Тетрадь взаимосвязи логопеда с воситателем.
консультация по логопедии на тему

Кузьмичева Ирина Александровна

 

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Мебель. Части мебели. Назначение мебели. Материалы из которых сделана мебель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповые задания

С ______________по______________

Тема: «Мебель. Части мебели.»

ЛЕКСИКА

Существительные: мебель, стол, стул, кровать, диван, тахта, кресло, тумбочка,

шкаф, табурет, полка, столовая, гостиная, спальня, часть, ножки, столешница,

стенка, гарнитур, каркас, сиденье, спинка, буфет, сервант, вешалка, кушетка,

кресло, прихожая, интерьер, изголовье.

Глаголы: спать, сидеть, протирать, чинить, мыть, ухаживать, ломать, делать,

переносить, собирать, складывать, устанавливать, покупать, заказывать,

перевозить, смастерить.

Прилагательные: прочная, чистая, дубовая, сосновая, березовая, устойчивая, добротная,

качественная, резная, красивая, импортная, отечественная.

Наречия: красиво, удобно, чисто, грязно, мало, велико, великолепно.

Старшая группа

• Назови «часть — целое»

Стул: ножки, сиденье, спинка.

Стол: ножки, столешница.

Шкаф: задняя часть, боковые части, дверки, ножки, верхняя часть, полочки.

Кровать: ножки, спинка, изголовье, матрац.

• Скажи наоборот

Большой — маленький.              Мягкий — жесткий.

Прочный — хрупкий.                 Высокий — низкий.

Красивый — уродливый.            Старый — новый.

Подготовительная группа

• Скажи наоборот

Красивый — страшный (уродливый).

Сломанный — целый (починенный).

Жёсткий (твёрдый) — мягкий.

Высокий — низкий.

Старый — новый.

Чистый — грязный.

Модный — старомодный.

Белый — чёрный.

• Часть — целое

Кровать: основание, матрац, спинка, изголовье, ножки.

Кресло: основание, спинка, подлокотники, сиденье, ножки.

Шкаф: задняя стенка, боковые стенки, дверки, полки,

ящики, антресоли, ручки, ножки.

• Что где стоит?

(Классификация мебели по месту расположения.)

Кухонная мебель: стол, стулья, мойка, гарнитур, ящики,

шкафы.

Мебель для гостиной: кресла, диван, стенка, гарнитур,

стол, бар.

Мебель для спальни: кровать, кушетка, шкаф, трюмо,

тумбочки.

Мебель в прихожей: шкаф с зеркалом, полка, ящик для

обуви (подставка).

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Старшая группа

• Скажи ласково

Стол — столик.                             Шкаф — шкафчик.

Кровать — кроватка.                    Диван — диванчик.

Стул — стульчик.                         Табурет — табуретик.

Буфет — буфетик.                         Полка — полочка.

Сервант — сервантик.                  Кресло — креслице.

• Один — много

Стол — столы — много столов.                   Шкаф — шкафы — много шкафов.

Кровать — кровати — много кроватей.      Диван — диваны — много диванов.

Стул — стулья — много стульев.                Табурет — табуреты — много табуретов.

Буфет — буфеты — много буфетов.            Гардероб — гардеробы — много гардеробов.

Полка — полки — много полок.                  Сервант — серванты — много сервантов.

Кресло — кресла — много кресел.

• Скажи какой или какая?

Стул из дерева ( какой?) — деревянный.

Стол из пластмассы — пластмассовый.

Буфет из дуба — дубовый.

Полка из стекла — стеклянная.

Кровать из металла — металлическая.

Диван из кожи — кожаный.

Подготовительная группа

• Скажи какой, какая, какое, какие?

Стол из дерева (какой?) — деревянный.             Шкаф из берёзы,— берёзовый.

Стул из дуба — дубовый.                                     Кресло из плюша — плюшевое.

Диван из велюра — велюровый.                          Сервант из вишни — вишнёвый.

Табуреты из сосны — сосновые.                          Матрац из ваты — ватный.

Буфет из кедра — кедровый.                                 Этажерка из бука — буковая.

• Сосчитай до десяти

(Сосчитай мебель в магазине.)

Один шкаф, два шкафа, три шкафа,... пять шкафов, десять шкафов.

Аналогично со словами: стол, стул, кровать, диван, сервант, кресло.

Игра «Дополни предложение»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению предлогов в речи.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения и назвать «маленькое» слово, которое они добавили.

Ваза стоит ... столе.

Мяч закатился ... диван.

Валя достала мяч ... дивана.

Паша упал ... кровати.

Папа сидит ... кресле.

Мама поставила стаканы ... сервант.

