"Дифференциация звуков С, Сь"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
конспект индивидуально-подгруппового занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_s_s.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуально-подгруппового занятия в
подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Тема: дифференциация звуков [С], [Сь]
Цель: Закрепить навык четкого произношения и различения звуков [С],[Сь] в слогах, словах, фразовой речи.
Задачи:
1. Образовательные:
- упражнять детей в дифференциации звуков [С], [Сь].
- упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
- формировать умение употреблять слова – паронимы.
- упражнять в делении слов на слоги.
2. Развивающие:
- развивать фонематический слух.
- обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Признаки зимы».
- развивать артикуляционную моторику.
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
- развивать координацию речи с движением.
- учить составлять распространенные предложения.
3. Воспитательные.
- воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки со звуками[С],[Сь], предметные картинки по лексической теме "Признаки зимы", графический образ буквы, демонстрационные звуковые схемы, демонстрационная касса букв, контейнеры со звуковыми схемами( по количеству детей), кассы букв ( по количеству детей).
1. Организационный момент
Сядет тот, кто назовет слово ласково:
Зима – зимушка, холод – холодок, снег – снежок, лед – ледок, ветер – ветерок,
2. Артикуляционная гимнастика
(трубочка-заборчик, замесили тесто, испекли блинчик, подули на блинчик, съели блинчик, покачались на качелях в домике, поиграли в футбол, горка, съехали с горки, желобок, подули в желобок ,почистили нижние зубки).
3. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Снег скрипит».
1 - ходьба на месте, вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Скрип-скрип-скрип!»
Повторять 3-4 раза.
4. Основная часть
I. Ребята, прослушайте стихотворение:
Маленькому Сане подарили Сани.
Посмотрите сами: вот какие сани! (картинка Сани вывешивается на доску)
Какой звук я выделяла голосом?
Дети: звук [С].
Мы сейчас с вами проговорим характеристику звука. Давайте произнесем звук [С] громко, тихо.
Артикуляционная характеристика звука:
Как ведут себя губы? (в улыбке)
Что делают зубы? (сближены)
Что делает язык? (широкий язык упирается в нижние зубы)
Когда мы произносим звук [С], какая у нас воздушная струя? (воздушная струя холодная, проверяем тыльной стороной руки)
Акустическая характеристика звука:
Ребята, а звук [С] какой он: гласный или согласный? (согласный)
Почему? (во рту есть преграда, его нельзя петь)
Звонкий или глухой? (глухой, голос не звенит)
А звук [С] твердый или мягкий? (твердый)
Каким цветом будет обозначаться? (обозначается синим цветом)
Да, верно звук [С] - согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.
Игра «Поймай звук».
1) Логопед произносит ряд звуков. Дети, когда услышат звук [С], хлопают в ладоши: П С М С К ГС
2) Логопед произносит ряд слогов. Дети, когда услышат слог со звуком [С], вытягивают руки вперед: ПА СА МА СЫ
3) Логопед произносит ряд слов. Дети, услышав звук [С] в словах поднимают руки вверх: самокат, утка, горка, салют, утро, носок, вечер, нос.
Сейчас, ребята, стишок проговорим вместе. Слова со звуком [С]нужно произносить громче, остальные слова тише.
II. Ребята, прослушайте еще одно стихотворение:
Носит Сеня сено в сено.
Спать на сене будет Сеня. (картинка Сени на доске)
Какой звук вы слышали чаще других звуков? (звук [Сь])
Мы сейчас с вами проговорим характеристику звука. Давайте произнесем звук [Сь] громко, тихо.
Артикуляционная характеристика звука:
Как ведут себя губы? (в улыбке)
Что делают зубы? (сближены)
Что делает язык? (широкий язык упирается в нижние зубы)
Когда мы произносим звук [Сь], какая у нас воздушная струя? (воздушная струя холодная, проверяем тыльной стороной руки)
Акустическая характеристика звука:
Ребята, а звук [Сь] какой он: гласный или согласный? (согласный)
Почему? (во рту есть преграда, его нельзя петь)
Звонкий или глухой? (глухой, голос не звенит)
А звук [Сь] твердый или мягкий? (мягкий)
Каким цветом будет обозначаться? (обозначается зеленым цветом)
Да, верно звук [Сь] - согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.
