Игры для детей с ФФН
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей
«Игры для детей с ФФН»
Учитель-логопед
Гусманова Э.Ф
Нефтекамск,2018г
Сегодня на консультации мы поговорим о играх для детей с ФФН.
Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, речевому дыханию и артикуляции.
Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребёнок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно слышать и узнавать звуки называется речевым или фонематическим слухом. Речевой слух чем-то сродни музыкальному. Благодаря музыкальному слуху ребёнок может отличать один музыкальный звук от другого, благодаря речевому слуху он распознаёт звуки речи и различает их между собой.
С помощью речевого слуха ребёнок учится произносить звуки. Он слышит какой-то конкретный звук речи и пытается его воспроизвести, интуитивно подбирая для этого различные варианты произнесения.
У некоторых детей речевой слух изначально не развит. По этой причине они не могут научиться правильно произносить звуки.
ФФН – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами, т.е. у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка.Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны!
Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам.
Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.
Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов.
Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.
Предлагаю Вам несколько упражнений для детей с ФФН
1 Ребёнок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!) Для правильного их выполнения ребёнку необходимы концентрация внимания, устойчивость, переключаемость и достаточный объём слухового внимания.
- прикрой ладонями глаза
- прикрой ладонями уши
- подними правое плечо
- подними левую руку
- согни левую ногу
- правой рукой коснись правого плеча
- левой ладонью прикрой левое ухо
- правой рукой возьмись за левый локоть
- правую руку к плечу, левую вперёд
- поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс
- указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо
2. Если действия, названные взрослым, могут происходить в реальной жизни «бывает»- ребёнок приседает, если «не бывает»- ребёнок стоит на месте.
- корова летает
- лошадь выступает в цирке
- рыба бежит к реке
- курица даёт молоко
- воробей чирикает
- кукушка ловит кошку
- мама моложе дочки
- папа старше сына
- собака ведёт мальчика на поводке
- в холодильнике жарится яичница
- у кошки родились утята
- мальчики играют в футбол
3Если сочетания слов реальны «бывает» - ребёнок поднимает руки вверх, если «не бывает» - ребёнок стоит на месте.
- синий помидор
- красное яблоко
- сладкая селёдка
- тяжелая сковородка
- пластмассовая кастрюля
- шоколадный медведь
- полосатый котёнок
- мягкий утюг
- холодный суп
- глубокая лужа
- горячее мороженое
- мелкая тарелка
4 Ребёнок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребёнок соединяет ладошки вместе, если названный предмет большой - ребёнок разводит руки в стороны.
- муравей
- слон
- булавка
- комната
- дом
- озеро
- иголка
- изюм
- море
- пчела и т.д.
5 «Чем отличаются слова?».
Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображённые на них предметы (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов педагога разницу в звучании этих слов.
6 Игра «Телефон». Дети сидят в ряду друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (напрмер, са-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребёнку. Серия слогов передаётся по цепочке и последний ребёнок произносит её вслух. Последовательность цепочки меняется.
7 Игра «Какой слог отличается?». Логопед произносит серию слогов (например, ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других.
8«Озорные звуки». Логопед (воспитатель) читает детям двустишие и предлагает детям определить, какие звуки «озорничают», и сказать слово правильно:
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
Русская красавица
Своей козою (косою) славится.
На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
Я рубашку сшила шишке (мишке),
Я сошью ему штанишки.
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая пушки (сушки).
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
Белокрылые хозяйки,
Над волной летают сайки (чайки).
9 «Исправь меня»
Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой.
Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребенок должен услышать ошибку. Например:
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лампочки погреть.
***
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
***
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери..
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.
Для маленьких детей можно предложить игры:
«Где звучит?», «Что звучит?», «Угадай по голосу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-299961-1486381384.jpg)
Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-806316-1474795619.jpg)
Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...
П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.
Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/08/picture-733051-1452270846.jpg)
Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"
Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-1192139-1574607307.jpg)
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/15/picture-1337675-1629027090.jpg)
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...