Конспект образовательной деятельности – индивидуальной в старшей логопедической группе № 2 для детей с ОНР Тема: «Сказка Северного Ветерка». (Автоматизация звука [с] в слогах и словах)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект
образовательной деятельности – индивидуальной
в старшей логопедической группе № 2
для детей с ОНР
Тема: «Сказка Северного Ветерка».
(Автоматизация звука [с] в слогах и словах)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_severnogo_veterka.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности – индивидуальной
в старшей логопедической группе № 2
для детей с ОНР
Тема: «Сказка Северного Ветерка».
(Автоматизация звука [с] в слогах и словах)
Выполнила: учитель-логопед
МДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 218»
Бурковская
Татьяна Валерьевна
Саратов – 2017 г.
Цель: автоматизация звука [с] в открытых слогах и словах с ними.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [с]; - упражнять в правильном произнесении звука [с] в слогах и словах;
- упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов;
- упражнять в делении слов на слоги, выделении слогов со звуком [с];
- упражнять в согласовании местоимений «мой», «моя», «мои» с существительными;
- упражнять в употреблении существительных в Р.п. ед. ч. и мн. ч.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику и дыхание;
- активизировать двигательную сферу ребенка, формировать координацию движений;
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание, память.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать желание чисто и четко произносить звуки в словах, осуществлять самоконтроль за речью.
Оборудование: картинки по теме «Зима», пособие «Сдуй снежинку с ладошки», картинки (игрушки) «Веселый Язычок», «Снегурочка», «Северный Ветерок», «Сорока», коврик-тренажер, звуковые символы; картинки на звук[с]..
Ход занятия
Организационный момент.
Л: Посмотри на картинки. Какое время года нарисовал художник.
Р: Зиму.
Л: Почему ты так думаешь?
(Составление предложений по теме «Зима» с помощью наводящих вопросов.)
Р: На земле, крышах домов, ветках деревьев лежит снег. Дети тепло одеты. Они катаются на санках, лыжах, коньках.
Развитие артикуляционной моторики, дыхания.
Л: Весело ребяткам зимой и никакие морозы их не пугают. Давай и мы с тобой поиграем, сдуем снежинку с ладошки.
Игра «Сдуй снежинку с ладошки» - на выработку воздушной струи.
Сдувать «снежинку» губами, затем через «трубочку».
Артикуляционная гимнастика.
Л: Наш Веселый Язычок совсем замерз. Чтобы разогреться ему надо сделать зарядку.
- Руки в стороны - вместе. (На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок». Упр. сопровождать движением рук.)
- Прыжки на батуте. (Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя».)
- Язычок отдыхает на мате лежа на спине. (Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
- Мостик. (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт – «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.)
- Карате. Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы. Упр. сопровождать движением рук назад-вперед (правой рукой, левой рукой, обеими руками).
- Бег вдоль забора. (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.)
- Раскачивание на брусьях. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Л: Согрелся Язычок. Видит ребята катаются на санках с горы (картинка-раскраска «Дети катаются с горки»). У Вани на шее шарф, а Саня вышел на улицу без шарфа. Вечером Саня вернулся домой, захотел попросить маму, чтобы она включила мультфильм про Снегурочку, а сказать ничего не может, горлышко у него простыло.
Давай попробуем отгадать, какой звук хотел произнести Саня.
Игра «Простывшее горлышко» с опорой на звуковые символы гласных. Логопед демонстрирует артикуляцию гласных [а], [у], [о], [ы] беззвучно. Ребенок отгадывает звуки.
Л: Помогли мы с тобой Сане. Включила мама ему мультик про Снегурочку как раз на том месте, где Снегурочка собирает снежинки в хоровод, а помогает ей в этом Северный Ветерок.
(Логопед предлагает ребенку вспомнить артикуляцию звука [с]: Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А Воздух все равно прорвал преграду и свистит от радости.)
Игра «Поймай звук С» - развитие фонематического слуха.
Л: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с]: А, О, С, Ы, Э, У, С, О, С, Э, А, Ы, С …
Л: Давай покажем как Северный Ветерок помогал снежинкам прилететь к Снегурочке. (Ребенок проводит пальчиком по коврику-тренажеру от снежинок к Снегурочке произнося изолированно звук [с].)
