Конспект занятия по звукопроизношению и грамоте "По дороге к знаниям"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Занятие предназначено для детей подготовительного возраста с ТНР. Предусматривает использование презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №24 «Солнышко»
Конспект открытого занятия
по звукопроизношению и обучению грамоте
в группе компенсирующей направленности
(для детей подготовительного возраста с ОНР).
«По дороге к знаниям»
c использованием презентации
Учитель-логопед: Захарова Н.В.
Цели:
коррекционно-образовательные:
- продолжать учить детей различать понятия «гласные и согласные звуки», «звуки и буквы» с помощью их характерных особенностей
- продолжать учить выделять графически правильный образ букв, совершенствовать навык «печатания».
коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать зрительное восприятие, мышление.
- продолжать развивать фонематические процессы.
- продолжать развивать навыки звукобуквенного анализа.
коррекционно-воспитательные:
воспитывать у детей самостоятельность при выполнении заданий
продолжать воспитывать у детей навыки самоконтроля за собственной речью.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация. Указка, демонстрационные картинки со схемами «мишка», «мышка», картинки для игры: «цепочки слов», звуковые схемы, ключики из картона, коробка, распечатка с двумя заданиями, карандаши простые по количеству детей.
Ход занятия.
Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли необычные гости. Может быть, кто-то из вас узнал их?
Дети: Это учителя, они работают в школе.
Логопед: Нашим гостям очень интересно посмотреть, чему мы с вами научились. Пожалуйста, займите свои места. Вы стали совсем взрослые и скоро школа распахнет для вас свои двери. Посмотрите на экран, перед нами вдали замечательная страна знаний, как вы думаете, можем ли мы с вами туда попасть?
Дети: нет, потому что на пути ворота с замками.
Логопед: Правильно. А вы хотели бы открыть все замки и попасть в увлекательную страну знаний? Тогда я вам открою один секрет. Открыть замки нам помогут ваши ключики знаний, которые мы будем собирать, выполняя задания и складывать в волшебную коробочку. Ну что, начинаем?
Разминка: Чтобы четко и красиво отвечать, нам нужно разогреть наши язычки с помощью чистоговорки.
Чики-чики-чики-чок, пусть попляшет язычок.
Повтори-ка: цо-цо-цо, вышла цапля на крыльцо.
На болоте, жа-жа-жа, цапля встретила ежа.
«Как дела, - спросила,- Еж, далеко ли ты идешь?
Еж ответил на ходу: «Я сегодня в цирк иду».
Цапля в цирке выступала, цапля танго танцевала!
И сказала цапля: «Еж, хорошо, что ты придешь!»
Задание №1
Звуков много есть на свете.
Ветра шум и плеск воды.
И бывают звуки речи.
Вы их точно знать должны.
Какие же бывают звуки речи?
Дети: Звуки бывают гласные и согласные.
Логопед: Кто хочет рассказать о гласных звуках. Как они произносятся?
Дети: Гласные звуки легко произносятся, поются, у них нет преграды. Мы их обозначаем красным цветом.
Логопед: А теперь расскажите про согласные звуки.
Дети: У согласных звуков есть преграды. Они бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Твердые согласные мы обозначаем, синим цветом, а мягкие – зелёным.
Логопед: Молодцы ребята. Вы справились с первым заданиям и получаете за это первый ключик. Аня, положи ключик в волшебную коробочку и мы посмотрим, что произойдет (ребёнок кладёт ключик в коробку, которая расположена под экраном и в это время, по щелчку мыши, слышится звук открывающегося замка и первый замок исчезает на экране).
Дети: Мы открыли ключиком первый замок на воротах.
Логопед: Вот видите, ребята, не зря старались. А вот вам следующее задание.
Задание №2 «Цепочка слов».
Сейчас вам нужно будет поработать в паре. Перед вами картинки. Найдите картинку со звёздочкой и положите её на край стола. Произнесите слово, какой последний звук? Найдите картинку, которая начинается с этого звука. Продолжите цепочку самостоятельно. Кто справился с заданием, поднимает руку.
Дети: Кот, [Т], тапки, игрушка, автобус, собака и т.д.
Логопед: Молодцы. Вот вам второй ключик.
Задание № 3 «Разложи предметы по ранцам»
Продолжаем собирать наши ключики знаний. Если гласные звуки встанут рядом с согласными, то получатся…… слоги. А если слоги встанут рядом друг с другом, то получатся
……..слова. Предлагаю вам поиграть со словами. Перед вами картинки, что нарисовано наверху листа?
Дети: 4 ранца с цифрами.
Логопед: Нужно сложить предметы в ранцы. Но как мы их будем раскладывать? Как вы думаете?
Дети: предлагают свои варианты.
