Речевой материал для развития звуко-буквенного анализа.
картотека по логопедии на тему
Данный речевой материал может быть использован для закрепления умения последовательно выделять звуки в словах. Вычленяя звуки из слова, дети знакомятся с особенностями акустики и артикуляции и на этой основе с двумя основными группами звуков русского языка - гласными и согласными. Имеются задания на соотнесение звука с буквой. Большое место в работе с детьми занимают стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_material_dlya_razvitiya_zvuko-bukvennogo_analiza.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Игра «Подскажи словечко»
А Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит. Это доктор ... (Айболит)
-Дать детям задание определить первый звук в слове, которое они
подсказали.
о Летом в огороде - свежие, зеленые,
А зимою в бочке желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?... (огурцы)
-Дети определяют первый звук в слове «огурцы»
У Он плывет по простыне,
Как кораблик на волне. Он хозяйкам добрый друг – Электрический …(утюг)
-Дети определяют первый звук в слове «утюг»
Ы Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву (ы)
-Дети определяют последний звук в слове «совы»
Э На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке.
В руки просится само
Что же это? …(эскимо)
-Дети определяют первый звук в слове «эскимо».
Речевой материал для развития
звуко-буквенного анализа.
2. Игра «Звук потерялся»
В зоопарке живет с…он (слон)
Словно дом, огромен он.
-Уточнить с детьми, какой звук потерялся (л).
Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла…пу (лампу)
-Дети называют слово и пропущенный звук.
Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к...ошки (крошки)
-Дать детям задание определить, какой звук пропущен.
3.Игра «Кто внимательный».
-Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах
услышат:
Звук Я (ягода, яма, яблоко, арбуз, груша, земля, знамя).
Звук Ю (юмор, юла, арена, кастрюля, юноша, артист).
Звук Е (енот, Егор, палка, кресло, кукла, ель).
Звук Ё (ёлка, ежевика, юла, ёжик, мяч, ёрш).
Звук И (пила, игла, шар, аист, ослик, барабан, стол, иней, иволга).
4.Игра «Потерялся первый звук».
-Педагог произносит слова без первого звука, а дети должны не только назвать слово, но и звук, который не был произнесен.
..лон (с) ,..ожка (л), ..кно (о), ..ук (л), ..ишка (м), ..ука (р), ..рбуз (а), ..ожик (н), ..иса
(л), ..ыба (р).
5. Игра «Как зовут девочку и мальчика».
-Узнать это можно, если правильно определить первый звук в каждой из нарисованных картинок и написать соответствующую букву под ней в квадрате; прочитать слова (Лена, Рома).
-Провести разбор слов: сколько букв, сколько гласных, сколько согласных, определить, в каких случаях согласная мягкая, в каких твердая и сколько
слогов.
Г Михаил играл в футбол и забил в ворота... (гол).
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь —
Чистоплотный серый…(гусь).
-Выделить вместе с детьми первый звук в каждом слове, которое они подсказали. Уточнить, что этот звук согласный.
К Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я…(капуста)
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу не поплыл,
Всех проглотит… (крокодил).
Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно…(карандаш).
-Аналогичная работа, как со звуком [Г]. Предложить произнести эти звуки поочередно: Г - К. Сказать, что произносятся они похоже, но [Г] с участием голоса, а [К]- без голоса. [Г] - звонкий согласный, а [К] - глухой. Они, как двойняшки.
- Игра «Отгадай загадки»
Д Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (дятел)
Т То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое? Я - ….(тетрадь).
Пушистая вата
Течет куда - то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (туча)
-Выделить первый звук в каждой отгадке, уточнить, что звуки эти согласные. Но не просто, а один из них - звонкий, а другой – глухой.
-Предложить самостоятельно определить, какой из них звонкий, а какой – глухой. (Если дети затрудняются, помочь им.)
- Игра «Подскажи словечко».
-Дети подсказывают слова и определяют 1-й звук в каждом из подсказанных
слов.
Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый …..(василёк)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков,
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик - чирик, не робей,
Я бывалый ... .(воробей)
Праздник, праздник у ворот
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок,
Красный, маленький ....(флажок)
Нежно - белую и звонкую
Из меня посуду тонкую,
Обжигают с древних пор.
