Конспект занятия по звукопроизношению и грамоте "По дороге к знаниям"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Захарова Наталья Владимировна

Занятие предназначено для детей подготовительного возраста с ТНР. Предусматривает использование презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №24 «Солнышко»

Конспект открытого занятия

по звукопроизношению и обучению грамоте

в группе компенсирующей направленности

 (для детей  подготовительного возраста с ОНР).

«По дороге к знаниям»

c использованием презентации

                                                             Учитель-логопед: Захарова Н.В.

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • продолжать учить детей различать понятия «гласные и согласные звуки», «звуки и буквы» с помощью их характерных особенностей
  • продолжать учить выделять графически правильный образ букв, совершенствовать навык «печатания».

коррекционно-развивающие:

  • продолжать развивать зрительное восприятие, мышление.
  • продолжать развивать фонематические процессы.
  • продолжать развивать навыки звукобуквенного анализа.

коррекционно-воспитательные:

воспитывать у детей самостоятельность при выполнении заданий

продолжать воспитывать у детей навыки самоконтроля за собственной речью.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация. Указка, демонстрационные картинки со схемами «мишка», «мышка», картинки для игры: «цепочки слов», звуковые схемы, ключики из картона, коробка, распечатка с двумя заданиями, карандаши простые по количеству детей.

Ход занятия.

Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли необычные гости. Может быть, кто-то из вас узнал их?  

Дети: Это учителя, они работают в школе.

Логопед: Нашим гостям очень интересно посмотреть, чему мы с вами научились. Пожалуйста, займите свои места. Вы стали совсем взрослые и скоро школа распахнет для вас свои двери. Посмотрите на экран, перед нами вдали замечательная страна знаний, как вы думаете, можем ли мы с вами туда попасть?

Дети: нет, потому что на пути ворота с замками.

Логопед: Правильно. А вы хотели бы открыть все замки и попасть в увлекательную страну знаний? Тогда я вам открою один секрет. Открыть замки нам помогут ваши ключики знаний, которые мы будем собирать, выполняя задания и складывать в волшебную коробочку. Ну что, начинаем?

Разминка: Чтобы четко и красиво отвечать, нам нужно разогреть наши язычки с помощью чистоговорки.

Чики-чики-чики-чок, пусть попляшет язычок.

Повтори-ка: цо-цо-цо, вышла цапля на крыльцо.

На болоте, жа-жа-жа, цапля встретила ежа.

«Как дела, - спросила,- Еж, далеко ли ты идешь?

Еж ответил на ходу: «Я сегодня в цирк иду».

Цапля в цирке выступала, цапля танго танцевала!

И сказала цапля: «Еж, хорошо, что ты придешь!»

Задание №1

Звуков много есть на свете.

Ветра шум и плеск воды.

И бывают звуки речи.

Вы их точно знать должны.                                                      

 Какие же бывают звуки речи?

Дети: Звуки бывают гласные и согласные.

Логопед: Кто хочет рассказать о гласных звуках. Как они произносятся?

Дети: Гласные звуки легко произносятся, поются, у них нет преграды. Мы их обозначаем красным цветом.

Логопед: А теперь расскажите про согласные звуки.

Дети: У согласных звуков есть преграды. Они бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Твердые согласные мы обозначаем, синим цветом, а мягкие – зелёным.

Логопед: Молодцы ребята. Вы справились с первым заданиям и получаете за это первый ключик. Аня, положи ключик в волшебную коробочку и мы посмотрим, что произойдет (ребёнок кладёт ключик в коробку, которая расположена под экраном и в это время, по щелчку мыши, слышится звук открывающегося замка и первый замок исчезает на экране).

Дети: Мы открыли ключиком первый замок на воротах.

Логопед: Вот видите, ребята, не зря старались. А вот вам следующее задание.

Задание №2 «Цепочка слов».

Сейчас вам нужно будет поработать в паре. Перед вами картинки. Найдите картинку со звёздочкой и положите её на край стола. Произнесите слово, какой последний звук? Найдите картинку, которая начинается с этого звука. Продолжите цепочку самостоятельно. Кто справился с заданием, поднимает руку.

Дети: Кот, [Т], тапки, игрушка, автобус, собака и т.д.

Логопед: Молодцы. Вот вам второй ключик.

Задание № 3 «Разложи предметы по ранцам»

Продолжаем собирать наши ключики знаний. Если гласные звуки встанут рядом с согласными, то получатся…… слоги. А если слоги встанут рядом друг с другом, то получатся

……..слова. Предлагаю вам поиграть со словами. Перед вами картинки, что нарисовано наверху листа?

Дети: 4 ранца с цифрами.

Логопед: Нужно сложить предметы в ранцы. Но как мы их будем раскладывать? Как вы думаете?