Игра «Поймай звук».
1) Логопед произносит ряд звуков. Дети, когда услышат звук [Сь], хлопают в ладоши: Пь Сь Мь Сь Кь Гь Сь
2) Логопед произносит ряд слогов. Дети, когда услышат слог со звуком [Сь], вытягивают руки вперед: ПИ СИ МЕ СЕ
3) Логопед произносит ряд слов. Дети, услышав звук [Сь] в словах поднимают руки вверх: сердце, сила, зима, снег, сирень.
Сейчас проговорим стишок вместе, четко произнося звук [Сь].
Пальчиковая гимнастика (покажем Сане и Сене как вы играете с пальчиками)
Раз, два, три, четыре,
(Загибают пальчики)
Мы с тобой снежок лепили.
( "Лепят снежок")
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе,
(Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий.
( Грозят пальником)
Раз — подбросим.
("Подбрасывают")
Два — поймаем.
(Приседают, "ловят")
Три — уроним.
(Встают, "роняют")
И... сломаем.
(Топают)
Игра «Дразнилки». Логопед произносит слога с твердым звуком [С], а дети с мягким звуком [Сь] (подразним Сеню): са-са-са ся- ся- ся; со-со-со сё-с ё-сё; су-су-су сю-сю-сю. Теперь наоборот подразним Саню. Я буду произносить слога с мягким звуком Сь, а вы с твердым звуком С си-си-си сы-сы-сы; се-се-се сэ-сэсэ:с ся-ся-ся са-са-са.
Ребята, давайте подарим Сане и Сене картинки. Сане с твердым звуком С, а Сене с мягким звуком Сь. Дети выбирают картинку, дарят её Сане или Сене, определяют место звука в слове.
Знакомство с буквой (картина):
Ребята, а в какой букве живут звуки [С] и [Сь]? (в букве С)
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
В какую сторону смотрит буква С? (в правую).
Звуко-буквенный анализ слова САНИ:
Посчитаем, сколько звуков. (4)
Назовите первый звук. (С)
Назовите второй звук. (А)
Назовите третий звук. (Нь)
Назовите четвертый звук. (И)
Назовите звук, который мы слышим в начале слова САНИ? (С)
Назовите звук, который мы слышим в конце слова САНИ? (И)
Назовите гласные звуки в слове САНИ? (А, И)
Сколько мы слышим гласных звуков? (2)
Значит сколько в слове слогов? (2)
Прохлопаем слово суп.
Выкладываем звуковую схему слова САНИ.
Первый звук (согласный, твердый, глухой)
Второй звук (гласный)
Третий звук (согласный, мягкий, звонкий)
Четвертый звук (гласный)
Какими буквами мы обозначим эти звуки?
Звук [С] живет в букве С. Звук [А] живет в букве А, звук [Нь] живет в букве Н, звук [И] живет в букве И (дети выкладывают слово из разрезной азбуки).
Ребята, читаем (читают слово САНИ).
Физминутка
«Зимушка-зима»
Уж т, зимушка-зима, Ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга воет, Вдоль по улице метет. Белым снегом замело Все дороги занесло, Все дороги, все пути – Ни проехать, ни пройти. | Ритмично хлопают в ладоши. Ходят на месте. Поднимают руки вверх, плавно машут ими. Опускают руки вниз, плавно машут ими. Вытягивают руки вперед. Разводят руки в стороны. Поднимают руки вверх. Ставят руки на пояс. |
Игра «Замени звук» (замени первый звук в слове на звук С, Сь)
Тоня – Соня
Лук – сук
Бор – сор
Торт – сорт
Лена – сено
Била – сила
Зима – Сима
Составьте предложение с одним из слов - паронимов
Игра «Подбери родню к слову СНЕГ» (подбираем похожие, родственные слова).
Помогут вам стишки, которые сочинил снеговик.
С неба все скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Эти сказочные сани,
Даже в гору едут сами (Снегоход)
В зимний день по снежной корке
Он меня катает с горки.
С ветерком промчаться рад
Мой веселый... (снегокат)
Повтор слов родственников (снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири, снегоход, снегокат).
Итог занятия.
Ребята, с какими звуками познакомились сегодня на занятии? (со звуками [С], [Сь])
В какой букве живут эти звуки? (в букве С).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...