Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по временам года»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Формирование лексико-грамматического представления
у детей с ОНР
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совместное занятие логопеда с психологом | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации г.Орла
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №34» г.Орла.
302010, г.Орел, ул.Автовокзальная д.32
тел. (4862) 72-20-16
E-mailsdetsad34@mail.ru
Конспект НОД
с детьми старшего дошкольного возраста
«Путешествие по временам года»
Формирование лексико-грамматического представления
у детей с ОНР
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Составитель:
учитель-логопед
Жукова Е.С.
педагог-психолог
Чупахина Н.А.
Орел-2017г.
Программные задачи
Коррекционно-образовательные:
- создать условия для закрепления у детей знаний о зимующих и перелетных птицах;
- расширить и активизировать словарный запас детей с ОНР по теме: «Времена года»;
- учить детей выделять первый звук в слове;
- упражнять детей в отгадывании загадок;
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику через игровые упражнения;
- развивать внимание и память;
- создать условия для совершенствования доказательной речи, умения обобщать, делать выводы;
- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать целенаправленную воздушную струю;
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- устанавливать доверительную и комфортную обстановку в группе детей, равные возможности для детей с ОВЗ и инвалидов;
- воспитать бережное отношение и любовь к природе;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру, умение грамотно высказываться.
Предварительная работа: знакомство с пословицами и поговорками, знакомство с приметами времен года, чтение различных сказок, отгадывание загадок, наблюдения за сезонными изменениями природы во время прогулок, дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Узнай время года», «От какого дерева листок?», «Назови времена года», «Что растет на огороде и в поле?», «Фрукты и овощи», «Ассоциации», «С какой ветки детки?».
Материал к занятию: картины с изображениями времен года, снежный ком, ветка со снежинками, музыка П. Чайковского «Снегопад», краска в баночках (голубая, синяя, фиолетовая), альбомные листы, восковые карандаши, кисти, баночка с водой, влажные салфетки, подставки для кистей, модули, аудиозапись «Весна» для сопровождения релаксационных упражнений; шарики гелевые, изображения птиц, ножницы, доска, аудиозапись «Летняя песня» для сопровождения игры «Фрукты и овощи»; ёжик; письмо; две корзинки; фрукты и овощи, ортопедическая дорожка.
Ход занятия:
Психолог: Дети, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем гостей.
»•
Психолог: Дети, подойдите ко мне, встаньте в круг, поздороваемся друг с другом! Прикоснитесь ладошками к ладоням соседа, назвав его имя ласково и передав ему самую теплую улыбку!
Психолог: Ребята, открою вам секрет, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по временам года. Тссс… Послушайте.
(Звучит музыка 1)
Психолог: Как вы думаете – в гостях у какого времени года мы оказались?
Логопед: Верно, у зимы! (Демонстрация изображения «гостя — Зима»)
Логопед: Зима предлагает поиграть. Сейчас я передам снежный ком, а вы каждый друг за другом назовете родственные слова к слову снег. (Логопед передает снежный ком, а дети каждый друг за другом называет родственные слова к слову «снег».)
Логопед: Молодцы,дети! Зиме хочется еще устроить снегопад.
Логопед: А вы знаете, что такое снегопад? (Ответы детей.)
Логопед: Правильно – это явление природы, при котором падает снег.
Логопед: Если мы все одновременно подуем на эту ветку, то снежинки полетят. Дуем не раздувая щек. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Выполним вместе.(Логопед держит ветку с прикрепленными снежинками на ней.Дети вместе с логопедом дуют на нее, тем самым получается «снегопад».)
(Звучит музыка П.Чайковского «Снегопад» - 2)
Логопед: Молодцы! У нас такой замечательный снегопад получился.
Психолог: Дети, а давайте нарисуем ваш снегопад! Как вы думаете, как мы его можем изобразить? (Дети отвечают – нарисовать снежинки.)
Психолог: Но прежде давайте с вами разогреем наши пальчики – ведь в гостях у зимы достаточно холодно!
