Первые шаги в освоении письма.
консультация (подготовительная группа) на тему

В предверии нового учебного года хочу поделиться своей информацией при подготовке дошкольников к письму.  Готовить руку к письму необходимо в дошкольном детстве. Начиная с раннего возраста тренировка мелкой моторики и увлекательные игры приводят к необходимым навыкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_v_osvoenii_pisma.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

                            Первые шаги в освоении письма.

                                                                                  «Источники способностей и

                                                                                    дарований детей – на кончиках

                                                                                     их пальцев»

                                                                                                        В.А.Сухомлинский

   В целостной системе воспитания и обучения дошкольников, для подготовки их к школе, важную роль играет развитие рук. Письмо – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в   упражнениях. И труд, и упражнения – это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руки, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Развитый мозг ребёнка и неразвитая рука – это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребёнка -дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.

  Приложите усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и ещё слабую руку ребёнка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование, и даже раздражение. Позаботьтесь об успешности деятельности ребёнка, подкрепите его интерес к буквам, книгам.

  Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда – вот эффективные пути             подготовки руки ребёнка к письму.

  Совершенствовать ручную моторику помогают физические упражнения и игры.

  1. Полезные игры и упражнения с мячом:

- перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку;

- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной;

- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля его после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, поворот на 360*, приседание и др.)

  2. Развитию силы кистей рук способствуют упражнения с кистевым эспандером. Количество повторений должно быть посильным и не вызывать сильного утомления мышц.

  3. Более сложным является отжимание от гимнастической скамейки, пола на      пальцах рук, подтягивание на перекладине.

  4. Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев:

    - разведение и сведение пальцев рук;

    - сжимание и разжимание кистей в кулак;

    - одновременное и поочерёдное соприкосновение пальцев обеих рук;

    - круговые движения кистями рук в лицевой плоскости, вовнутрь и наружу;

    - отведение большого пальца правой и левой руки одновременное и поочерёдное и противопоставление его остальным пальцам;

    - противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и  поочерёдно;

     - соединение пальцев обеих рук подушечками и пружинящие движения ладонями.

      В работу с рукой надо включать пальчиковые игры. Все пальчиковые игры     организуются с речевым сопровождением, а значит полезны не только для развития мелких и точных движений пальцев, но и для развития речи.

                                                      Дом.

 Молоточком я стучу.                     Постукивать кулачками друг о друга ( правой  

                                                           сверху, левой снизу и наоборот).

 Дом построить я хочу.                   Соединить кончики пальцев обеих рук (крыша).

 Строю я высокий дом.                    Поднять руки вверх.

 Буду жить я в доме том.                 Похлопать ладонями.

                                                  Помощники.

Наши руки были в мыле.                 Показать ладошки.

Мы посуду сами мыли.                    Вращательные движения прижатыми друг к

                                                            другу ладонями.

Мы посуду мыли сами.                    Потирать кулачки о кулачок.

Помогали нашей маме.                    Показать ладошки.

                                                    Замок.

На дверях висит замок.                    Пальцы сложены в «замочек».

Кто его открыть бы смог?

Мы замочком постучали.                Постучать запястьями.

Мы замочком покрутили,                Покрутить «замочком».

Мы замочек потянули                      Локти в стороны, как бы тянуть руки в стороны.

И открыли!                                        Показать ладошки.

У детей дошкольного возраста внимание непроизвольное. Это значит, что ребёнок направляет его туда, где есть что-то яркое, новое, необычное. Использование таких предметов позволяют поддерживать неослабевающий интерес у ребёнка. Тем самым вырабатывается сосредоточенность, волевое внимание. Здесь можно использовать:

 Игры с неотточенным карандашом: перекатывание карандаша между ладонями, удерживание карандаша указательными пальцами обеих рук. Указательными и средними, вращение карандаша на столе, отстукивание ритма «медленно, быстро», «тихо-громко», выдавливание карандашом узора на пластилине.

Игры с массажными мячами: перекатывание в ладонях, прокатывание по предпле- чью, удерживание мяча с одновременным проведением пальчиковых гимнастик.

Игры с фольгой, бумагой: смять-разгладить, прорисовать(выдавить)  узор, сложить- расправить, мелко порвать, разорвать по линии или сгибу, поделки-оригами.

Игры со шнурками: шнуровка, выкладывание шнурков по линии, изображение с по- мощью шнурков контура предмета, плетение косичек, переплетение шнурков.

Игры с макаронами и бусинами: нанизывание на нитку, выкладывание узора на пластилине, раскрашивание макарон гуашью.

Игры со спичками  и палочками: выкладывание заданного узора по воображению, по образцу; пересчитывание, отсчитывание, перекладывание.

                                              Разложи вслепую.

Палочки разных размеров перемешиваются. Играющие с завязанными глазами сор – тируют палочки по размерам в отдельные коробочки. Побеждает тот, кто успешнее и быстрее выполнит задание.

Аналогичную игру можно провести с мозаикой, пуговицами, рассыпанными бусинками, косточками от фруктов.

                                               Выложи узор в строке.

Приготовить счётные палочки, бумагу в клетку. Выложить на листе бумаги в     клетку орнамент по образцу. Образец рассматривается в течение нескольких секунд. В тетради  отмечается рабочая строка.

Штриховка: работа по штриховке, обводке, дорисовыванию требует собранности, сосредоточенности, организованности. Постепенное заполнение моторной памяти отлаженными элементами двигательных программ создаёт предпосылку для автоматизации навыка, который становится стабильным. Обведение сложных контуров по пунктирным линиям; раскрашивание мелких деталей; дорисовывание частей; рисование по образцу линий, петель, кругов; работа с трафаретами и т. д. развивает и совершенствует пространственные и временные представления, умение ориентироваться на листе бумаги – «слева, справа, вверху, внизу» и т.д.

В упражнениях «Быстрый карандаш» ребёнок учится рисовать по клеточкам,    развивает внимание, «Нарисуй и расскажи» - развивает умение рассказывать по рисунку, сочинять приключении, «Спешит на ёлку» - закрепляет представления о геометрических фигурах в ходе рисования по клеточкам, «Графический диктант» - совершенствует пространственную ориентировку, внимание, графический навык.

     Подобные упражнения наряду с другими видами тренировки движений помогают выработать у ребёнка необходимые навыки к подготовке руки к письму. Они    совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Таким образом, создают важные предпосылки освоения письма в период школьного обучения.

                                               Список литературы

  1. Н.В.Алексеева, С.Е.Андреева, Н.В. Видова, «Развитие одарённых детей», изд. «Учитель» Волгоград,2011 год
  2. Н.В. Новоторцева «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль «Академия раз – вития», 1998 год.
  3. Л.Б.Фесюкова «От трёх до семи», изд. «Фолио», 1996 год.

 

                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Первые шаги в освоении письма"

Статья расскажет о подготовке руки к письму, о значении развития мелкой моторики....

Первые шаги к освоению навыка чтения

Когда ребёнок готовится к поступлению в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли учить его  читать? Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное ( побуквенное) чтение...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и у...

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы «ПЕРВЫЕ ШАГИ» май 2022г.

Промежуточные результатыпедагогической диагностикиМониторинг достижения детьмипланируемых результатов освоения Программы «ПЕРВЫЕ ШАГИ»группа раннего возраста № 2 «Пчелки»Воспит...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и у...

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ПИСЬМА

Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии ...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители мечтают узнать чудодейственный секрет к лёгкому обучению чтению ребёнка. а секрет прост: начинать надо не с букв, а со звуков и самыми разными играми с ними....