Готовим детей к правильному письму и чтению. Упражнения для развития звуко-буквенного анализа.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Готовый материал в логопедический уголок, который поможет родителям в обучении своих детей чтению и письму. Что такое звуко-буквенный анализ? Почему он особенно важен и нужен детям с речевыми недостатками? Как помочь детям его усвоить?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovim_detey_k_pravilnomu_pismu_i_chteniyu.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовим детей к правильному письму и чтению.
Упражнения для развития звуко – буквенного анализа.
Данные игры и упражнения помогут подготовить детей к письму и чтению без ошибок.
1. Игра “Звук спрятался”: вычленение звука из слова (в конце слова, в середине, в начале):
-ударного гласного; например, задание: подними руку, когда услышишь в конце слова звук “О”: дрова, молоко, звезда, окно, письмо…
-любого глухого согласного или непарного согласного по глухости-звонкости.
-назвать первый звук, последний.
2. Игра “Шифровальщики”: вычленение звука из слова и запись соответствующей буквы (графический диктант). Инструкция: “Запиши букву А, если услышишь ее; если звука нет, ставь прочерк. Назови (вспомни) эти слова” (Звук А в слове должен быть ударным; вторая часть упражнения развивает слуховую память)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. “Волшебная линеечка”. Опираясь на зрительное восприятие цифрового ряда, ребенок выполняет следующие задания (на этой линейке цифры должны быть написаны крупнее, чем на заводских линейках):
определение последовательности букв в слове (назвать буквы в порядке их следования) (например, в слове “книга” первая буква – К, вторая буква – Н, третья – И, четвертая – Г, пятая - А);
определения количества букв в слове (посчитать, сколько букв напишешь);
определение места гласных букв (назови гласные буквы и их место);
определение места согласных букв (назови согласные буквы и их место);
определение места Ь (Ъ) (где напишешь Ь (Ъ), назови его место);
называние буквы по определенному месту (назови букву, которая стоит на 3 месте, на 6 месте и т.п.);
называние букв, обозначающих мягкие согласные и нахождение их места в слове;
называние букв, обозначающих твердые согласные и нахождение их места в слове;
называние буквы по определенному месту и нахождение ее соседей (назови букву, которая находится на 4 месте, какая буква стоит перед ней (предшествует ей), после нее (следует после нее));
определение любой отрабатываемой буквы в слове;
4. Игра “Кто больше придумает слов”: придумывание слова на заданный звук. Например, задание: “Придумай слово, которое начинается на звук “У”
5. Игра “Цепочка слов”: конечный звук (буква) предыдущего слова должен быть началом последующего. Варианты: 1. любые слова; 2. слова, ограниченные темой (города, цветы, имена, одушевленные существительные и т.п.)
6. Игра “Волшебные кружочки”: работа со звуковыми схемами. Задания:
подобрать к схеме слово (дана одна схема и 3-4 картинки, название 1-2 подходит к данной схеме). Например, схема
Картинки – батон, повар, мешок ( правильный ответ - мешок)
|
- подобрать схему к слову (на доске 3-4 схемы и одна картинка, одна из схем подходит к картинке). Например, схема и др.похожие схемы
- Придумать слово к определенной схеме.
(Подсказка родителям: гласный звук – красный цвет, согласный твердый – синий цвет, согласный мягкий - зеленый).
7. Работа со слого-буквенными схемами:
- Подобрать слово, опираясь на схему, где выписаны гласные буквы.
Например, необходимо выбрать из перечня слов или картинок те слова, которые подходят к этой схеме. Слова: ворона, сорока, ласточка.
Можно давать опору как на гласные буквы, так и на согласные. Можно усложнить задание, поставив ударение над соответствующим слогом.
8. Игра “Рассели слова по домикам”. Домики с разным количеством окошечек: у первого только одно окно, у второго – два окна, у третьего – три и т.п. Инструкция: назови слово и подумай, в каком домике оно будет “жить”. Например, слово “бегемот: бе-ге-мот” живет в третьем домике, т.к. в слове три слога, а слово “слон” живет в первом домике.
