Звуковая культура речи
презентация по логопедии на тему

Томашевская Анастасия Валериевна

Звуковая культура речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya-2.ppt614.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум по теме: «Звуковая культура речи».

Слайд 2

Обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп ДОУ показывает, что многие дети имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера. Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Это понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Цель семинара – практикума – определить уровень компетентности педагогов в вопросах формирования звуковой культуры речи и умение применять знания в практике своей работы. Участники семинара – практикума две команды: «Говоруньи» и «Болтуньи». Форма проведения – участие в конкурсах. Оценка : от 1 до 3 баллов. Жюри : Захарченко С.А. – заведующий ДОУ. Хафизова Р.А. – зам. заведующего по ВМР. Тюпина Т.А. – педагог – психолог. Стеченко А.О. – музыкальный руководитель.

Слайд 3

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика . Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, которые можно тренировать. Для этого существует специальная артикуляционная гимнастика. Очень часто у детей наблюдается недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. Для развития двигательных умений важно проводить пальчиковые игры , желательно в сопровождении стихов. Кстати, в Японии малыши начинают делать гимнастику для пальчиков с 2 – 3 месяцев.

Слайд 4

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики проводить ежедневно в течение 3 – 5 минут, эмоционально , в игровой форме; выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении; делать не более 2 – 3 упражнений, причем два из них должны быть знакомыми; работу над упражнением организовать следующим образом: а) рассказать об упражнении, используя игровой прием; б) показать его выполнение; в) выполнить со всеми детьми; г) проверить правильность выполнения упражнения (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому) по подгруппам (не более 5 детей).

Слайд 5

Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики заниматься ежедневно 5 – 10 минут; упражнения без речевого сопровождения выполнять до пальчиковых игр, синхронизированных с речью; сначала упражнения выполнять в медленном темпе, затем в более быстром; отрабатывать движения вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно; разученные упражнения объединять в небольшие сказки и диалоги.

Слайд 6

Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук». Разминка. «У бабушки с дедушкой». Толстые внуки приехали в гости. С ними - худые , лишь кожа да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, поцеловать они их потянулись. Утром проснулись – в улыбочку губы. Чистим мы верхние, нижние зубы . Блюдца поставим – положат блины нам. Блинчик жуем с вареньем малиновым. Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо. Чашки поставим, чтоб чаю налили. Вкусный был завтрак, никто не обижен. Скажем «спасибо» губы оближем. Дедушка сделал для внуков качели . Все мы на них покачаться успели. Вечером скачем на лошади ловко. Звонко стучат по дороге подковки. Вот замедляет лошадки шажочки, и на опушке мы видим грибочки .

Слайд 7

1. Знание органов артикуляции. Ответьте на вопросы: Какой главный артикуляционный орган у человека? Какие части языка вы можете назвать? Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? Как образуется голос? ( ответить письменно ). 2 . Знание артикуляционных упражнений. Посмотрите на картинку, назовите упражнение, покажите, как его выполнить и объясните, для постановки каких звуков оно используется . 3. Знание упражнений пальчиковой гимнастики. Каждая команда выполняет комплекс пальчиковой гимнастики.

Слайд 8

Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия » 1. Назовите слова на заданный звук. 1команда – а, р. 2 команда – о, з. 2. Придумайте рифму к слову 1 команда – зайка, подушка. 2 команда – мишка, тропинка. 3.Физминутка 1. И.п. - встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук [б], хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам. 2. И.п. - основная стойка. На слово со звуком [з] наклон вперед, со звуком [с] наклон назад . 3. Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком [м] в середине или конце слова. 4. Подберите слово с наибольшим количеством букв.

Слайд 9

Рекомендации по работе со скороговорками Формированию правильного произношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки. Как работать над ними: прочитать скороговорку и показать иллюстрации к ней; объяснить значение сложных слов; проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями; повторить скороговорку три раза подряд в быстром темпе; взять мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку. Работу с пословицами рекомендуют начинать как можно раньше. Следует объяснить детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.

Слайд 10

Конкурс «Формирование правильного звукопроизношения и дикции » Скороговорки: Труба трубит, труба поет, трубач по улице идет. У Петрушки три ватрушки, три ватрушки у Петра. Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. Галка села на палку, палка ударила галку. В аквариуме у Харитона, четыре рака да три тритона. На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка. Коси, коса, пока роса, роса долой и мы домой. Каждая команда выбирает команде – сопернику две скороговорки. Одну из них нужно проговорить в быстром темпе, другую – быстро и с определенной интонацией (сердито, удивленно, весело…)

Слайд 11

Конкурс «Развитие связной устной речи. Работа с пословицами». Карточка № 1. Продолжите пословицы. С волками жить - …. С миру по нитке - …. Всяк сверчок - …. «Переведите» пословицы на русский язык. Сын леопарда – тоже леопард. (Африка). Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан). Бойся тихой реки, а не шумной .(Греция). Назовите пословицы про дружбу. Карточка №2. Продолжите пословицы. Двое пашут - … Кончил дело - … Гром не грянет - … «Переведите» пословицы на русский язык. Молчаливый рот – золотой рот. (Германия). Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия). Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция). Назовите пословицы про труд.

Слайд 12

Оснащение предметно-развивающей среды по звуковой культуре речи. пособия для развития речевого дыхания; картинный материал по соотнесению речевого звука с неречевым; предметные картинки на обследование фонематики и звукопроизношения ; картинки - символы для артикуляционной гимнастики; комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики; дидактические пособия для развития мелкой моторики; дидактические игры по развитию фонематического слуха и восприятия; пособия по звуковому анализу и синтезу; методическая литература по вопросу развития звуковой культуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...