ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
формы взаимодействия логопеда с родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе.
В.А.Сухомлинский.
В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
В целях повышения педагогической культуры родителей необходимо привлекать их к самоанализу своей воспитательной деятельности. Основная задача, которая стоит перед учителем-логопедом на начальных этапах работы с родителями, - это формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка.
Вместе с другими специалистами логопед определяет следующие задачи в работе с родителями:
- устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- создает атмосферу общности интересов;
- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.
Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия с родителями.
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ | ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ | ||
делятся на: | |||
1.Коллективные 2. Индивидуальные 3. Наглядно – информационные | 1. Информационно-аналитические; 2. Познавательные; 3. Досуговые; 4. Наглядно-информационные. | ||
Формы проведения общения: | |||
Наименование | Форма | Наименование | Форма |
1.Коллективные | Родительские собрания в разных формах (тренинги, круглые столы, презентации и т.д.) Групповые консультации ППк (Психолого-педагогический консилиум) Дни открытых дверей Участие в создание развивающей среды | 1. Информационно-аналитические | Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик». Индивидуальные блокноты. Дневник красивой и правильной речи или Логопедический дневник Семинары-практикумы, тренинги, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме |
2.Индивидуальные | Индивидуальные консультации Анкетирование, тестирование Индивидуальные тетради для работы с учителем-логопедом | 2. Познавательные | Мини-собрания, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры |
3. Наглядно – информационные | Уголки, информационные стенды Сайт ДОУ Родительская почта | 3. Досуговые | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках. Акции Проектная деятельность Театрализованная деятельность Экскурсии и путешествия Кружки, клубы. |
4. Наглядно-информационные | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек Сайт, блог учителя-логопеда Электронная газета |
Логопеды при организации работы с семьями воспитанников сталкиваются с рядом проблем:
- Педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что они вступают социальными заказчиками.
- Несформированность у родителей педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.
- Отсутствие должного уровня психолого-педагогических знаний у родителей.
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.
Девиз учителя-логопеда в работе с родителями должен быть таким: «Мы готовы работать вместе с вами, но не вместо вас!»
Литература
1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. М., 2009.
2. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007.
3. Кизимова Е.А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи //Логопед. №1, 2011.
4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под ред. Селиверстова В.И. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями
В статье приведены примеры форм и приемов работы учителя - логопеда ДОУ с родителями детей с нарушениями речи....
Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"
Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....
Традиционные и инновационные формы работы учителя-логопеда по связям с семьей.
Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого н...
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Инновационная работа с родителями....
«Инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями на логопедическом пункте ДОУ»
Тесная просветительская связь, сотрудничество, взаимодействие между всеми участниками коррекционного процесса несомненно играет положительную роль в обучении и развитии дошкольников....
"Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей в ДОУ"
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей в ДОУ....