.

                        Поле белым

                        Укрывай –

                        Будет летом

                        Каравай!

Слайд № 18 - зимний пейзаж

Логопед: Ребята, кажется, мы вернулись в детский сад и за окном снова зима.

Зима: Я рада вас видеть снова, ребята! Отгадайте мою последнюю загадку – назовите последнюю букву в алфавите.

Логопед: Конечно, ребята, это буква Я. Из букв, которые у нас есть, можно попробовать сложить слово. (Дети берут по букве и выстраиваются так, чтобы получилось слово «ЗЕМЛЯ»).

Слайд №19 - планета Земля

Мы живем на планете Земля, на которой есть моря и океаны, материки. У природы свой точный механизм – времена года меняются как часы. Но в последнее время люди построили много заводов, вырубают леса, убивают животных, в грязной воде гибнут рыбы – все это привело планету к экологической катастрофе. Как вы думаете, мы можем с вами помочь планете? (Ответы детей)

Логопед: Мы можем посадить деревья, не вырывать цветы, не разорять гнезда, оберегать животных. И просто не загрязнять улицы нашего города. Предлагаем вам создать в нашей группе красную книгу с редкими видами растений и вымирающими животными.

Литература:

1. Карельская Е.Г. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда // Дошкольное воспитание, 1998. - № 6 - с. 14-17.

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с.

2. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополнение.- СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80с.

C:\Users\HP\Desktop\картинки\3967FFC7-D3F7-4834-BC1F-9D501C810FCD_mw1024_mh1024_s.jpgрис.1. Голубь

рис.2. Мышь

рис.3. Заяц

рис.4. Белка

рис.5. Волк

рис.6. Белый медведь

C:\Users\natasha\Pictures\2016-06-19 001\6i3OA5mXOW4.jpgрис.7

рис.8

рис.9

рис.10

 рис.11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»

Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...

«Программа коррекционно-развивающей работы группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) средней логопедической группы»

laquo;Программа» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в средней логопедической...

Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

   Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития...

Рабочая программа подготовительной логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовани а Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ, разработанная на основе "Комплексно образвательно...