Выполняется пальчиковая гимнастика
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
спать легли (ладошки под щечку).
Психолог:А теперь нарисуйте каждый свою снежинку. (Дети рисуют восковыми карандашами снежинку на листочке, а потом закрашивают листки голубой, синей, фиолетовой краской.
Звучит музыка П.Чайковского «Снегопад»-3
Психолог: Молодцы! Получились очень красивые снежинки. (Все снежинки вывешиваются на доску.)
Логопед: Дети, вы очень порадовали зиму! Продолжим путешествие!
Логопед: Пойдемте со мной. Сейчас я прочту вам следующее четверостишие, а вы мне скажите, в гости к какому времени года мы теперь отправимся?
Вам дарю свое тепло,
Чтобы все кругом цвело,
Чтоб листочки распускались,
Птички песней заливались.
(Ответы детей:«Весна»)
Психолог: Верно, ребята - это весна! (Достает картинку «Весна»).:
Логопед: Вы любите весну? (Ответы детей.)
Логопед: Предлагаю продолжить каждому из вас мою фразу: «Я люблю весну, потому что…» (Дети в кругу отвечают по очереди.)
Психолог:Дети, вы сказали, что весной расцветают первые цветы. Предлагаю превратиться в них. Подойдите ко мне, сядьте на модули и закройте глаза. (Звучит аудиозапись «Весна»)-4
Психолог: «В далекой стране жил-был один садовник и вот он посадил в своем саду семена прекрасных цветов. Представьте, что вы маленькие семена цветков. Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, даже разговаривал с семенами. (Психолог ходит между детьми, гладит их, что-то нашептывает, улыбается.)Семечки спят, вам тепло и уютно, они спокойны и расслаблены, вам хорошо и приятно. Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. Они поднимают головки, тянуться к весеннему солнышку (дети потихоньку раскручиваются и встают.). У ростков раскрываются листочки (руки вверх), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны распускаются (кулачки разжать) и маленький росток превращается в цветок. Цветы все выше и выше тянуться к весеннему солнышку. И вот на поляне уже много прекрасных цветов. Ветер колышет лепестки цветов. Они оглядываются друг на друга, кланяются друг другу. Какие вы красивые!!!»
Психолог: Расскажите о своем цветке – какой он, каким ты его представил/а? (Ответы детей: красивый, сильный, яркий, большой, маленький, разноцветный, нежный, ароматный, прекрасный, волшебный.)
Логопед: Дети, весна спрашивает, много ли вы о ней знаете? (Ответы детей.)
Логопед: Назовите первый весенний месяц?
Логопед: Назовите второй весенний месяц?
Логопед: Назовите третий весенний месяц?
Логопед: Дети, кто весну на крыльях приносит? (Ответы детей.)
Логопед: Как называются птицы, которые прилетают весной? (Перелетные.)
Логопед: Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие.)
Психолог: Дети, давайте поиграем с птицами. Посмотрите – здесь много птиц – предлагаю их назвать и запомнить. А теперь откройте глаза и посмотрите, что наши птицы поменялись местами. Кто был первый, кто второй? (птицы меняются местами, дети закрывают глаза – открыв их называют предыдущий порядок, Федор подходит и показывает место птиц)
Психолог: Весна предлагает проверить, хорошо ли вы знаете, какие птицы улетают в теплые края, а какие остаются зимой с нами. (Дети подходят к шарикам, на которых приклеены изображения птиц: 4 перелетные и 4 зимующие)
Психолог:Какая эта птица? Она остается с нами зимой или улетает? Перережь ленточку и проверим улетит птица или нет? (Каждому ребенку задается вопрос по каждой птице.)
Психолог: Молодцы! Тихо! Дети, слышите, кто-то шуршит в кустах. Подойдем к нему поближе, но идти нам нужно осторожно весной очень много луж и ручьев – постараемся не намочить ноги и пройдем с вами по следам на камушках.