Бабушка достала конфеты ... буфета.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Игра «Собери слово»

Цели: формировать навык слогового синтеза слов, развивать слуховое и зрительное внимание.

Ход игры. На столе карточки со слогами. Воспитатель сообщает детям, что слова рассыпались и нужно помочь Незнайке их собрать. Дети составляют слова из слогов.

Другим вариантом игры является произнесение воспитате-.т-ем слогов устно, дети воспринимают слоги только на слух.

Например: ВАН, ДИ —диван ЛЫ, СТО — столы ТА, РЕТ, БУ —табурет КА, ПОЛ — полка

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями предметов мебели. Воспитатель называет первый и последний звуки в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большееколичество карточек.

Картинки: кровать, диван, стол, полка, буфет, шкаф, софа, стул, сервант, тумбочка.

В том случае, когда первый и последний звуки совпадают в нескольких словах (стол, стул), воспитатель добавляет какой-либо значительный элемент.

Например:

Первый звук [с], последний — [л]; на этом сидят.

Игра «Мебель»

Цели: тренировать детей в умении находить слова с заданным звуком […] и определять его место в слове. Закреплять умение делить слова на слоги. Учить подбирать слова к

заданным слоговым схемам.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, сервант, тумбочка, буфет). Дети обобщают одним словом увиденные на рисунках предметы (мебель); определяют, в названиях каких из этих предметов есть буква ….; определяют место данного звука в слове и дают ему характеристику (твердый или мягкий). Затем воспитатель размещает на фланелеграфе слоговые схемы и предлагает детям, разделив слова на слоги, поместить их к соответствующим схемам. Дети по очереди подходят к фланелеграфу и выполняют. За каждый правильный ответ ребѐнок получает фишку. Затем подсчитывается, кто дал большее количество правильных ответов.

Игра «Весѐлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонематические процессы, умение определять последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (выложить из разноцветных кружков на ковролинографе, либо нарисовать в тетрадях).

Слова: стол, диван, шкаф, стул

. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ

Ребус «Стул»

Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии.

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, формировать грамматический строй речи (согласование слов в предложении).

Ход игры. Воспитатель называет слова в неопределѐнной форме, дети составляют из них предложение.

Например:

Стол, мальчик, сидеть, письменный, за. — Мальчик сидит за письменным столом.

Папа, стул, присесть, на, работа, после. — Папа присел на стул после работы.

Игра «Что это?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, обогащать словарный запас по теме «Мебель».

Ход игры. Воспитатель называет части какого-либо предмета мебели, не называя его, а дети должны отгадать, что это за мебель.

Например:

Ножки, крышка — стол. Спинка, сиденье, ножки — стул. Сиденье, ножки — табурет. Дверцы, полки, ручки — шкаф. Сиденье, ножки, спинка, подлокотники — кресло.

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Воспитатель называет слово — название мебели, дети подбирают рифмующееся с ним слово. Например: Диван — ... чемодан, сарафан.

Игра «Сложи из палочек»

Цели: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, совершенствовать конструктивные навыки.

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям сложить из палочек стол и стул.

Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Я на кухне самый нужный

Для семьи большой и дружной!

Я готов служить всегда

И стоит на мне еда!

Все тарелки, ложки, кружки —

Мои верные подружки,

Не посыпятся на пол,

С ними вместе друг их ... (стол).

Про меня вы все забыли

И не вытерли от пыли!

Я блестящий, я стеклянный,

Не похож на деревянный!

Я красивую посуду

Охраняю от простуды,

Чтоб она не простудилась

И случайно не разбилась!

Охраняю я бокалы,

И фужеры, и пиалы,

Вазы для цветов, конфет

Потому, что я — ... (буфет).

На меня вы посмотрите,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я, как жираф:

Я — большой, красивый... (шкаф).

Я на стол чуть-чуть похожа,

Есть на кухне и в прихожей,

В спальне я бываю редко, А

зовусь я... (табуретка).

Н. Майданик

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Старшая группа

• Расскажи о мебели по плану

1. Назови предмет мебели, её части.

2. Из какого материала она сделана?

3. Как используется?

4. Где её делают?

5. Как называется профессия людей, которые её изготовили?

6. Нравится ли тебе твоя мебель и почему?

• Отгадай загадки и выучи понравившуюся

С ногами, а без рук,

С боками, а без ребёр,

С сиденьем, а без живота,

Со спиной, а без головы.

(Кресло.)

Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать, —

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать.

(Диван.)

Четыре братца

Под одной крышей стоят,

Одним кушаком подпоясаны.

( Стол.)

Игра «Загадай загадку»

Цели: развивать связную речь, обучать детей составлению рассказов-описаний по графической схеме.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми графическую схему для составления рассказов-описаний по теме. Дети  по опорной схеме составляют загадки-описания

мебели.

