Первые шаги к освоению навыка чтения
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дрыкина Анастасия Сергеевна
Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.
Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и упражнений со звуками речи.
Цель этого этапа - научить ребенка выделять из потока звучащей речи отдельные звуки, правильно произносить их, не вводя понятия «буква».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx366.16 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги к освоению навыка чтенияhttps://www.culture.ru/storage/images/e17bb266925660e7ef9be3106e5481eb/2fbdee71bb1af22bc78b40f2ae9ce05b.jpeg

Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.
Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и упражнений со звуками речи.
Цель этого этапа - научить ребенка выделять из потока звучащей речи отдельные звуки, правильно произносить их, не вводя понятия «буква».

Благоприятной почвой для успешного домашнего обучения является «литературная» обстановка в семье. Это значит заинтересованность всех членов семьи прослушиванию аудиокниг со сказками, чтению хороших книг, обсуждению театральных спектаклей, в организации семейного кукольного театра, настольных игр …  Дети играют наравне со взрослыми в игры, основанные на языковом материале.

Научный путь к достижению цели - это совместная исследовательская деятельность и общая радость успешного решения задач, поставленных в игре.
Пройдя серию специальных игр и упражнений, малыш должен усвоить твердо, что каждое слово и вся наша речь в целом состоят из звуков.

Игры - звукоподражания.

1.«Кто как кричит?». Цель: выделять определенные звуки и научиться их  протягивать.

[у - у -у ] - воет волк;               [аа - аа -аа] - мама укачивает младенца;

[в - в - в] - воет ветер;             [уа - уа -уа] - плачет младенец;            

[ж - ж - ж] - жужжит жук;         [а - у - у - у] - кто - то потерялся в лесу;

2. Игра  «Пчелы». Цель: выделять в словах  звук [Ж] и научиться протягивать его.

- Ты слышал, как ЖуЖЖЖат пчелы? Попробуй поЖуЖЖЖать так же;
- Давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки;
-Ж - Ж - Ж!  Давай друЖЖЖить!
- Ты где ЖЖЖивешь? Я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище;
- Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками!
http://b.radikal.ru/b05/2007/be/d07ea316712e.jpg

 3.  Игра «Встреча двух машин». Цель: выделять в словах звук [В] и научиться протягивать его.

- Я ВВВожу дроВВВа. А ты что ВВВозишь?;
- А ты умеешь поВВВорачиВВВать напраВВВо? А налеВВВВо?
- ДаВВВай устроим сореВВВноВВВание - кто лучше заВВВодится;
- ВВВ…. 

Игры, требующие от ребенка самостоятельного поиска слов по заданной звуковой характеристике.

Игра «Два грузовика». Цель: поиск предметов на звук [Р] и на звук [Ж].

- К отправке готовятся две машины. Первая машина марки [РРР], вторая [ЖЖЖ].
Участники загружают свои машины предметами или картинками, где изображены предметы, названия которых начинаются с этих звуков.
Например: На первую машину грузим «Рыбку», «Ракету», «Робота»…; на вторую грузим «Жука», «Жабу», «Жирафа»… .
https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2018/10/maxresdefault-2-2.jpg

Игры, нацеленные на сознательную работу над словом.

1. Игра в «Слова».

- Я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно оканчивается, и отвечаешь мне другим словом, которое начинается с этого звука. Примечание: Родители должны быть внимательными: речь идет о звуках, а не о буквах. Если вы назвали слово «гноМ», то «Мячик», как продолжение игры вам не подойдет, так как в слове «гноМ» последний звук твердый.

2. Игра в «Магазин». 

«Продавец»- взрослый. Покупатели выбирают товары, но платить нужно, назвав первый звук в слове, обозначающем понравившийся предмет.  Если малыш ошибается, ему помогают другие покупатели, подсказывая правильный ответ.
В следующий раз можно поменяться ролями- взрослый может иногда умышленно ошибаться.
https://image.winudf.com/v2/image1/bW9iaS5mdW5iYWJ5YXBwcy5iYWJ5bWFydF9zY3JlZW5fNF8xNTY3MDA2MDMzXzAzOQ/screen-4.jpg?fakeurl=1&type=.jpg

Условия игр:

  • Во время игр необходимо следить за тем, чтобы названия предметов обязательно произносились ребенком отчетливо, громко, правильно.
  • Игры должны проводиться в легкой доброжелательной обстановке, должны вселять уверенность в себе, воспитывать умение принимать собственные решения.
  • Восторгайтесь успехами малыша, вы проявляете внимание и мотивируете к новым подвигам!
  • Делайте занятия разнообразными, постепенно усложняя задания.
  • Предварительная подготовка в приобщении к определенному запасу фонетических знаний в игровой форме, поможет более легкому освоению навыками чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги в освоении письма.

В предверии нового учебного года хочу поделиться своей информацией при подготовке дошкольников к письму.  Готовить руку к письму необходимо в дошкольном детстве. Начиная с раннего возраста тренир...

"Первые шаги в освоении письма"

Статья расскажет о подготовке руки к письму, о значении развития мелкой моторики....

Первые шаги к освоению навыка чтения

Когда ребёнок готовится к поступлению в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли учить его  читать? Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное ( побуквенное) чтение...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и у...

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ПИСЬМА

Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии ...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители мечтают узнать чудодейственный секрет к лёгкому обучению чтению ребёнка. а секрет прост: начинать надо не с букв, а со звуков и самыми разными играми с ними....