Логопед: Ой, дети, здесь письмо, прочтем его?(Ответы детей.)
Здравствуйте, ребята! Я ежик, и зовут меня «Острая колючка». Я знаю, что вы спешите в гости к следующему времени года. Для того чтобы оно пришло скорее, предлагаю отгадать вам следующую загадку:
Цветов много на лугах,
Рожь золотая на полях,
Ягоды, грибы в лесах,
Спеют яблоки в садах,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Ответы детей: «Лето»)
Психолог: Правильно, дети, мы попали в гости к лету (демонстрация изображения «гостя - Лето»)
Психолог: Лето приходит к нам с богатыми дарами, которые нужно во время собирать. Ой, дети, кто-то плачет? Это не вы плачете? (Нет.) Смотрите,
это наш старый знакомый еж «Острая колючка». Что ты плачешь, дружок?
(Прислонить к уху ежа). Дети, еж очень расстроен, он собрал дары лета-овощи и фрукты и хотел отнести домой, по дороге он споткнулся и рассыпал все.
Психолог:Поможем собрать ежу овощи и фрукты в разные корзинки. Нужно собирать фрукты в зеленую корзину, а овощи в красную корзину. Приступаем к заданию. (Дети под музыку собирают фрукты и овощи.)Звучит музыка - 5
Логопед: Предлагаю проверить, верно ли вы собрали? Сейчас каждый из вас возьмет по одному предмету, назовет его, скажет фрукт это или овощ и выделит первый звук в слове.
Логопед:Дети, вы очень добрые и помогли ежу.
Логопед: Дети, какое время года наступает после лета? (Ответы детей.)
Логопед:Действительно, вот мы и встретились с осенью. (Демонстрация изображения «гостя - Осень»)
Логопед:Какие приметы осени вы знаете? (Часто идут дожди, деревья становятся желтые, опадают листья, улетают птицы в теплые края, небо хмурое)
Рожкову Федору выдается набор из картинок с тремя приметами осени - он показывает их, психолог комментирует, то что на них изображено.
Психолог: Молодцы!Дети, всех ли гостей времен года посетили мы сегодня?
Психолог: Пойдемте со мной, вспомним, кого мы встретили сегодня. Сядьте за столы. Что за картинки перед вами? (Ответы детей: «Времена года».)
Психолог: Верно! Разложите последовательно изображения. Посмотрите, первая картинка – что на ней изображено?
Психолог: Молодцы! Вы отлично справились.
Логопед: Дети, встаньте, подойдите ко мне. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.)
Логопед: А что больше всего понравилось и запомнилось? (Ответы детей.)
Психолог: Пришла пора возвращаться в группу. Попрощайтесь с нашими гостями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в цирк"
Конспект индивидуального занятия с ребенком 5-7 лет по автоматизации звука "Р"...
КОНСПЕКТ НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Петропавловской крепости» с использованием образовательных технологий (игровой, исследовательской и ИКТ)
КОНСПЕКТНОД с детьми старшего дошкольного возраста«Путешествие по Петропавловской крепости»с использованием образовательных технологий(игровой, исследовательской и ИКТ)...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в лесу»
Предмет: Окружающий мир.Группа, количество человек: Средняя группа 4-5 лет, 20 человек.Время реализации занятия: 20 мин.Актуальность:В современных условиях проблема экологического воспитания дош...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. «Путешествие в страну песка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении, ...
Конспект НОД для детей с ОНР старшего дошкольного возраста "Путешествие по временам года"
Конспект НОД для детей с ОНР старшего дошкольного возраста...
План - конспект мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну "Дружба"
Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игровых технологий в настоящее время является особенно актуальной, так как отношения со сверстниками и взрослыми зарождаются и наиболее интенс...
Методическая разработка по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста« Путешествие по временам года» с использованием технологии «Сторителлинг»
Цель: Формировать умение составлять рассказы-истории с использованием технологии «Сторителлинг», (настольная игра «Кубики историй»)...