Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Путешествие в страну гласных звуков А,У".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия с использованием заданий на фонематическое восприятие, развитие общей, мелкой и арикуляционной моторики, на слуховое восприятие, память, внимание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Путешествие в страну гласных звуков А, У»
Цель:
Ознакомление детей с гласными звуками {А}, {У}.
Задачи занятия:
1) Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей с понятием «гласный» звук;
- учить отличать «букву» от «звука»;
- формировать умение различать гласные звуки-буквы {А}, {У}.
- формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами;
- уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков;
2) Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать воображение, слуховое восприятие, память, внимание.
3) Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:
демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки; осенние листочки из цветного картона; буквы из картона, аудио-запись различных звуков, волшебный мешочек, предметные картинки (усы, автобус, апельсин, улитка, утюг, акула, и т. д), дерево из картона.
Ход занятия:
(Дети стоят в кругу на ковре)
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.
Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки, подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения.
Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну гласных звуков.
Воспитатель: Ребята, что мы знаем о гласных звуках, как мы их произносим? (Ответы детей) Гласные звуки мы говорим голосом.
Каким цветом мы их обозначаем? (Ответы детей) Мы обозначаем гласные звуки красным цветом.
Воспитатель: И так, мы отправляемся в Страну гласных звуков. Все готовы? Давайте, возьмемся за руки и в путь…
Под музыку проходят по кругу по полянке.
«Начало путешествия»
Воспитатель: - Ребята, наша дорога в Страну гласных звуков пойдет через сказочный лес. А чтобы в нем очутиться, нам нужно просто закрыть глаза.
Упражнение на общее расслабление (дети под музыку выполняют упражнение):
Сном волшебным засыпаем,
В страну звуков улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Смотрим глазками опять.
Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.
Посмотрите, как красиво в лесу! А почему столько снега на земле? Какое сейчас время года?
Дети: - зима!
Воспитатель: Правильно ребята! А как называется явление, когда снег падает на землю?
Дети: - снегопад
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какие не обычные снежинки. Кажется на них какие –то картинки с обратной стороны.
Дети собирают снежинки, и видят на обратной стороне снежинки, картинки на звуки {А}, {У}.
Дети называют слова, которые есть на картинках.
Воспитатель: Смотрите ребята, какое не обычное дерево стоит. А что мы видим на дереве?
Дети: - Это буквы А, У.
Воспитатель: Ребята, скажите, а чем отличается буква от звука?
Звук - мы говорим. Букву – мы пишем.
Прикрепите свои снежинки с картинками к дереву!
А наше путешествие продолжается. Звучит музыка. Дети идут, держась за руки по кругу.
Ребята! Мы очутились с вами в сказочной стране, а управляет ей волшебная фея и она приготовила вам много заданий.
Если вы справитесь с ними, то она отпустит вас домой, а если нет, то навсегда оставит в своей стране! Поэтому вам надо постараться выполнить все её задания!
Итак, первое задание (достаёт из корзинки снежинку с заданием)
Проходите, садитесь за столы!
«Звукобуквенный анализ сочетаний АУ, УА»
(Дети сидят за столами)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем сказочном лесу заблудился мальчик. Как он зовёт, что он кричит?
Дети: - АУ.
Воспитатель: - Сколько звуков мы услышали? (два). Какой 1 звук? [А] Какой 2 звук? [У].
Какие это звуки? (Гласные)
Воспитатель: - В Сказочном лесу еще кто-то есть! (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?
Дети: - УА.
Воспитатель: - Сколько звуков мы услышали? (два). Какой 1 звук? [У] Какой 2 звук? [А].
Какие это звуки? (Гласные)
Выложите, пожалуйста, у себя на столах буквы «АУ» из счетных палочек.
Вызванный воспитателем ребёнок выкладывает буквы «АУ» на доске. Все дети выкладывают буквы за столами.
Молодцы! С этим заданием вы справились.
А теперь задание на внимание. Фея хочет посмотреть, насколько вы внимательные!
«Внимательные ушки» (развиваем фонематический слух)
Воспитатель:
Давайте, научим ваши ушки хорошо слышать и различать звуки!
