Выступление: ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС
консультация по логопедии на тему
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_situatsii.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ
В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС
Буслаева Н.И.
учитель – логопед МБДОУ № 40
г. Нижнекамск
На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «…ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам». Таким образом, игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Если игра специально организованна педагогом и привнесена в процесс познания окружающего мира и взаимодействия с ним, такую форму обучающей игры взрослого с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). Ее характеризуют следующие моменты:
— она имеет короткий и несложный сюжет;
— оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;
— в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача;
— педагог проводит и руководит всей игрой.
Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи:
- Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами;
- Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами и народными игрушками;
- Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
1. Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами.
Аналоги — это игрушки. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом, с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами. Игрушки - аналоги и игрушки - самоделки показывают детям особенности внешнего вида, строение тела, соотношение величины.
2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами и народными игрушками.
Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений (Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Они помогают нам увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры.
Обучение детей с помощью народной игрушки придаст игровой ситуации живость, эмоциональность, яркость
3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, музеи, фермы, экскурсии, поездки, походы. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания об окружающем мире.
К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми относятся:
1. ситуации общения;
2.игровые обучающие ситуации, могут быть 4 видов
- ситуации – иллюстрации;
- ситуации – упражнения;
- ситуации партнёрского взаимодействия (ситуации – проблемы)
- ситуации – оценки.
3.творческие мастерские;
4.интегрированные занятия с элементами кооперации.
1. Ситуации общения. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС (Игровые обучающие ситуации): разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др. Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
2. Игровые обучающие ситуации
Активно участвуя в ситуациях – проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится сознавать и переживать их. Действуя в игровом образе, ребёнок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно менять своё игровое, а затем и реальное поведение.
3. Творческие мастерские
Это одна из самых демократичных форм организации воспитательно–образовательного и коррекционно – воспитательного процессов, так как каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
Творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.
4. Интегрированные занятия с элементами кооперации
Интегрированное занятие с элементами кооперации – особый вид фронтального занятия, которое позволяет сплачивать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учётом уровня речевого и познавательного развития каждого ребёнка.
Интегрированные занятия по развитию речи могут быть познавательно - речевыми или комплексными речевыми. В ходе познавательно-речевых занятий на одном познавательном содержании. Например, в комплексное занятие по обучению детей составлению описательного рассказа об игрушке могут быть включены разные виды деятельности: изготовление игрушки, игровая (обыгрывания игрушки), обследовательская (выявление особенности игрушки), чтение стихов, изобразительная деятельность и т.д.
Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в неё педагогом.
Все предлагаемые игры и игровые ситуации по объему и содержанию учебного материала являются предпосылкой успеха всей коррекционно - развивающей работы с детьми ОНР и обеспечивают создание необходимых условий:
- Индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Наглядно-образный характер занятий.
- Положительный эмоциональный фон. Любая информация лучше усваивается детьми если занятия сопровождаются приятными впечатлениями, положительными эмоциями (использование сказочных героев, сюжетов, музыко- и аромотерапии).
- Принцип дозированности заданий — «Учимся не спеша», в процессе исправления дефектов речи, постепенно усложняя стимульный и речевой материал, повторяя его через день, неделю, таким образом, закрепляя его, щадящим для нервной системы детей способом.
- Учет требований готовности детей к школе.
Вывод: Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.
Список используемой литературы
1.Выгодская И.Г., Игровые ситуации для профилактики дисграфии, дислексии // Обруч –1997 – № 3.
2.Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
3.Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
4.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
5.Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых ситуаций в развитии речи дошкольников на занятиях ФЭМП»
Сообщение для воспитателей из опыта работы....
Конспект игровой ситуации по развитию речи чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» во второй младшей группе
во второй младшей группеЦель: приобщение детей к методу чувственного познания природы – наблюдение, через ознакомление с рассказом К.Д. Ушинского «Четыре желания&ra...
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ФГОС
В статье говорится, какую роль играет художественно-эстетическое воспитание на развитие гармоничной личности ребенка. Благодаря искусству ребенок становится физически, нравственно и психич...
Методические рекомендации для педагогов: «Использование рефлексии как технологии становления и развития личности дошкольника в рамках ФГОС ДОУ»
Материал будет интересен начинающим педагогам ДОУ в качестве рекомендаций к применению технологии рефлексии в своей педагогической деятельности....
План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")
Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...
Образовательно игровая ситуация по развитию речи тема "Перелетные птицы"
Продолжать совершенствовать умение детей составлять небольшой рассказ, используя сюжет картины " Грачи прилетели" .Употреблять в речи прилагательные, глаголы, предлоги. Расширять слова...
Мастер-класс "Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию старших дошкольников в рамках ФГОС ДО."
Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию...