Семинар-практикум "Чтобы грамотными стать звуки и буквы давай изучать!"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Совместный практический семинар для детей подготовительного возраста с ОНР и их родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_seminar.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №24 «Солнышко»
Семинар-практикум для детей и родителей
«Чтобы грамотными стать
звуки и буквы давай изучать!»
Подготовила:
Учитель-логопед: Захарова Н.В.
Цель: повышение педагогической компетентности родителей, через совместную деятельность с детьми.
Задачи:
- Познакомить родителей с этапами работы и методами обучения дошкольников грамоте.
- Уточнить и расширить знвания родителей о звуках и буквах русского языка
- Закрепить представление о звуковом анализе слов.
Дать рекомендации по проведению игр со звуками и буквами.
Ход
Л: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе с детьми, чтобы показать, чему мы учимся на занятиях по звукопроизношению и обучению грамоте. Совсем скоро ваши дети пойдут в школу. Очень часто в начальных классах не только дети, но и родители сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому сегодня мы с Вами постараемся запастись необходимыми знаниями, умениями, для того чтобы вы смогли оказать полноценную помощь детям при затруднениях в обучении.
Но сначало, чтобы немного разогреть наш артикуляционный аппарат давайте поираем в игру, которая называется «ДА=НЕТ». Слушайте внимательно мои вопросы и дружно отвечайте, только ДА или НЕТ.
Проводится игра для родителей « Да – нет».
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих вы любите? (да)
С работы пришли к нам, а сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю.…Как быть, господа?
Проблемы детишек решать нужно? (да)
Тогда начинаем азы изучать
Чтоб детям своим вы смогли помогать!
Л: Пришла пора отправиться в путешествие. Уважаемые родители, Вам необходимо внимательно слушать своих детей, потомучто в конце совместной практической деятельности мы будем с вами обсуждать все то, что увидели.
Л: Я приглашаю вас в волшебный город, а кто его жители вы узнаете, если отгадаете загадки (слаид 2)
Один мягкий и свистит,
Другой твёрдый и шипит.
Третий вовсе запоёт,
Хоть кто его произнесёт… (звуки)
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буквы)
Л: Правильно жителями города являются звуки и буквы (слайд 3).
- Ребята, чем отличаются звуки от букв?
Дети с помощью схем на экране рассказывают: звуки мы слышим, произносим, а буквы видим, пишем, читаем (слайд 4).
Л:- Ребята, давайте раскажем, какие бывают звуки, и чем они отличаются? (слайд 5).
Дети: гласные и согласные. Гласные звуки – легко произносятся, поются, воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Согласные звуки бывают глухие и звонкие.
Л: Как можно проверить глухой звук или звонкий?
Дети: Можно положить руку на горлышко или закрыть уши руками. На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Л: Звуки очень хитрые и могут прятаться в разные части слова? Где мы их можем найти?
Дети: в начале, в середине или в конце слов.
Л: Правильно теперь давайте поиграем и попробуем найти звук С. Перед вами карточки с картинками, закрасте синим карандашом нужный квадратик. А теперь, внимание на экран, проверяем (слайд 6)
Дети: В слове самолёт звук [C] спрятался в начале слова, в слове коляска в середине, в слове автобус – в конце.
Л: Молодцы! А ещё мы с ребятами умеем заколдовывать словечки. А как мы это делаем, вы сейчас увидите. Первое словечко «заколдуют» дети, а второе словечко, попробуют заколдовать родители (слайд 7).
Дети: Первый звук в слове КОТ – К. Он согласный глухой, твердый. Второй звук – О, он гласный, красным. Третий звук Т – он согласный, глухой, твердый. Будем обозначать синим цветом.
Л: Посмотрите на экран, правильно ли выполнили это задание дети? (слайд 7). Молодцы ребята, а теперь посмотрим, как с этим заданием справятся родители (родители по образцу детей разбирают слово КИТ) проверка (слайд 7).
Логопед: Звуки живут в домиках буквах. Назовите буквы, которые появятся на экране: а, о, у, м, н, п и т.д. (слайд 8)
Л: Мы долго путешествовали по волшебному городу, пришла пора немного отдохнуть. Сейчас Наталья Сергеевна покажет Вам интересные упражнения, которые она регулярно проводит с детьми.
Создание страницы
Л: В прошлом году совместно с детьми и родителями мы начали оформлять странички букваря. Сейчас вместе с вами мы создадим одну большую страницу с буквой К, для того, чтобы дома вы смогли вместе с детьми создать свою страничку. Алгоритм создания вы видите на экране (слайд 9).
Л: Замечательная работа у нас получилась! Дорогие дети, вы можете отдыхать.
Беседа с родителями
Логопед: А теперь, давайте ещё раз все разложим по местам в памяти, для того, чтобы правильно вы смогли помогать своим детям при выполнении школьных заданий. Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложение?
Родители: Предложение – это слова связанные между собой по смыслу.
Логопед: Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков. Какие бывают звуки?
Родители: Звуки бывают - гласные, согласные.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Логопед: Вспомните и назовите гласные звуки
Родители: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Логопед: Что такое согласные звуки?
Родители: Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть [ССС], [МММ].
Согласные звуки бывают глухие и звонкие. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Логопед: Звуки на письме обозначаем буквами.
Обращение к родителям: вы послушали, как дети называли сейчас буквы. Скажите, пожалуйста, правильно ли на ваш взгляд они выполнили это задание? Почему? Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. в результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении. Поэтому до тех пор, пока ребёнок не научится хорошо сливать слоги, буквы называем коротко, как звуки!!!!!!
Логопед: А чего же больше в руском языке? Звуков или букв? (слайд 10)
Родители: с помощью слайда выясняют, что звуков больше, чем букв.
Логопед: Вот и подошёл к концу наш семинар. Чтобы все приобретённые сегодня знания не растерялись, я приготовила для вас памятки. Не забудьте заполнить анкеты обратной связи. Спасибо за внимание и до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучаем звук и букву "З"
Занятие по обучению грамоте: звук и буква "З"...
Консультация для родителей "Изучаем звуки и буквы"
В консультации представлена информация о звуках русского языка, о особенностях изучения звуков с детьми на занятиях с логопедом. Даны конкретные рекомендации о закреплении работы по формированию навык...
Материал с заданиями учителя-дефектолога на тему "Изучаем гласные звуки и буквы"
Материал поможет родителям дошкольников изучить гласные звуки русского языка и соответствующие буквы и выполнить с ребенком задания....
Материал с заданиями учителя-дефектолога на тему "Изучаем согласные звуки и буквы"
Материал с заданиями, которые помогут ребенку изучить согласные звуки и буквы русского языка и соответствующие буквы....
Статья: "Звуки и буквы русского языка".
Это небольшая статья сделана в виде памятки. В ней говорится о буквах и звука русского языка, об их обозначениях, о твердости и мягкости и т.д. Материал пригодится родителям детей, посещающих под...
Интерактивная игра - «Звуки и буквы изучаем, Незнайку обучаем»
Цель игры - изучение звуков и букв детьми старшего дошкольного возраста....
изучаем звук и букву Д
Из за эпидемии коронавируса многие дети моей группы находятся дома на изоляции.Карантин может быть совсем не скучным, если ребенку регулярно предлагать интересные занятия, которые оказываю...