Выступление: ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС
консультация по логопедии на тему
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ
В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС
Буслаева Н.И.
учитель – логопед МБДОУ № 40
г. Нижнекамск
На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «…ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам». Таким образом, игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Если игра специально организованна педагогом и привнесена в процесс познания окружающего мира и взаимодействия с ним, такую форму обучающей игры взрослого с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). Ее характеризуют следующие моменты:
— она имеет короткий и несложный сюжет;
— оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;
— в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача;
— педагог проводит и руководит всей игрой.
Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи:
- Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами;
- Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами и народными игрушками;
- Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
1. Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами.
Аналоги — это игрушки. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом, с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами. Игрушки - аналоги и игрушки - самоделки показывают детям особенности внешнего вида, строение тела, соотношение величины.
2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами и народными игрушками.
Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений (Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Они помогают нам увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры.
Обучение детей с помощью народной игрушки придаст игровой ситуации живость, эмоциональность, яркость
3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, музеи, фермы, экскурсии, поездки, походы. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания об окружающем мире.
К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми относятся:
1. ситуации общения;
2.игровые обучающие ситуации, могут быть 4 видов
- ситуации – иллюстрации;
- ситуации – упражнения;
- ситуации партнёрского взаимодействия (ситуации – проблемы)
- ситуации – оценки.
3.творческие мастерские;
4.интегрированные занятия с элементами кооперации.
1. Ситуации общения. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС (Игровые обучающие ситуации): разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др. Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
2. Игровые обучающие ситуации
Активно участвуя в ситуациях – проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится сознавать и переживать их. Действуя в игровом образе, ребёнок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно менять своё игровое, а затем и реальное поведение.
3. Творческие мастерские
Это одна из самых демократичных форм организации воспитательно–образовательного и коррекционно – воспитательного процессов, так как каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
Творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.
4. Интегрированные занятия с элементами кооперации
Интегрированное занятие с элементами кооперации – особый вид фронтального занятия, которое позволяет сплачивать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учётом уровня речевого и познавательного развития каждого ребёнка.
Интегрированные занятия по развитию речи могут быть познавательно - речевыми или комплексными речевыми. В ходе познавательно-речевых занятий на одном познавательном содержании. Например, в комплексное занятие по обучению детей составлению описательного рассказа об игрушке могут быть включены разные виды деятельности: изготовление игрушки, игровая (обыгрывания игрушки), обследовательская (выявление особенности игрушки), чтение стихов, изобразительная деятельность и т.д.
Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в неё педагогом.
Все предлагаемые игры и игровые ситуации по объему и содержанию учебного материала являются предпосылкой успеха всей коррекционно - развивающей работы с детьми ОНР и обеспечивают создание необходимых условий:
- Индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Наглядно-образный характер занятий.
- Положительный эмоциональный фон. Любая информация лучше усваивается детьми если занятия сопровождаются приятными впечатлениями, положительными эмоциями (использование сказочных героев, сюжетов, музыко- и аромотерапии).
- Принцип дозированности заданий — «Учимся не спеша», в процессе исправления дефектов речи, постепенно усложняя стимульный и речевой материал, повторяя его через день, неделю, таким образом, закрепляя его, щадящим для нервной системы детей способом.
- Учет требований готовности детей к школе.
Вывод: Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.
Список используемой литературы
1.Выгодская И.Г., Игровые ситуации для профилактики дисграфии, дислексии // Обруч –1997 – № 3.
2.Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
3.Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
4.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
5.Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/18/picture-330573-1566158310.jpg)
«Использование игровых ситуаций в развитии речи дошкольников на занятиях ФЭМП»
Сообщение для воспитателей из опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-975321-1597861824.png)
Конспект игровой ситуации по развитию речи чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» во второй младшей группе
во второй младшей группеЦель: приобщение детей к методу чувственного познания природы – наблюдение, через ознакомление с рассказом К.Д. Ушинского «Четыре желания&ra...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-1061554-1537805505.jpg)
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ФГОС
В статье говорится, какую роль играет художественно-эстетическое воспитание на развитие гармоничной личности ребенка. Благодаря искусству ребенок становится физически, нравственно и психич...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/03/picture-997260-1588499688.jpg)
Методические рекомендации для педагогов: «Использование рефлексии как технологии становления и развития личности дошкольника в рамках ФГОС ДОУ»
Материал будет интересен начинающим педагогам ДОУ в качестве рекомендаций к применению технологии рефлексии в своей педагогической деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-1093975-1544981940.jpg)
План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")
Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...
Образовательно игровая ситуация по развитию речи тема "Перелетные птицы"
Продолжать совершенствовать умение детей составлять небольшой рассказ, используя сюжет картины " Грачи прилетели" .Употреблять в речи прилагательные, глаголы, предлоги. Расширять слова...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-849051-1479637452.jpg)
Мастер-класс "Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию старших дошкольников в рамках ФГОС ДО."
Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию...