Первые шаги к освоению навыка чтения
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Когда ребёнок готовится к поступлению в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли учить его читать? Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное ( побуквенное) чтение является серьёзным препятствием в обучении ребёнка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_k_osvoeniyu_navyka_chteniya.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Первые шаги к освоению навыка чтения
Речь- это канал развития интеллекта.
Чем раньше будет усвоен язык, тем легче
И полнее будут усвоены знания.
Н.И.Жинкин
Когда ребёнок готовится к поступлению в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли учить его читать? Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное ( побуквенное) чтение является серьёзным препятствием в обучении ребёнка в школе.
В настоящее время в школу приходит большое количество первоклассников, уровень готовности которых к обучению чтению не позволяет им успешно овладеть этим важнейшим умением, что в дальнейшем становится одной из основных причин неуспеваемости младших школьников.
Основная задача родителей и педагогов вызвать у детей интерес к языку, сформировать творческий характер речи и тенденцию к её саморазвитию. Не менее важными задачами являются:
-формирование звуковой культуры речи;
-обогащение и активизация словаря;
-формирование грамматического строя речи;
-развитие связной речи, речевого общения;
- формирование умений, необходимых для обучения чтению на основе развития психофизиологических функций ребёнка;
-знакомство с художественной литературой.
Работе по знакомству ребёнка с буквами должно предшествовать введение его в мир звуков. Ведь буква- это знак звука (письменная графема). Знакомство с буквенным знаком становится безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт о навыке звукового анализа слова, которое возможно только при чётком проговаривании звуков ребёнком. Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно проговаривать и выделять звуки в слове. Он занимает много времени и сил, но в конечном итоге определяет успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
Занимаясь работой со звуками как «строительным материалом слова», мы закладываем основу формирования у ребёнка:
-Особую чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему преимущества при дальнейших орфографических занятиях;
-письма без пропусков, перестановок, грубых искажений букв;
-слогового чтения, без усилий переходящего к слитному чтению целыми словами;
-интереса к языку и его законам.
Особое значение в работе с детьми придаётся знакомству с художественной литературой: дети учатся не только разучивать стихотворения, отгадывать загадки, пересказывать сказки, но и знакомятся с эпитетами, метафорами, сравнениями, другими средствами художественной выразительности, учатся фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок, придумывая свои, оригинальные сказки или истории на заданную тему.
Практика показывает, что учащиеся младших классов, сохраняющие в самостоятельной речи лексические и грамматические недочёты испытывают трудности не только в сфере общения, но и в познавательной деятельности, и в овладении программным содержанием общеобразовательной школы. Известно, что не только усвоение курса родного языка , но и познавательная деятельность вообще, коммуникативные навыки и – как следствие – общее всестороннее развитие во многом зависят от уровня практического владения речью, опирающейся на достаточный словарный запас, и построения в соответствии с грамматическими нормами языка. Расширение потенциального словарного запаса учащихся играет исключительную роль в выработке навыков беглого чтения и понимания читаемого текста.
Как мы видим, обучению чтению должна предшествовать огромная совместная работа родителей и педагогов, закладывающая фундамент для дальнейшего быстрого и правильного усвоения этого навыка.
Учитель-логопед ГБДОУ№42 Кировского района
Смирнова Л.Л
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые шаги в освоении письма.
В предверии нового учебного года хочу поделиться своей информацией при подготовке дошкольников к письму. Готовить руку к письму необходимо в дошкольном детстве. Начиная с раннего возраста тренир...
Психолого-педагогичкская помощь при освоении навыков чтения
помощь при освоения навыков чтения...
"Первые шаги в освоении письма"
Статья расскажет о подготовке руки к письму, о значении развития мелкой моторики....
Первые шаги к освоению навыка чтения
Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и у...
Первые шаги к освоению навыка чтения
Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и у...
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ПИСЬМА
Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии ...
Первые шаги к освоению навыка чтения
Многие родители мечтают узнать чудодейственный секрет к лёгкому обучению чтению ребёнка. а секрет прост: начинать надо не с букв, а со звуков и самыми разными играми с ними....