9. Выделение 4-лишнего слова. Но задание выполняется по звуковому принципу, а не по семантическому. В самом начале работы можно слова произносить утрированно, четко выделяя определенный звук:
а) определение “лишнего” звука в ряду других звуков, например: [п], [п], [б], [п] (лишний звук - [б]); [а], [н], [о], [у] (лишний звук [н]) и т.п.;
б) определение “лишнего” слова из ряда слов, например: щипцы, щенок, шапка, щавель (слово шапка лишнее, т.к. в этом слове нет звука [щ]). Искомые звуки могут быть в начале слова, в середине или в конце.
10. Игра “Собери слово”: составление слов из “рассыпанных” букв, слогов.
11. Игра “Угадай, какое слово я задумала”: составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез). Звуки называть последовательно, раздельно. Сложность задания можно варьировать: 1.звуки назвать с минимальной паузой, 2.с продолжительной паузой , 3.между звуками вставлять слова-раздражители, типа “сначала”, “потом” или “затем” (сначала С, потом Т, затем О, затем Л). Это упражнение сначала давать без редуцированных звуков.
“Чтение” или отгадывание слова по первым звукам предъявляемых картинок, например: картинки: рыба, арбуз, карандаш; получается слово- рак.
12. Игра “Сквозные звуки”: нахождение одинаковых звуков в словах, например: рак, порт, сыр, мир (звук [р]); халат, лбы, волосы, бил (звук [л]).
Самостоятельное определение принципа распределения слов по столбикам, например: “По какому признаку распределены слова в два столбика?”:
цена свеча
кольцо косой
яйцо просить
зацепить люстра
13. Решение разных по сложности ребусов, шарад, кроссвордов.
Выделение и называние слов с определенным звуком из загадки, стихотворения, небольшого рассказ (задание “услышать слова и запомнить” необходимо дать до прослушивания текста).
Припоминание слов с конкретным звуком (до прослушивания текста задание “услышать слова и запомнить” не давать).
14. Разные варианты речевого лото. Например, на игровом поле закрываются сектора, где изображены предметы, названия которых включают звонкие согласные.
бочка * | башня * |
пашня | почка |
Точка | дочка * |
удочка * | уточка |
14. Игра “Нелепицы”: выбор должного слова с опорой на контекст. Например: сначала подаются два слова – “санки” и “танки”. Затем ученики должны определить, какое из предложений ( I или II) правильное: “Стреляют танки” или “Стреляют санки”. Аналогично проводится угадывание неправильностей в стихах или в других текстах (при прослушивании или при чтении):
“Накоси травы, коза,
Будет сытая коса”
Или даются пары картинок с намеренно перепутанными надписями:
Картинки коза коробок лапы коса колобок латы | Подписи коса колобок латы коза коробок лапы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие звуко-буквенного анализа у детей дошкольного возраста.
Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников с целью профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Этапы коррекционной работы работы с учётом возраста детей. Дидактические...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .
Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку. В возрасте шести лет речь для детей из средства общ...
Упражнения для развития звуко-буквенного анализа.
1. Игра “Звук спрятался”: вычленение звука из слова (в конце слова, в середине, в начале) :...
Упражнения для развития звуко-буквенного анализа.
1. Игра “Звук спрятался”: вычленение звука из слова (в конце слова, в середине, в начале) :...
Развитие звуко- буквенного анализа у детей дошкольного возраста
материал по развитию звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста: этапы формирования, игры, рекомендации - полезен в качестве консультации для воспитателей, родителей, учителей-логопедо...
Семинар для педагогов "Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста"
Что должен знать и уметь педагог в процессе работы с детьми по подготовке к обучению грамоте....
Е.В Колесникова Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.
Календарно - тематическое планирование ...