Речевой материал для развития звуко-буквенного анализа.
картотека по логопедии на тему

Карчевцева Елена Сергеевна

Данный речевой материал может быть использован для закрепления умения последовательно выделять звуки в словах. Вычленяя звуки из слова, дети знакомятся с особенностями акустики и артикуляции и на этой основе с двумя основными группами звуков русского языка - гласными и согласными. Имеются задания на соотнесение звука с буквой. Большое место в работе с детьми занимают стихотворные тексты, которые необходимы  не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               1.Игра «Подскажи словечко»

А               Всех на свете он добрей,

  Лечит он больных зверей,

  И однажды бегемота

  Вытащил он из болота.

  Он известен, знаменит. Это доктор ... (Айболит)

-Дать детям задание определить первый звук в слове, которое они

подсказали.

о        Летом в огороде - свежие, зеленые,

А зимою в бочке желтые, соленые. Отгадайте, молодцы,    Как зовут нас?... (огурцы)                                          

-Дети определяют первый звук в слове «огурцы»

У             Он плывет по простыне,

Как кораблик на волне. Он хозяйкам добрый друг – Электрический …(утюг)                                                              

-Дети определяют первый звук в слове «утюг»

Ы              Мы услыхали от совы,

                  Что нету слов на букву (ы)

-Дети определяют последний звук в слове «совы»

Э                  На лучинке, в бумажке,

                      В шоколадной рубашке.

                      В руки просится само

                      Что же это?   …(эскимо)

                         

-Дети определяют первый звук в слове «эскимо».

Речевой материал для развития

 звуко-буквенного анализа.


      2. Игра «Звук потерялся»

     В зоопарке живет с…он (слон)

     Словно дом, огромен он.

-Уточнить с детьми, какой звук потерялся (л).

     Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла…пу (лампу)

-Дети называют слово и пропущенный звук.

      Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к...ошки (крошки)

-Дать детям задание определить, какой звук пропущен.

           3.Игра «Кто внимательный».

-Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах

услышат:

Звук Я (ягода, яма, яблоко, арбуз, груша, земля, знамя).

Звук Ю (юмор, юла, арена, кастрюля, юноша, артист).

Звук Е (енот, Егор, палка, кресло, кукла, ель).

Звук Ё (ёлка, ежевика, юла, ёжик, мяч, ёрш).

Звук И (пила, игла, шар, аист, ослик, барабан, стол, иней, иволга).

           4.Игра «Потерялся первый звук».

-Педагог произносит слова без первого звука, а дети должны не только назвать слово, но и звук, который не был произнесен.

..лон (с) ,..ожка (л), ..кно (о), ..ук (л), ..ишка (м),  ..ука (р), ..рбуз (а),  ..ожик (н),  ..иса

(л),  ..ыба (р).

               5. Игра «Как зовут девочку и мальчика».

-Узнать это можно, если правильно определить первый звук в каждой из нарисованных картинок и написать соответствующую букву под ней в квадрате; прочитать слова (Лена, Рома).

-Провести разбор слов: сколько букв, сколько гласных, сколько согласных, определить, в каких случаях согласная мягкая, в каких твердая и сколько

слогов.


        6. Игра «Подскажи словечко».

Г                               Михаил играл в футбол и забил в ворота... (гол).

          Я в любую непогоду

          Уважаю очень воду.

       Я от грязи берегусь —

           Чистоплотный серый…(гусь).

-Выделить вместе с детьми первый звук в каждом слове, которое они подсказали. Уточнить, что этот звук согласный.

К                                  Что за скрип, что за хруст?

            Это что еще за куст?

            Как же быть без хруста, если я…(капуста)

            В реках Африки живет

            Злой зеленый пароход.

             Кто б навстречу не поплыл,

             Всех проглотит… (крокодил).

             Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно…(карандаш).

-Аналогичная работа, как со звуком [Г]. Предложить произнести эти звуки поочередно: Г - К. Сказать, что произносятся они похоже, но [Г] с участием голоса, а [К]- без голоса.  [Г] - звонкий согласный, а [К] - глухой. Они, как двойняшки.

  1. Игра «Отгадай загадки»

Д        Кто в беретке ярко-красной,

             В черной курточке атласной,

             На меня он не глядит,

             Все стучит, стучит, стучит. (дятел)

Т         То я в клетку, то в линейку,

             Написать на мне сумей-ка,

             Можешь и нарисовать.

             Что такое? Я - ….(тетрадь).

         

              Пушистая вата

              Течет куда - то,

              Чем вата ниже,

              Тем дождик ближе. (туча)


                   

-Выделить первый звук в каждой отгадке, уточнить, что звуки эти согласные. Но не просто, а один из них - звонкий, а другой – глухой.

-Предложить самостоятельно определить, какой из них звонкий, а какой – глухой. (Если дети затрудняются, помочь им.)

  1. Игра «Подскажи словечко».

-Дети подсказывают слова и определяют 1-й звук в каждом из подсказанных

слов.