Называюсь я .. ..(фарфор)
- Игра «Узнайте звук».
-Хлопните в ладоши, если в слове услышите:
Звук А: мишка, арбуз, автобус, слон, стул, шапка;
Звук В: ведро, василек, лиса, волк, волчок;
Звук Г: гусь, гриб, санки, грабли, книга, грач, дерево;
Звук Д: дом, дятел, телевизор, дуб, диван, окно.
- Игра «ДА и НЕТ»
-Скажите детям, что если они согласны, то должны сказать «да», если не
согласны, то сказать «нет»:
В лесу живут: волки, зайцы, медведи, коровы, свиньи, ежи, белки;
На огороде растет: картошка, капуста, яблоки, груши, свекла, морковь;
Над поляной летают: бабочки, стрекозы, слоны, бегемоты, пчелы, птицы.
10.Игра «Подскажи словечко»
-Дети не только подсказывают слово, но и выделяют первый звук
З Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ... .(зарядку)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома – ночью к нам пришла…(зима)
Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уноси ноги.
Ну - ка быстро отгадай - ка,
Как зверек зовется ....(зайка)
С Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое ... (самолет)
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого,
Не спеша огонь тут ходит,
Землю матушку обходит,
Светит весело в оконце – ну конечно, это…(солнце)
-Уточнить, какие звуки они выделили в подсказанных словах [3 – С], определить, какой звонкий, какой глухой.
-Определите первый звук в словах:
Береза, бабочка, белка, Буратино, берет, баран.
-Назовите слова, в которых звук Б, а в которых – БЬ:
Поросенок, персик, праздник, посылка, петрушка, подушка, пенал,
перемена.
-Детям дается задание определить в каких словах звук П, а в каких - ПЬ.
12. Игра «Подскажи словечко»
-Дети подсказывают слова и называют первый звук.
ж Лежебока рыжий кот отлежал себе…(живот)
Мама вяжет длинный шарф, потому что сын ... (жираф)
ш Сегодня все ликует
В руках у детворы,
От радости танцуют воздушные …(шары)
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбу у ребятишек никому не нужно….(шишек)
-Еще раз назвать первые звуки в словах, уточнить их произношение. Определить, какой звук звонкий, какой глухой.
- Игра «Звук заблудился»
- Предложить детям послушать стихи и исправить ошибку, заменив заблудившийся звук на нужный.
На болоте нет дорог. Я по кошкам (кочкам) скок да скок.
-Уточнить с детьми, какой звук заблудился и на какой его надо заменить [ш] на [ч].
11. Игра «Кто внимательный»
Наевшись рыбы до отвала, на море гайка (чайка) отдыхала.
-Дети также должны сказать, что [г] надо заменить на [ч].
Синее море, перед нами,
Летают майки (чайки) над нами.
-Дети также говорят, что [м] надо заменить на [ч].
- Игра «Кто внимательный»
-Предложите детям найти одинаковый звук в словах:
Клещи, щавель, щегол, ящик, ящерица, щека.
-Произнести попарно Ч - Щ, определить, какой звонкий, какой глухой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие звуко-буквенного анализа у детей дошкольного возраста.
Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников с целью профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Этапы коррекционной работы работы с учётом возраста детей. Дидактические...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .
Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку. В возрасте шести лет речь для детей из средства общ...
Упражнения для развития звуко-буквенного анализа.
1. Игра “Звук спрятался”: вычленение звука из слова (в конце слова, в середине, в начале) :...
Упражнения для развития звуко-буквенного анализа.
1. Игра “Звук спрятался”: вычленение звука из слова (в конце слова, в середине, в начале) :...
Игры на развитие звуко-буквенного анализа
Цель: научить детей слышать звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков....
Игры на развитие звуко-буквенного анализа
Дидактические игры....
Готовим детей к правильному письму и чтению. Упражнения для развития звуко-буквенного анализа.
Готовый материал в логопедический уголок, который поможет родителям в обучении своих детей чтению и письму. Что такое звуко-буквенный анализ? Почему он особенно важен и нужен детям с речевыми недостат...