ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Титова Анастасия Николаевна

формы взаимодействия логопеда с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

      Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе.

В.А.Сухомлинский.

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

В целях повышения педагогической культуры родителей необходимо привлекать их к самоанализу своей воспитательной деятельности. Основная задача, которая стоит перед учителем-логопедом на начальных этапах работы с родителями, - это формирование и стимуляция  мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка.

Вместе с другими специалистами логопед определяет следующие задачи в работе с родителями:

-  устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создает атмосферу общности интересов;

-  повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

-  оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;

-  обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.

Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия с родителями.

 

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

делятся на:

1.Коллективные

2. Индивидуальные

3. Наглядно – информационные

 1. Информационно-аналитические;

 2. Познавательные;

 3. Досуговые;

 4. Наглядно-информационные.

Формы проведения общения:

Наименование

Форма

Наименование

Форма

1.Коллективные

Родительские собрания в разных формах (тренинги, круглые столы, презентации и т.д.)

Групповые консультации

ППк (Психолого-педагогический консилиум)

Дни открытых дверей

Участие в создание развивающей среды

1. Информационно-аналитические

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».

Индивидуальные блокноты.

Дневник красивой и правильной речи или Логопедический дневник

Семинары-практикумы, тренинги, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

2.Индивидуальные

Индивидуальные консультации

Анкетирование, тестирование

Индивидуальные тетради для работы с учителем-логопедом

2. Познавательные

Мини-собрания, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры

3. Наглядно – информационные

Уголки, информационные стенды

Сайт ДОУ

Родительская почта

3. Досуговые

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

 Акции

Проектная деятельность

Театрализованная деятельность

Экскурсии и путешествия

Кружки, клубы.

4. Наглядно-информационные

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.

Выпуск газет, организация мини-библиотек

Сайт, блог учителя-логопеда

Электронная газета

Логопеды при организации работы с семьями воспитанников сталкиваются с рядом проблем:

  • Педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что они вступают социальными заказчиками.
  • Несформированность у родителей педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.
  • Отсутствие должного уровня психолого-педагогических знаний у родителей.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Девиз учителя-логопеда в работе с родителями должен быть таким: «Мы готовы работать вместе с вами, но не вместо вас!» 

Литература

1.     Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. М., 2009.

2.     Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007.

3.     Кизимова Е.А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи //Логопед. №1, 2011.

4.     Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под ред. Селиверстова В.И. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5.     Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями

В статье приведены примеры форм и приемов работы учителя - логопеда ДОУ с родителями детей с нарушениями речи....

Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"

Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....

Традиционные и инновационные формы работы учителя-логопеда по связям с семьей.

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого н...

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

«Инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями на логопедическом пункте ДОУ»

Тесная просветительская связь, сотрудничество, взаимодействие между всеми участниками коррекционного процесса несомненно играет положительную роль в обучении и развитии дошкольников....

"Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей в ДОУ"

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями  по профилактике и коррекции  речевых нарушений у детей в ДОУ....