Игры для детей с ФФН
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

 Гусманова Эльза Фларитовна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для воспитателей40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей

«Игры для  детей  с ФФН»

Учитель-логопед

Гусманова Э.Ф

Нефтекамск,2018г

     Сегодня на консультации мы поговорим  о играх для детей  с ФФН.

     Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, речевому дыханию и артикуляции.

     Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребёнок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно слышать и узнавать звуки называется речевым или фонематическим слухом. Речевой слух чем-то сродни музыкальному. Благодаря музыкальному слуху ребёнок может отличать один музыкальный звук от другого, благодаря речевому слуху он распознаёт звуки речи и различает их между собой.

     С помощью речевого слуха ребёнок учится произносить звуки. Он слышит какой-то конкретный звук речи и пытается его воспроизвести, интуитивно подбирая для этого различные варианты произнесения.

     У некоторых детей речевой слух изначально не развит. По этой причине они не могут научиться правильно произносить звуки.     

  
    ФФН  – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами, т.е. у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка.Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны! 

     Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам.

     Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

     Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов.

     Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

     Предлагаю Вам несколько упражнений   для детей  с ФФН

1 Ребёнок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!) Для правильного их выполнения ребёнку необходимы концентрация внимания, устойчивость, переключаемость и достаточный объём слухового внимания.

- прикрой ладонями глаза

- прикрой ладонями уши

- подними правое плечо

- подними левую руку

- согни левую ногу

- правой рукой коснись правого плеча

- левой ладонью прикрой левое ухо

- правой рукой возьмись за левый локоть

- правую руку к плечу, левую вперёд

- поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс

- указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо


2. Если действия, названные взрослым, могут происходить в реальной жизни «бывает»- ребёнок приседает, если «не бывает»- ребёнок стоит на месте.

- корова летает

- лошадь выступает в цирке

- рыба бежит к реке

- курица даёт молоко

- воробей чирикает

- кукушка ловит кошку

- мама моложе дочки

- папа старше сына

- собака ведёт мальчика на поводке

- в холодильнике жарится яичница

- у кошки родились утята

- мальчики играют в футбол

3Если сочетания слов реальны «бывает» - ребёнок поднимает руки вверх, если «не бывает» - ребёнок стоит на месте.

- синий помидор

- красное яблоко

- сладкая селёдка

- тяжелая сковородка

- пластмассовая кастрюля

- шоколадный медведь

- полосатый котёнок

- мягкий утюг

- холодный суп

- глубокая лужа

- горячее мороженое

- мелкая тарелка

4 Ребёнок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребёнок соединяет ладошки вместе, если названный предмет большой - ребёнок разводит руки в стороны.

- муравей

- слон

- булавка

- комната

- дом

- озеро

- иголка

- изюм

- море

- пчела и т.д.

5 «Чем отличаются слова?».

 Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображённые на них предметы (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов педагога разницу в звучании этих слов.
6 Игра «Телефон». Дети сидят в ряду друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (напрмер, са-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребёнку. Серия слогов передаётся по цепочке и последний ребёнок произносит её вслух. Последовательность цепочки меняется.
7 Игра «Какой слог отличается?». Логопед произносит серию слогов (например, ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других.
8«Озорные звуки». Логопед (воспитатель) читает детям двустишие и предлагает детям определить, какие звуки «озорничают», и сказать слово правильно:
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица
Своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»

Я рубашку сшила шишке (мишке),
Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки,
Над волной летают сайки (чайки).

9 «Исправь меня»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребенок должен услышать ошибку. Например:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

***

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

***

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери..

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.

 

Для маленьких детей можно предложить игры:

«Где звучит?», «Что звучит?», «Угадай по голосу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...