«Прогулка в зимний лес» Звук «С» на материале лексической темы «Зима»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе
Тема: «Прогулка в зимний лес»
Звук «С» на материале лексической темы «Зима»
(с использованием здоровьесберегающих технологий)
Цель: Закрепление правильного произношения звука «С»
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить произношение звука «С» изолированно, в словах, чистоговорках. Познакомить с буквой С. Уточнить и расширить словарь по теме «Зима».
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать дыхание, артикуляцию, зрительное и слуховое внимание, навыки фонематического анализа, речевую активность;
Развивать память, внимание, мышление;
Совершенствовать общую и мелкую моторику;
Воспитывать интонационную выразительность речи;
Осуществлять здоровьесбережение путём использования хвойного ароматического масла с целью активизации работоспособности, профилактики простудных заболеваний; проведением дыхательной, зрительной гимнастики и динамической паузы; релаксации с применением музыкотерапии, своевременным переключением видов деятельности. Использовать инновационные технологии: биоэнергопластику, самомассаж, су-джок терапию.
Коррекционно-воспитательные задачи: Продолжить формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
Развивать положительные эмоции.
Оборудование: Презентация к занятию, аудиозаписи «Звуки зимнего леса», Людвиг Ван Бетховен «Классика для малышей», Чайковский П.И.«Вальс снежных хлопьев», проектор, ноутбук с колонками.
Лёгкая ткань размером 1х1м, ароматическая лампа и ароматическое масло «Сосна», ящики с крупой, снежинки - картинки со звуком «С», магнитная доска, картинки с артикуляцией звука «С», картинка-символ звука «с» - ветер свистит, шишки, указка со снежинкой для проведения зрительной гимнастики, дорожки со следами птиц и зверей, буква С, картинки-символы буквы С, предметные картинки со звуком «С» в начале, середине и в конце слова, листы белого картона, цветные карандаши, клей.
Ход занятия.
I. Организационный этап
- Проходим, встаем в круг.
- Давайте поздороваемся.
- С добрым утром глазки! Вы проснулись? (поглаживаем веки глаз)
- С добрым утром ушки! Вы проснулись? (поглаживаем уши)
- С добрым утром ручки! Вы проснулись? (поглаживаем ручки)
- С добрым утром ножки! Вы проснулись? (притоптываем)
- С добрым утром солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку).
- С добрым утром все!
II. Мотивационно-ориентировачный этап
- Сегодня на улице светит солнышко, какое оно? (яркое, радостное, желтое)
- Солнышко сегодня светит, но не греет, почему? (потому что на улице зима)
- Правильно, идет последний месяц зимы, какой? (февраль)
- Да, ребята зима подходит к концу, а мне так хочется побывать в зимнем лесу, подышать свежим воздухом, посмотреть, что там происходит. А вы хотели бы отправиться на прогулку вместе со мной? (да)
- А как же мы доберемся до леса, как вы думаете? (на машине, на автобусе)
- А я предлагаю отправиться в путешествие на воздушном шаре. Согласны?
III. Поисковый этап
- Но на улице очень холодно, что нам надо сделать, чтобы не замерзнуть? (одеться)
- Да, давайте оденемся потеплее (имитация одевания).
Что мы оденем? (шапку – показываем, куртку – показываем, сапоги - показываем, шарф – показываем, варежки – показываем и т.д.)
- Оделись? Молодцы.
- Встаём на взлётную площадку.
- А вот и воздушный шар.
- Чтобы нам взлететь, нужно шар наполнить воздухом
Берем за края по кругу ткань, подбрасываем и дуем.
- Сделали вдох и сильный выдох … (повторяем 3 раза)
- Полетели!
- Пролетаем над равнинами, горами…..
- Как высоко мы с вами поднялись! Что мы с вами видим? (облака)
Посмотрите, какой они причудливой, необычной формы.