Текст для пересказа

Оле на день рождения мама с папой подарили новый диван.

Девочка очень обрадовалась, надоело ей спать в детской кроватке. И вот, когда никого не было дома, новый диван и старая кровать завели беседу.

— Скоро тебя отсюда выселят, я лучше, чем ты, ведь я новый, уютный и очень красивый, — так сказал диван.

— Да, — ответила кровать, — я гораздо старше тебя, ведь ещѐ Олина мама, когда была маленькой, спала на мне. А потом Олин дядя, а после Олин старший брат. Меня уберут, но не навсегда, а на какое-то время. И когда в семье появится малыш, я снова буду баюкать его и охранять его сон.

— Должно быть, — сказал диван, — в этой семье тебя очень любят, ведь ты делаешь доброе дело.

С. Чешева

Вопросы:

Что подарили Оле на день рождения?

Что сказал диван, когда никого не было дома?

Что ответила кровать?

Почему старую кровать не выбрасывали?

Послушай и перескажи рассказы

Катушка

Кошка катала бабушкину катушку и закатила под шкаф. Бабушка долго искала катушку, но не нашла. Пришла Алёнушка из школы, заглянула под шкаф и нашла катушку. Бабушка погладила Алёнушку по головушке.

Машина

Бабушка купила Мише новую машину. У машины широкие шины. Миша катает

в машине кошку. Кошка шипит на Мишу. Гараж для машины под шкафом.

• Вставь пропущенный предлог

Мама села ... деревянный мягкий стул ( на). Котёнок залез ... диван ( под). Дедушка утром вышел ... спальни (из). Картина висит ... кроватью ( над). Зеркало сняли ... стены (со). Мама сложила одежду... шкаф (в). Шкаф прислонили... стенке (к ). Мама поставила стул ... окна ( около). Дети любят прыгать ... диване (на). Котёнок перепрыгнул ... стул ( через).

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Координация речи с движением

Михаил Потапыч спать    (Сложенные вместе ладони подкладывают под щёку.)            

Лёг в большущую кровать, (Разводят руки в стороны, показывая размер.)

Отдых дал уставшим лапам, (Гладят ладонью сначала правую, а затем левую руку от плеча к  пальцам.)

Дом его наполнен храпом. (Складывают ладони домиком)

В маленькой кроватке

Сны Мишутки сладки. (Приседают, сложенные вместе кисти подкладывают под щёку.)

Во сне сосёт он лапу,

Когда не видит папа. (Грозят указательным пальцем сначала правой, а затем левой руки.)

Спит медведица тревожно, (Сложенные вместе кисти подкладывают сначала под правую,  затем под левую щёку, хмурятся.)

 Очень позабыть ей сложно,          

Что забрался кто-то в дом, (Складывают ладони домиком.)

Всё перевернул вверх дном. (Делают «моталочку» перед грудью.)

Кашу съел и стул сломал, (Делают шаркающие движения ладонями, руки вытянуты перед грудью.)

Все перины разбросал...

И скрипит её кровать,

Всей семье мешая спать. (Делают «пружинку»,руки на поясе.)

С. Васильева

Игра «Большой — маленький»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление,совершенствовать грамматический строй речи, учитьупотреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов;

обогащать словарный запас по теме «Мебель».

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение С. А.Васильевой (из предыдущего задания) и задаѐт вопросы понему.

По какой сказке написано это стихотворение?

Какая мебель была в доме трѐх медведей?

Затем воспитатель предлагает детям назвать Мишуткину мебель.

Например:

У Михаила Потапыча большая кровать, а у Мишутки

маленькая кроватка.

У Михаила Потапыча большой стул, а у Мишутки...

У Михаила Потапыча большой стол, а у Мишутки...

Михаил Потапыч качается в большом кресле, а Мишутка...

У Михаила Потапыча большой шкаф, а у Мишутки...

У Михаила Потапыча большая полка, а у Мишутки...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе

Тетрадь будет полезна логопедам, воспитателям, методистам дошкольных учреждений. Тетрадь предназначена для закрепления лексико-грамматических форм у детей с ОНР по лексическим темам с учетом возрастно...

Вкладыш в тетрадь взаимосвязи логопеда и родителей

Использую вкладыш для взаимосвязи с родителями....

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема "Овощи. Огород"...

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями второй младшей группы на февраль месяц.

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями второй младшей группы.на февраль месяц. Лексические темы: Кошка с котятами. Собака со щенками. Домашние животные. Дикие животные....

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями средней группы на февраль месяц.

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями средней группы на февраль месяц. Лексические темы: "Профессии. Продавец..Звук и буква А" "Профессии. Почтальон Звук и буква У", "Т...