Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука "Р". Поездка в цирк"
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В конспекте представлена пошаговая работа с ребёнком - дизартриком по теме: "Автоматизация звука "Р", описаны основные формы работы и интересные приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiv_zanyatie.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка»
Конспект индивидуального занятия
«Звук и буква [Р]. Поездка в цирк»
Подготовил:
учитель-логопед Чикина Е.А.
Тема: Автоматизация звука [Р].
Цель: Автоматизация звука [Р].
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- развивать фонематический слух на звук [Р];
- развивать фонематическое восприятие;
- развитие речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики;
- автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях, тексте.
3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: 2 маленьких зеркала, квадраты красного, синего и зелёного цветов, жёлтый колокольчик, картинка с изображением буквы «Р», разрезная картинка с изображением улыбки, картинка «Улыбка», на обратной стороне которой ступеньки, барабан, маляр, лошадка, слоговая таблица для чтения слогов со звуком «Р», картинка с изображением рыси, мяч, карточки с буквами Ц, И, Р, К.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Сегодня утром я встретила детей младшей группы нашего детского сада. Они говорят, что их пригласили….а вот куда, они не знают, потому что не умеют читать. Давай поможем ребятам узнать, куда же они отправятся. Для этого нам надо выполнить задания и собрать все буквы и прочитать слово.
2. Объявление темы занятия.
Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю.
(Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).
Потерялась буква Р.
Где? В трамвае, например.
Или мы её вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша:
- Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Рука! Ракета!
Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще?
Звук [Р].
Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].
3. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы у нас было хорошее настроение на занятии, давай улыбнёмся. Молодец, у тебя очень хорошо получилось. Давай соберём разрезную картинку. Что у нас получилось? (улыбка).
Улыбнись также – вытяни губы в «трубочку» - «улыбка». А теперь подготовим к работе язычок.
На обратной стороне собранной «улыбки» картинки – символы артикуляционных упражнений (ступеньки, барабан, маляр, лошадка).
Давай вспомним, как выполняются эти упражнения.
По ступенькам пошагаем (выполняется упражнение «ступеньки»),
В барабаны поиграем (упражнение «барабанщик»),
Малярами побывали (упражнение «маляр»),
На лошадке поскакали (упражнение «лошадка»).
- А сейчас мы выполним эти упражнения под счёт (логопед считает, ребёнок выполняет). Если ты сделаешь всё правильно, то получишь первую букву.
После выполнения упражнений получаем первую букву «Ц».
4.Уточнение правильной артикуляции.
Сегодня мы часто произносить звук «Р». Давай я тебе напомню, как ведут себя наши губы, язык, когда мы произносим данный звук.
Дает представление о том, как работают органы артикуляции, формирует «физиологический» образ звука.
Рот открыт или закрыт? (открыт)
Язык вверху или внизу? (вверху)
Воздушная струя тёплая или холодная? (тёплая)
Давай произнесём звук «Р» перед зеркалом.
5. Характеристика звука.
Логопед: звук [Р] согласный или гласный?
Ребёнок: согласный
Логопед: звонкий или глухой?
Ребёнок: звонкий
Логопед: твёрдый или мягкий?
Ребёнок: твёрдый
Логопед: каким цветом обозначается? Выбери из всего символы, необходимые для обозначения звука «Р» (синий квадрат, жёлтый колокольчик).
Ребёнок: синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука, добавляет жёлтый колокольчик, так как звук звонкий). Звук «Р» обозначается буквой Р (показ картинки с изображением буквы).
6. Произношение изолированного звука.
Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)
Раз, два, повернись снова в Аню превратись.
7. Динамическая пауза.
- Попробуй правильно выполнить все упражнения и получишь вторую букву нашего слова.
- Игра «Не сжимай кулачок»
- Игра «Сделай, как я скажу»
- Игра «Выполни задание» (ребёнок отворачивается, логопед просит его подпрыгнуть столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши; нагнуться столько раз, сколько раз я топну ногой).
Выполнили упражнения, получаем вторую букву «И».
8. Развитие фонематического слуха.
Выполнив правильно все задания, ты получишь третью букву.
Игра «Повтори за мной» (ребёнок должен повторить только звук «Р», слоги, в которых есть звук «Р», слова, в которых есть звук «Р»)
а) на уровне ряда звуков:
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов:
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
в) на уровне слов:
ракета, небо, робот, ранец, батон, арбуз, окно, кефир, комар, стакан, дом, крот, топор, пожар.
Получаем третью букву «Р».
11.Автоматизация звука в слогах.
Давай попробуем прочитать слоги со звуком «Р» (слоговая таблица).
РА-РО-РУ-РЫ
РО-РУ-РЫ-РА
РУ-РЫ-РА-РО
РЫ-РА-РО-РУ
12. Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).
Игра «Голова, живот, ноги». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.
Баран, жираф, рысь, тигр, норка.
13. Звуковой анализ слога «РЫСЬ».
Выполнив правильно задание, получим четвёртую букву.
- Произнеси слово «РЫСЬ».
- Какой первый звук ты слышишь в слове [РЫСЬ]? - [Р] согласный, звонкий,
твёрдый, обозначается синим цветом, добавляется жёлтый колокольчик.
- Какой второй звук? - [Ы] гласный, обозначается красным цветом.
- Какой следующий звук? (СЬ) – согласный, мягкий, глухой (обозначается зелёным цветом).
Сколько всего звуков в слове [РЫСЬ]? (три).
Получаем четвёртую букву «К».
Давай прочитаем получившееся слово. ЦИРК.
14. Автоматизация звука в словах.
А медведи в цирке очень любят в мяч играть.
Игра «Один – много» (с мячом).
Рысь – рыси, тигр -… барсук -…, крот -… баран - …, зубр - …, жираф - ….
14. Игра «Доскажи словечко».
- Он ходит, голову задрав, не потому что гордый нрав, не потому что важный граф, а потому что он….(жираф)
- От рожденья сумку носит, Никого помочь не просит,
В сумке прячет детвору, Это мама - …(кенгуру)
- Полосатый как …(тигр, зебра)
- Горбатый как - …(верблюд)
- Зелёный как - …(крокодил)
15. Итог занятия.
Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.
16. Оценка речевой деятельности.
Ты прекрасно сегодня работала, правильно произносила звук.
17. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Цирк» (дифференциация звуков Л и Р)
Данное занятие относится к заключительному этапу произносительной дифференциации сонорных звуков (л-р). До этого должна быть проведена большая предварительная работа по автоматизации звука Р и п...
Конспект сюжетно - ролевой игры во воторой младшей группе "Поездка в цирк"
Ознакомление детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимноотношения в игре....
Конспект ООД во второй младшей группе "Поездка в цирк".
Закреплять у детей знания о пассажирском и грузовом транспорте.Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нармаль...
Конспект занятия "Поездка в цирк"
Познавательное развитие (ФЭМП),занятие для младшей группы....
Конспект итоговой коррекционно – развивающей деятельности в подготовительной к школе группе «Буквоешки» по теме: «Поездка в цирк»
Цель: Закрепить знания, полученные в течение года. Задачи: Коррекционно – образовательные задачи:- Активизировать словарь по теме «Цирк».- Совершенствовать лекс...
Конспект непрерывной образовательной деятельности (логопедического занятия) по теме «Поездка в цирк. Автоматизация звука Р»
Цель: автоматизация звука [р] в словах и предложениях...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Цирк»
Индивидуальное занятие для ребенка подготовительной группы...