- На кого похоже это облако? (это облако похоже на лягушку)
- Давайте, улыбнемся как лягушки (улыбнулись, ладонь в вертикальном положении, пальцы широко расставлены)
- А это? ( это облако похоже на слона)
- Покажем хоботок (губы хоботком, ладонь собрана в щёпоть, большой палец прижат к среднему)
- Еще одно….. (это облако похоже на птенчика)
- Птенчики открывают и закрывают рот (открываем и закрываем рот, ладонь в вертикальном положении, большой палец выставлен вперёд, перпендикулярно остальным)
- Это? (это облако похоже на чашечку)
- Язычок чашечкой (ладонь с сомкнутыми пальцами, образует форму чашечки)
- Посмотрите, какое смешное облако (это облако похоже на индюка)
- Болбочем, как индюки (четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному, четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз)
- Ну, а это….(это облако похоже на лошадку)
- Цокаем, как лошадки (кулачки сжаты, движения вверх-вниз)
- Облака рассеялись, а вот и лес показался. Мы приземляемся.
(На экране появляется картинка волшебный зимний лес)
- Вот мы и в лесу.
- Тихо в лесу, многие звери спят. Послушаем звуки зимнего леса? (прислушиваемся: свист ветра, вьюги, метели, вой волка и т.д.)
-Какие звуки вы услышали? (дети перечисляют)
- А теперь, сами изобразим лесные зимние звуки:
Ветер дует – ЫЫЫЫЫ
Деревья качаются на ветру – АААААА
Стонет голодный медведь в берлоге – ОООООО
Деревья скрипят от мороза – ИИИИИ
Эхо отзывается – ЭЭЭЭЭЭ
- А какой замечательный, свежий воздух в лесу.
- Почувствуйте, как пахнет зимний лес…
- Вдохнем морозный воздух зимнего леса (зажигается аромалампа)
- Какой в лесу воздух? (чудесный в лесу воздух, свежий, бодрящий)
- Ребята, посмотрите, сколько в лесу снега намело, целые сугробы. Сугробы эти с секретом. Ну-ка, посмотрим, что в них спрятано?
(дети достают из сугробов снежинки)
- Снежинки не простые, они с картинками. Назовите, что у вас нарисовано?
(санки, собака, сумка, самолет, сом, оса, бусы, весы)
- Какой звук вы слышали во всех этих словах? (звук с)
- Давайте, вспомним секреты правильного произношения звука «С».
- Подойдем к доске.
- Что делают наши губы, когда мы произносим звук «С»? (губы улыбаются)
- А ротик? (рот немного открыт)
- В каком положении зубы? (зубы сближены, как заборчик)
- Что делает наш язычок?(язычок опущен вниз)
- Ветерок, какой? (холодный)
- Проверим.
- А голосок что делает?(спит, колокольчик не звенит)
- Проверим.
- Кто догадался, какую главную задачу будем решать сегодня?
(будем учиться правильно, произносить звук «С»).
- Да, мы будем учиться правильно, произносить звук «С»
- Звук «С» напоминает свист ветра, который мы слышали (прикрепляю картинку)
- Посвистим все вместе…. По одному…….
- Устали? Давайте, сядем на пенёчки.
(садимся перед экраном)
- А кто скажет, звук «С» какой гласный или согласный? (согласный)
- Почему? (потому что есть преграда для воздуха)
- Он твердый или мягкий? (твердый)
- Почему? (мы его произносим сердито)
- Звонкий или глухой (глухой)
- Почему? (произносим без голоса)
- Каким цветом обозначим звук «С»? (звук «С» обозначим синим).
(появляется синий круг на экране)
- Правильно. Посмотрите, на экране появился синий сигнал.
- Что-то у меня руки немного замерзли, пока мы разговаривали.
- Давайте погреем руки, покатаем шишки между ладошками и повторим чистоговорки со звуком «С».
Са-са-са – вот лиса.
Су-су-су - холодно в лесу
Со-со-со- лиса любит мясо.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы.
- Шишки положили около пенечков
-У каждого звука есть подружка – буква.
У звука “С” - буква “С” (показ буквы на экране)
- Давайте, нарисуем её в воздухе пальчиком.
- На что похожа буква С ? ….
- Молодцы.
- Да, у буквы С есть друзья: месяц…подкова… сломанный бублик… змейка.
(сломанный бублик, подкова, месяц, змейка - на экране)
- Молодцы.
(на экран возвращается картинка лес)
- Мы с вами посмотрели много картинок, наши глазки устали и мы устали, давайте отдохнем и сделаем зарядку
(Вытянуть снежинку вперед перед детьми, сфокусировать на ней взгляд)
К нам снежинки прилетели,
Заиграли вдруг метели.