Я назову вам ряд звуков (а потом, слов), а вы молча поднимайте руку только на звук «А»: А, К, Т, А, Х, П, О, А, И, Ф, У, А. Аист, дом, кот, Арбуз, Аня, суп, бык, Ананас, дыня, мех, игры, Акула, море.
Артикуляционная гимнастика « Буквы»
(Дети сидят за столами)
Воспитатель:
В гости к дому подошли,
Буквы гласные нашли.
Чтобы правильно сказать,
Надо рот всем раскрывать.
Буква А – рот широко,
Овальный рот на букву - О.
Буква У – губы трубочкой вперёд.
Буква И – улыбочка.
Воспитатель:
- А, У, О, И –
Вот такие все они,
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады!
Игра «Отгадай звук по немой артикуляции»
(Дети стоят около стульчиков, за столами)
Воспитатель:
Ребята, сейчас, я буду молча произносить звуки, а вы, глядя на то, как я открываю ротик, отгадайте, что я буду произносить:
А, У, АУ, АА, УА, УУ, АУА.
(Дети стоят на ковре)
- А теперь еще игра,
Мяч скорее мне сюда!
Подарю вам звуки я,
Вы вернете мне слова.
(Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т. д.)
Игра с волшебным мешочком
(Дети сидят на коленях на ковре)
Воспитатель:
-Звуки А, У хотят с вами поиграть. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные картинки, вынимайте по одной картинке из мешочка, нужно назвать картинку, и назвать звук, с которого начинается это слово.
Например: ребенок достает из мешочка апельсин, называет слово, говорит: Апельсин - начинается на звук «А».
Физминутка
Воспитатель: - Ребята, давайте споем песенку про гласные звуки:
А-А-А - Здравствуй звук Ааа! (Разводим руки в стороны).
У-У-У –Руку протянУуу! (Руки вперед, покрутить кистями рук).
О-О-О - Без вас нам нелегкОоо! (Качаем головой).
И-И-И - На нас ты посмотрИии! (Хлопаем ладонями по груди).
Воспитатель: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите, пожалуйста, вспомнить гласные звуки!
Дети: - Ууу, Ааа.
Игра «Угадай, что напишу»
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Угадайте, какую букву я написала? (Подходит к нескольким детям и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)
Игра «Обвести на бумаге сочетания гласных АУ и УА»
Воспитатель: — Пройдите за столы, перед вами лист бумаги с рядами букв, найдите все сочетания АУ и УА и обведите их простым карандашом в овал.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Выполнили все задания волшебной феи!
Ей понравилось ,как вы отвечали и она решила отпустить вас домой! А чтобы нам вернуться домой, нам нужно сказать волшебные слова
Сном волшебным засыпаем,
В страну звуков улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Смотрим глазками опять.
Ребята! Посмотрите, ну вот мы и дома, в нашем любимом детском саду!
Понравилось вам наше путешествие в страну гласных звуков и букв А,У?
Дети: Да!
— Почему мы их называем гласными? (потому что, они произносятся только голосом).
Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, чем отличается буква от звука?
Дети: Звук - мы говорим. Букву – мы пишем.
— Молодцы, ребята! Мы сегодня замечательно играли. Наше путешествие закончилось. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятие в старшей логопедической группе по теме "Звук С".
Конспект занятия....
Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: дифференциация звуков [Л] — [Р]
Цель: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков [Л] — [Р], анализ и синтез одно-, дву-, трехсложных слов....
Конспект занятия в старшей логопедической группе: "звук Л" Путешествие в Голубую страну.
Закрепление правильного произношения звука "Л" в слогах,словах,связной речи....
Занятие по обучению грамоте в логопедической группе ДОУ. "Путешествие в страну гласных звуков"
Конспект занятия по обучению грамоте....
Конспект занятия в старшей (логопедической) группе «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕТСВИЕ ПО СТРАНАМ
Конспект занятия в старшей (логопедической) группе«ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕТСВИЕ ПО СТРАНАМ...
Конспект НОД по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР . Гласные звуки А, О,У, И,Ы.
Данный конспект НОД помогает закрепить понятие "гласные звуки", учить давать их характеристику, сравнительную характеристику , помогает закрепить понятие "место звука в слове", раз...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР) «Путешествие в Страну Гласных Звуков»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)«Путешествие в Страну Гласных Звуков»...