Дети: предлагают свои варианты.

Логопед: Нужно назвать картинку, разделить её на слоги и провести дорожку к нужному ранцу.

Дети выполняют задание самостоятельно, затем проводится проверка.

Логопед: Миша, в ранец с каким номером, ты положил «тетради» и почему? Не забывайте отвечать полными предложениями.

Миша: Я положил тетради в ранец с номером 3, потому что в этом слове 3 слога.

Аналогично проверяются все остальные слова.

Логопед: А в какой ранец вы положили пирамидку? Нужна она ученикам? Посмотрите ещё раз на задание, может быть вы ещё, что нибудь заметите?

Дети: Мы не положили ни одного предмета в ранец с номером 1, потому что не было слов с одним слогом.

Логопед: Молодцы, ребята! Скорее открывайте ещё один замок.

Неожиданно начинает звучать весёлая музыка, и логопед приглашает детей на весёлую физминутку.

Физминутка: «Танец маленьких утят» с использованием презентации.

Задание №5 «Слова-паронимы»

Логопед: Отдохнули ребята? Тогда продолжаем собирать ключики. А сейчас вам предстоит заколдовать слова с помощью цветных квадратиков. Какие слова мы будем заколдовывать?

Дети: Мишка – мышка.

Логопед: Кто хочет у доски выполнить задание? Остальные дети выкладывают на столах. Одна часть детей – слово «мишка», другая часть детей слово «мышка». Сравнительная характеристика слов, чем похожи и чем отличаются?

Дети: в слове мишка первый звук [МЬ], а в слове мышка – первый звук [М].

Логопед: Сколько слогов в слове «мишка»? А сколько слогов в слове «мышка»? как вы узнали?

Дети: В слове мишка – 2 слога, в слове мышка – 2 слога. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Логопед: Какие гласные были в слове мышка? а какие в слове мишка?

Дети: В слове мышка гласные - Ы, А, а в слове мишка – И, А.

Логопед: придумайте предложения с этими словами (2-4 ребёнка составляют предложения).

Молодцы, ребята! Вы заработали ещё ключики.

Задание №6 «Сравнение звуков и букв»

Ох уж эти звуки, хитрые. Можем ли мы их увидеть? И где, они живут?

Дети: Увидеть мы их не можем, можем только услышать и произнести. А «живут» они в буквах.

Логопед: Андрей, расскажи ещё раз, чем же звуки отличаются от букв?

Ребёнок: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.

Мы заколдовали слова цветными квадратиками, но прочитать их не можем, что нужно сделать?

Дети: Выложить их с помощью букв (выходят двое детей по желанию и из букв выкладывают слова: МЫШКА-МИШКА)

Логопед: Молодцы! Вот вам ещё ключик! У нас остался последний замок.

Задание №7 «Игры с буквами»

А сейчас я хочу посмотреть, хорошо ли вы запомнили, как пишутся буквы. Найдите неправильно написанные буквы и зачеркните их одной черточкой. Из оставшихся букв составьте слово так, чтобы буквы в слове располагались от самой большой до самой маленькой. Какое слово получилось?

Дети: ШКОЛА.

Логопед: И с последним заданием вы справились! Молодцы! Открывайте последний замок и давайте посмотрим, что произойдет.

На экране исчезают все замки и ворота, появляется картинка будущих учеников шагающих по ступенькам к знаниям. В это же время звучит песня «Учиться надо весело».

Логопед: Ну, вот ребята вам теперь открыта дорога к новым знаниям. Давайте передадим наши ключики учителям, чтобы в школе ваши знания становились богаче с каждым днём!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие для детей подготовительной группы "Дорога к знанию"

Занятие с педагогом-психологом для детей 5-6 лет по подготовке к школе...

Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе общего недоразвития речи.Тема: «Гуси – лебеди».

Цель:1.     Закрепить правильное произношение звуков  «А, У» и их артикуляции, характеристики.2.     Продолжить учить слышать звуки «А, У» в разных позиция...

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте на тему:Звуки [Б]- [Бь]. Буква Бб.

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

Конспекты занятий по звукопроизношению и обучению грамоте

Конспекты занятий составлены в порядке прохождения букв по букварю Н.С. Жуковой...

Конспект занятия по звукопроизношению (старший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие маленькой мышки» Этап: Автоматизация звука Ш в слогах, словах.

Задачи:1. Закрепить произношение изолированного звука Ш; продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах, словах.2. Учить определять наличие звука в слове; упражнять в образовании множественног...

Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной логопедической группе

Занятие по звукопроизношению: автоматизация звука Р. Занятие проходит в игровой форме. Заболел щенок Дружок. и дети помогают ему добраться до доктора Айболита....