Первые шаги к освоению навыка чтения
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Когда ребёнок готовится к поступлению в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли учить его  читать? Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное ( побуквенное) чтение является серьёзным препятствием в обучении ребёнка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_k_osvoeniyu_navyka_chteniya.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги к освоению навыка чтения

Речь- это канал развития интеллекта.

Чем раньше будет усвоен язык, тем легче

И полнее будут усвоены знания.

Н.И.Жинкин

Когда ребёнок готовится к поступлению в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли учить его  читать? Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное ( побуквенное) чтение является серьёзным препятствием в обучении ребёнка в школе.

В настоящее время в школу приходит большое количество первоклассников, уровень готовности которых к обучению чтению  не позволяет им успешно овладеть этим важнейшим умением, что в дальнейшем становится одной из основных причин неуспеваемости младших школьников.

Основная задача родителей и педагогов вызвать у детей интерес к языку, сформировать творческий характер речи и тенденцию к её саморазвитию. Не менее важными задачами являются:

-формирование звуковой культуры речи;

-обогащение и активизация словаря;

-формирование грамматического строя речи;

-развитие связной речи, речевого общения;

- формирование умений, необходимых для обучения чтению  на основе развития психофизиологических функций ребёнка;

-знакомство с художественной литературой.

Работе по знакомству ребёнка с буквами должно предшествовать введение его в мир звуков. Ведь буква- это знак звука (письменная графема). Знакомство с буквенным знаком становится безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт  о навыке звукового анализа слова, которое возможно только при чётком проговаривании звуков ребёнком. Звуковой анализ включает  прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно проговаривать и выделять звуки в слове. Он занимает много времени и сил, но  в конечном итоге определяет успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

  Занимаясь работой со звуками как «строительным материалом слова», мы закладываем основу формирования у ребёнка:

-Особую чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему преимущества при дальнейших орфографических занятиях;

-письма без пропусков, перестановок, грубых искажений букв;

-слогового чтения, без усилий переходящего к слитному чтению целыми словами;

-интереса к языку и его законам.

Особое значение в работе с детьми придаётся знакомству с художественной литературой: дети учатся не только разучивать стихотворения, отгадывать загадки, пересказывать сказки, но и знакомятся с эпитетами, метафорами, сравнениями, другими средствами художественной выразительности, учатся фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок, придумывая свои, оригинальные сказки или истории на заданную тему.

Практика показывает, что учащиеся  младших классов, сохраняющие в самостоятельной речи лексические и грамматические недочёты  испытывают трудности не только в сфере общения, но и в познавательной деятельности, и в овладении программным содержанием общеобразовательной школы. Известно, что не только усвоение курса родного языка , но и познавательная деятельность вообще, коммуникативные навыки и – как следствие – общее всестороннее развитие во многом зависят от уровня практического владения речью, опирающейся на достаточный словарный запас, и построения в соответствии с грамматическими нормами языка. Расширение потенциального словарного запаса учащихся играет исключительную роль в выработке навыков беглого чтения и понимания читаемого текста.

Как мы видим, обучению чтению должна предшествовать  огромная совместная работа родителей и педагогов, закладывающая фундамент для дальнейшего быстрого и правильного усвоения этого навыка.

                   

 Учитель-логопед  ГБДОУ№42 Кировского района

                                                                        Смирнова Л.Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги в освоении письма.

В предверии нового учебного года хочу поделиться своей информацией при подготовке дошкольников к письму.  Готовить руку к письму необходимо в дошкольном детстве. Начиная с раннего возраста тренир...

"Первые шаги в освоении письма"

Статья расскажет о подготовке руки к письму, о значении развития мелкой моторики....

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и у...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и у...

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ПИСЬМА

Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии ...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители мечтают узнать чудодейственный секрет к лёгкому обучению чтению ребёнка. а секрет прост: начинать надо не с букв, а со звуков и самыми разными играми с ними....