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый …..(василёк)

 

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик - чирик, не робей,

Я бывалый ... .(воробей)

Праздник, праздник у ворот

 Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок,

Красный, маленький ....(флажок)

Нежно - белую и звонкую

 Из меня посуду тонкую,

Обжигают с древних пор.

Называюсь я .. ..(фарфор)

  1. Игра «Узнайте звук».

-Хлопните в ладоши, если в слове услышите:

Звук А: мишка, арбуз, автобус, слон, стул, шапка;

Звук В: ведро, василек, лиса, волк, волчок;

Звук Г: гусь, гриб, санки, грабли, книга, грач, дерево;

Звук Д: дом, дятел, телевизор, дуб, диван, окно.


  1.  Игра «ДА и НЕТ»

-Скажите детям, что если они согласны, то должны сказать «да», если не

согласны, то сказать «нет»:

В лесу живут: волки, зайцы, медведи, коровы, свиньи, ежи, белки;

На огороде растет: картошка, капуста, яблоки, груши, свекла, морковь;

Над поляной летают: бабочки, стрекозы, слоны, бегемоты, пчелы, птицы.

10.Игра «Подскажи словечко»

-Дети не только подсказывают слово, но и выделяют первый звук

З      Просыпаюсь утром рано

        Вместе с солнышком румяным,

        Заправляю сам кроватку,

        Быстро делаю ... .(зарядку)

        Крыша в шапке меховой,

        Белый дым над головой,

        Двор в снегу, белы дома – ночью к нам пришла…(зима)

         

          Много бед таят леса:

          Волк, медведь там и лиса!

          Наш зверек живет в тревоге,

          От беды уноси ноги.

          Ну - ка быстро отгадай - ка,

          Как зверек зовется ....(зайка)

С        Смело в небе проплывает,

           Обгоняя птиц полет,

           Человек им управляет.

           Что такое ... (самолет)

            Среди поля голубого

            Яркий блеск огня большого,

            Не спеша огонь тут ходит,

            Землю матушку обходит,

            Светит весело в оконце – ну конечно, это…(солнце)

-Уточнить, какие звуки они выделили в подсказанных словах [3 – С], определить, какой звонкий, какой глухой.


-Определите первый звук в словах:

Береза, бабочка, белка, Буратино, берет, баран.

-Назовите слова, в которых звук Б, а в которых – БЬ:

Поросенок, персик, праздник, посылка, петрушка, подушка, пенал,

перемена.

-Детям дается задание определить в каких словах звук П, а в каких - ПЬ.

12. Игра «Подскажи словечко»

     -Дети подсказывают слова и называют первый звук.

ж       Лежебока рыжий кот отлежал себе…(живот)

                Мама вяжет длинный шарф, потому что сын ... (жираф)

ш        Сегодня все ликует

                 В руках у детворы,

                От радости танцуют воздушные …(шары)

                 

                 Если мы растем на ели,

                 Мы на месте, мы при деле,

                 А на лбу у ребятишек никому не нужно….(шишек)

                 

    -Еще раз назвать первые звуки в словах, уточнить их произношение.       Определить, какой звук звонкий, какой глухой.

  1.   Игра «Звук заблудился»

  - Предложить детям послушать стихи и исправить ошибку, заменив заблудившийся звук на нужный.

                На болоте нет дорог. Я по кошкам (кочкам) скок да скок.

   -Уточнить с детьми, какой звук заблудился и на какой его надо заменить [ш] на [ч].

11. Игра «Кто внимательный»


                Наевшись рыбы до отвала, на море гайка (чайка) отдыхала.

  -Дети также должны сказать, что [г] надо заменить на [ч].

                 Синее море, перед нами,

                 Летают майки (чайки) над нами.

-Дети также говорят, что [м] надо заменить на [ч].

  1.  Игра «Кто внимательный»

-Предложите детям найти одинаковый звук в словах:

Клещи, щавель, щегол, ящик, ящерица, щека.

-Произнести попарно Ч - Щ, определить, какой звонкий, какой глухой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звуко-буквенного анализа у детей дошкольного возраста.

Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников с целью профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Этапы коррекционной работы работы с учётом возраста детей. Дидактические...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .

Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку.        В возрасте шести лет речь для детей из средства общ...

Упражнения для развития звуко-буквенного анализа.

1. Игра “Звук спрятался”: вычленение звука из слова (в конце слова, в середине, в начале) :...

Упражнения для развития звуко-буквенного анализа.

1. Игра “Звук спрятался”: вычленение звука из слова (в конце слова, в середине, в начале) :...

Игры на развитие звуко-буквенного анализа

Цель: научить детей слышать звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков....

Готовим детей к правильному письму и чтению. Упражнения для развития звуко-буквенного анализа.

Готовый материал в логопедический уголок, который поможет родителям в обучении своих детей чтению и письму. Что такое звуко-буквенный анализ? Почему он особенно важен и нужен детям с речевыми недостат...