(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
( Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)
Снежинки влево полетели,
Глазки влево посмотрели
( Поднимать снежинку вверх и опускать вниз.
Дети, смотрят вверх и вниз.)
Ветер снежинки вверх поднимал
И на землю опускал…
( присесть, опустив снежинку на пол.)
Все на землю улеглись.
(Закрыть ладошками глаза.)
Кладу снежинку на пол
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
- Открыли глазки. Встали.
- Посмотрите, как много в лесу следов (картинка на экране).
- Это чьи следы? (звериные)
- А это чьи следы? (птичьи)
- Давайте пройдем к столам по птичьим следам, при этом, не наступая на звериные следы.
(лежат две дорожки со следами, дети проходят к столам)
(возвращается картинка лес)
- Молодцы! Вот мы и дошли. Вы все очень внимательные и аккуратные.
(Подходим к столам, перед детьми листы картона, цветные карандаши, клей, картинки).
IV. Самостоятельное применение новых знаний на практике
- Сегодня будем работать с «умными картами», которые мы уже умеем составлять (звучит музыка).
- Какой звук мы сегодня с вами учимся правильно произносить?
(звук «С»)
- В центре карты обозначим звук «С» (дети выбирают символ звука «С» ветер свистит)
- Каким цветом обозначаем звук «С» (синим)
- Обведем символ синим цветом.
- Нарисуем веточку и приклеим картинки, которые показывают, как мы произносим звук «С»…..(дети выбирают и приклеивают)
- Нарисуем ещё одну веточку и вспоминаем букву, которой мы обозначаем звук «С»…… и на что она похожа….
- Дальше мы вспоминаем слова со звуком «С» - рисуем три веточки….
Первая веточка - слова со звуком «С» в начале слова, вторая веточка – в середине слова, третья – в конце.
- Давайте, проверим, друг друга, всё ли мы правильно сделали.
- Меняемся картами (дети проверяют работы друг друга).
- Все проверили друг друга? ....
- Всё правильно? ....
- Взяли свои карты.
- Молодцы. Эти карты останутся у вас, чтобы вы всегда могли вспомнить, о том, что узнали сегодня о звуке «С», рассказать и показать дома маме с папой, друзьям в группе.
- Наша прогулка подходит к концу, пора возвращаться в детский сад.
- Но только ведь наш шар улетел. Надо, подумать, как нам вернуться?
………….
Звучит музыка «Снежные хлопья»
- Давайте, превратимся в снежинки.
- Закройте глазки, представьте, что вы легкие, пушистые снежинки, ветер подул и вы…..полетели….., закружились …… и в детском саду очутились.
(в это время картина леса убирается)
- Глазки открыли.
V. Рефлексивно-оценочный этап
- Вот мы и вернулись.
- Что было трудно во время прогулки?
- Что понравилось?
- За что можете себя похвалить?
- И ещё вам в подарок – вот такие сладкие призы.
Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Совершенствование лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы «Зимующие птицы»)
Конспект открытого занятияТема: Совершенствование лексико-грамматического строя (на материале лексической темы «Зимующие птицы») Цели: закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах; учить с...
Тема: "Звук "С" на материале лексической темы "Зима" (конспект группового логопедического занятия)
Конспект группового логопедического занятия....
Конспект занятия по обучению грамоте у детей с ОНР "Звук С"(на материале лексической темы "Зима")
Закрепить изолированное произнесение звука С....
Конспект интегрированного логопедического занятия (коррекция звукопроизношения и развитие речи) по теме: «Звук Зь в начале и середине слова на материале лексической темы «Зима».
(индивидуальное занятие для дошкольника старшего возраста)...
Автоматизация звука [Л] на материале лексической темы «Африка. Животные Африки» и грамматической темы «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе».
Автоматизация звука [Л] на материале лексической темы «Африка. Животные Африки» и грамматической темы «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе».Цель: Автом...
Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква К. Лексическая тема "Зима. Зимние приметы, забавы"
Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква К. Лексическая тема "Зима. Зимние приметы, забавы"...
Домашнее задание для группы ТНР. Звук и буква Х. Лексическая тема "Зима.Зимние виды спорта"
Домашнее задание для группы ТНР. Звук и буква Х. Лексическая тема "Зима.Зимние виды спорта"...