Логопед: Нужно назвать картинку, разделить её на слоги и провести дорожку к нужному ранцу.
Дети выполняют задание самостоятельно, затем проводится проверка.
Логопед: Миша, в ранец с каким номером, ты положил «тетради» и почему? Не забывайте отвечать полными предложениями.
Миша: Я положил тетради в ранец с номером 3, потому что в этом слове 3 слога.
Аналогично проверяются все остальные слова.
Логопед: А в какой ранец вы положили пирамидку? Нужна она ученикам? Посмотрите ещё раз на задание, может быть вы ещё, что нибудь заметите?
Дети: Мы не положили ни одного предмета в ранец с номером 1, потому что не было слов с одним слогом.
Логопед: Молодцы, ребята! Скорее открывайте ещё один замок.
Неожиданно начинает звучать весёлая музыка, и логопед приглашает детей на весёлую физминутку.
Физминутка: «Танец маленьких утят» с использованием презентации.
Задание №5 «Слова-паронимы»
Логопед: Отдохнули ребята? Тогда продолжаем собирать ключики. А сейчас вам предстоит заколдовать слова с помощью цветных квадратиков. Какие слова мы будем заколдовывать?
Дети: Мишка – мышка.
Логопед: Кто хочет у доски выполнить задание? Остальные дети выкладывают на столах. Одна часть детей – слово «мишка», другая часть детей слово «мышка». Сравнительная характеристика слов, чем похожи и чем отличаются?
Дети: в слове мишка первый звук [МЬ], а в слове мышка – первый звук [М].
Логопед: Сколько слогов в слове «мишка»? А сколько слогов в слове «мышка»? как вы узнали?
Дети: В слове мишка – 2 слога, в слове мышка – 2 слога. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Логопед: Какие гласные были в слове мышка? а какие в слове мишка?
Дети: В слове мышка гласные - Ы, А, а в слове мишка – И, А.
Логопед: придумайте предложения с этими словами (2-4 ребёнка составляют предложения).
Молодцы, ребята! Вы заработали ещё ключики.
Задание №6 «Сравнение звуков и букв»
Ох уж эти звуки, хитрые. Можем ли мы их увидеть? И где, они живут?
Дети: Увидеть мы их не можем, можем только услышать и произнести. А «живут» они в буквах.
Логопед: Андрей, расскажи ещё раз, чем же звуки отличаются от букв?
Ребёнок: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.
Мы заколдовали слова цветными квадратиками, но прочитать их не можем, что нужно сделать?
Дети: Выложить их с помощью букв (выходят двое детей по желанию и из букв выкладывают слова: МЫШКА-МИШКА)
Логопед: Молодцы! Вот вам ещё ключик! У нас остался последний замок.
Задание №7 «Игры с буквами»
А сейчас я хочу посмотреть, хорошо ли вы запомнили, как пишутся буквы. Найдите неправильно написанные буквы и зачеркните их одной черточкой. Из оставшихся букв составьте слово так, чтобы буквы в слове располагались от самой большой до самой маленькой. Какое слово получилось?
Дети: ШКОЛА.
Логопед: И с последним заданием вы справились! Молодцы! Открывайте последний замок и давайте посмотрим, что произойдет.
На экране исчезают все замки и ворота, появляется картинка будущих учеников шагающих по ступенькам к знаниям. В это же время звучит песня «Учиться надо весело».
Логопед: Ну, вот ребята вам теперь открыта дорога к новым знаниям. Давайте передадим наши ключики учителям, чтобы в школе ваши знания становились богаче с каждым днём!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие для детей подготовительной группы "Дорога к знанию"
Занятие с педагогом-психологом для детей 5-6 лет по подготовке к школе...
Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе общего недоразвития речи.Тема: «Гуси – лебеди».
Цель:1. Закрепить правильное произношение звуков «А, У» и их артикуляции, характеристики.2. Продолжить учить слышать звуки «А, У» в разных позиция...
Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте на тему:Звуки [Б]- [Бь]. Буква Бб.
Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....
Конспекты занятий по звукопроизношению и обучению грамоте
Конспекты занятий составлены в порядке прохождения букв по букварю Н.С. Жуковой...
Конспект занятия по звукопроизношению (старший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие маленькой мышки» Этап: Автоматизация звука Ш в слогах, словах.
Задачи:1. Закрепить произношение изолированного звука Ш; продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах, словах.2. Учить определять наличие звука в слове; упражнять в образовании множественног...
Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Весёлое путешествие»
Программное содержание. 1. Учить чётко произносить звук Р в слогах, словах, предложениях....
Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной логопедической группе
Занятие по звукопроизношению: автоматизация звука Р. Занятие проходит в игровой форме. Заболел щенок Дружок. и дети помогают ему добраться до доктора Айболита....