Л: Прилетели снежинки к Снегурочке и стали кружиться в хороводе.
Физкультминутка «На полянку, на лужок…»
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И кружат снежинки,
Белые пушинки.
Полетели, понеслись,
И на землю улеглись.
Тихо спят снежинки,
Белые пушинки.
Упражнения по развитию звукопроизношения
Звуковой анализ и синтез слогов.
Л: Снежинки то приближались друг к другу, то менялись местами (снежинки с символами звуков [с], [а], [у], [о], [ы]). Составление из звуковых символов слогов: СА, СУ, СО, СЫ.
Проговаривание открытых слогов.
На старой березе сидела Сорока. «Я тоже могу как снежинка кружиться в воздухе» - сказала Сорока, и закружилась в хороводе снежинок:
са-са-са со-со-со су-су-су сы-сы-сы
Л: Снегурочке понравилась Сорока и она предложила ей поиграть в «Добавлялки». Для того, чтобы правильно найти «добавлялку» надо определить последний слог в последнем слове предложения используя символ слова – веревочку с узелками, которые делят «слово» на части-слоги (ле-са, _ _ ).
Снегурочка (взрослый) говорит: Сорока (ребенок) говорит:
Серебрятся все леса, са-са-са, са-са-са.
Холодно зимой в лесу, су-су-су, су-су-су.
Нет в норе хитрой лисы, сы-сы-сы, сы-сы-сы.
В снегу застряло колесо, со-со-со, со-со-со.
Л: Посмотрел Саня мультфильм. Выпил молока с медом, чтобы подлечить горлышко. Открыл книжку. В книжке были картинки, названия которых начинались со знакомых слогов: са, со, су, сы. Поможем Сане подобрать слова на каждый слог.
Проговаривание слогов и слов (по 2-3 раза). Объяснить ребенку значение незнакомых слов.
са-са-са - … самолет со-со-со – …сок су-су-су – суп сы-сы-сы - сын
са-са-са – …самокат со-со-со – …сом су-су-су – сумка
са-са-са – …сапоги со-со-со – …Соня су-су-су – сундук
Грамматические игры со словами
Л.: Саня посмотрел в окно, на ветке березы сидела Сорока. «Совсем как в мультфильме!» - сказал Саня (игрушка (картинка) «Сорока»). Он сразу же вспомнил, как летом Сорока утащила из сумки сухарь и спрятала его в своем гнезде.
Давай поиграем в игру «Чего не стало?». Какую картинку спрятала Сорока?
(Не стало … сапог, не стало … сундука и т.д.)
Сидит Сорока в гнезде и рассматривает картинки. Про что она говорит «мой», «моя»,
«мои»? Игра «Жадина» .
(Мой самокат, моя сумка, мои сапоги…)
Итог.
Л.: Саня закрыл книжку, подошел к маме и сказал: «Мама, теперь я знаю в каких словах свистит Северный Ветерок» (припоминание ребенком слов на звук [с]). Мама улыбнулась и сказала: «Северный Ветерок свистит даже в твоем имени, С-с-с-аня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Старые сказки на новый лад»
Познавательно-речевое развитие детей на материале русских народных сказок с использованием театрализованной деятельности....
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме: «Моя родина - Краснодарский край»
Цель: Познакомить учащихся с государственной символикой края: гербом, флагом, гимном. Научить понимать смысл герба . Формировать уважительное отношение к государственным символам родного края, вызвать...
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе Тема: «Будем друзьями птиц»
Предлагаю вашему вниманию конспект образовательной деятельности .Область: художественно-эстетическое развитие Деятельность: конструирование из разного материала Вид: конструирование. Это м...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми логопедической группы с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Сказка о снеговике»
Задачи занятия:Образовательные:Уточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [С].Продолжать формировать длительную воздушную струю.Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах, сло...
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Насекомые»
Конспект образовательной деятельности может быть использован учителем-логопедом в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Насекомые».В хо...
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием метода наглядного моделирования: Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки»
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием метода наглядного моделирования:Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки»...