Конспект логопедического занятия для развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством».
Цель: расширять словарный запас посредством русских народных сказок.
Задачи:
1. Образовательные:
· учить детей понимать образное содержание сказки;
· расширять и уточнять представление детей о животных, природе;
· закреплять умение наблюдать.
2. Развивающие:
· развивать у детей слуховое внимание;
· развивать умение отгадывать загадки;
· развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику.
3. Речевые:
· активизировать словарный запас;
· учить отвечать полными предложениями;
· употребление в речи прилагательных.
4. Воспитательные:
· Воспитывать интерес к сказке.
Оборудование: ноутбук, презентация, сюжетные картинки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Учитель – логопед: Халанова Нина Борисовна
Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством».
Цель: расширять словарный запас посредством русских народных сказок.
Задачи:
- Образовательные:
- учить детей понимать образное содержание сказки;
- расширять и уточнять представление детей о животных, природе;
- закреплять умение наблюдать.
- Развивающие:
- развивать у детей слуховое внимание;
- развивать умение отгадывать загадки;
- развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику.
- Речевые:
- активизировать словарный запас;
- учить отвечать полными предложениями;
- употребление в речи прилагательных.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к сказке.
Оборудование: ноутбук, презентация, сюжетные картинки.
Ход занятия
I.Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а название страны вы должны угадать. Сначала отгадайте загадки:
Дед с бабой слезами горючими плачут.
За что же такая нам вдруг неудача.
Лежало на полке яйцо золотое.
Да вот только мышь - наказанье такое-
Разбила его.
И сама уж не рада.
Но всех успокоила. Кто? (Курочка Ряба)
С пылу, с жару, из печи,
Ни минуты не молчит.
По тропинке катится,
Подвигами хвалится.
- Кто же это? (колобок)
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог.
Это сказка? (Теремок)
Логопед: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?
Дети: Мы поговорим о сказках.
Логопед: Правильно! Мы сегодня отправимся в путешествие по русским народным сказкам.
Сказку любим с детских лет.
Сказка шлёт нам свой привет.
И девчонки, и мальчишки –
Все читают сказки в книжках.
Сказка учит нас добру,
Помогать всегда в беду.
Нас герои в гости ждут,
В сказку добрую зовут.
Наша помощь им нужна
Вы готовы, дети?
Дети: Да!
Логопед: Что ж, друзья, пора в дорогу, Поспешим мы на подмогу!
- А какие сказки вам читали ваши родители, бабушки, дедушки и ваши воспитатели? Вспомните и назовите свою любимую сказку. (Пауза 1 мин).
Дети: Моя любимая сказка «Колобок», «Репка» и т.д.
Логопед: Молодцы! Сколько хороших сказок вы знаете!
Логопед: Сейчас отгадайте из каких сказок эти выражения? Я начну, а вы дальше продолжите:
Я от бабушки ушел, … (слайд 1)
Не садись на пенек, … (слайд 2)
Снесла курочка яичко, … (слайд 3)
Позвал дед бабку, …. (слайд 4)
Логопед: Как вы думаете, кто придумал русские народные сказки? (Русский народ, поэтому они называются русские народные сказки).
II. Основная часть
1.Артикуляционная гимнастика
Логопед: Сейчас мы с вами расскажем и покажем нашим гостям сказку про Язычка. Жил был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось ему поиграть. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). Выглянул он из домика, увидел солнышко и решил погреться, позагорать (упр. «Лопаточка»). Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел налево, потом направо. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, из стороны в сторону как часики (упр. «Часики»). Потом решил покачаться на качелях: вверх-вниз (упр. «Качели»). Покачался и вернулся в домик, решил попить чай из красивой чашечки (упр. «Чашечка») с вкусным вареньем из клубники (упр. «Вкусное варенье»). Поел и решил покататься на лошадке (упр. «Лошадка»).
2. Физминутка
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.
Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
3. Развитие мелкой моторики рук
Логопед: Соберите картинки, которые рассыпались, перепутались и угадайте название сказки. (Дети собирают картинки). Как называется эта сказка?
4. Развитие словарного запаса
Дети: Это сказка называется «Теремок».
Логопед: Давайте вспомним, кто же первый теремок нашел? (Дети перечисляют всех зверей по порядку)
Логопед: Расскажите мышка какая?
Дети: Мышка маленькая, серая, с длинным хвостом, глазками – бусинками.
Логопед: Что она умеет делать?
Дети: Мышка пищит, шуршит, грызет, бежит.
Логопед: Расскажите, какая лягушка? Что она умеет делать?
Дети: Лягушка зеленая, пучеглазая, с большим ртом. Она квакает, прыгает.
Логопед: Какой заяц? Что он умеет делать?
Дети: Заяц белый, может быть серым, с длинными ушами, коротким хвостиком, трусливый. Он прыгает, бегает, грызет морковку.
Логопед: А какой волк? Что он умеет делать?
Дети: Волк серый, зубастый, сердитый, голодный, похож на собаку. Он умеет выть на луну, охотиться.
Логопед: Расскажите про лисичку. Какая она? Что умеет делать лисичка?
Дети: Лисичка рыжая, хитрая, с большим пушистым хвостом. Она крадется, охотится.
Логопед: Расскажите про медведя, какой он? Что он умеет делать?
Дети: Медведь большой, лохматый, косолапый, сердитый. Он любит есть мед, рычит, умеет плавать.
Логопед: Кто сломал теремок? Кто его не уберег?
Дети: Мишка - косолапый сломал.
Логопед: А почему он теремок сломал?
Дети: Медведь большой, а теремок маленький, в нем было много зверей. (рассматривание картинок).
Логопед: Правильно. А теперь скажите, мышка где живет? Где живет лягушка? Где живет волк? Где живет лиса? Где живет заяц? Где живет медведь?
Дети: Мышка живет в норке, лягушка живет в болоте, волк живет в логове, лиса и заяц живут в норке, медведь спит в берлоге.
4. Итог:
Логопед: Молодцы, ребята! В какой стране мы с вами путешествовали? Вам понравилось путешествовать по стране Сказок? Какие сказки вспомнили?
5. Домашнее задание
Логопед: Сегодня вечером придете домой, нарисуйте свою любимую сказку.
Самоанализ открытого логопедического занятия
При постановке цели занятия и его планировании мною были учтены возрастные и речевые особенности детей. Структура занятия соответствует задачам обучения, коррекции и воспитания. Прослеживается логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия, четкость перехода от одного этапа к другому. Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих). На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у детей уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей. Для сообщения темы занятия, была использована загадка. Были подобранны задания на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики и активизация словаря.
В ходе занятия особенно следила за четким проговариванием детей, а в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, не перебивая мысли детей давая им досказать, а затем просила повторить правильно не только того, кто ошибся, но и других детей. Дети в процессе занятия проявляли заинтересованность, были активными. Занятие выдержано во времени. При самонализе занятия можно сделать вывод, что дети проявили интерес к занятию, показали достаточно хорошее умение применять знания в различных ситуациях и достигли поставленной цели. Проведенное занятие показало положительные тенденции в речевом развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие р...
"Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством"
Неисчерпаемым источником патриотического, нравственного, эстетического воспитания малышей является народное творчество. В сказках, поговорках, загадках и прибаутках заключается народная мудрость,...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
Предложен конспект занятия для младшей группы по развитию речиЦель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.Задачи:- Продолжать у...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи....
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество»
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество»...
Презентация/Развитие речи детей через произведения устного народного творчества
Развитие речи детей...
Развитие речи детей через произведения устного народного творчества
Речь является важнейшим средством развития личности ребёнка и начинает активно формироваться уже в раннем возрасте....