Конспект НОД для детей с ОНР старшего дошкольного возраста "Путешествие по временам года"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД для детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие по временам года»
Цель:
развивать все компоненты устной речи (грамматический строй, лексическую сторону, связную речь, произносительную сторону речи)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обобщить и систематизировать знания о временах года, их признаках;
- расширять и активизировать словарь: снегопад, листопад, ледоход, капель;
-совершенствовать навыки составления предложений, рассказа с опорой на мнемотаблицу;
-совершенствовать грамматический строй речи: образование прилагательных от существительных, образование родительного падежа существительных подбор слов – признаков;
Коррекционно-развивающие:
-развивать координацию речи с движением: ритмическая игра с палочками; общую и мелкую моторику; фонематический слух, образное мышление
-развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать четкость дикции;
Воспитательные:
-формировать субъектные проявления: активность, инициативность, самостоятельность;
Материал и оборудование: иллюстрации с изображение времен года, деревянные палочки, массажный мячик, мнемотаблица «Весна», диск с записью шума дождя, «снежный ком».
Предварительная работа: работа по мнемотаблицам, беседы и рассматривание иллюстраций, заучивание ритмической игры «Дождик», упражнения для формирования практических навыков словообразования и словоизменения.
Методические приёмы:
- погружение детей в занятие (отгадывание загадки, рассматривание иллюстрации);
- проблемная ситуация «Кто из времен года важнее и лучше?»;
- упражнение для снятия эмоционального напряжения «Ручки растираем»;
- составление предложений, рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу;
- упражнения для развития грамматического строя речи: «Назови действие», образование прилагательных от существительных, подбор слов – признаков;
- зрительная гимнастика с шестигранными карандашами;
- ритмическая игра с палочками;
- проговаривание чистоговорок.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
Четыре сестрицы на свете живут,
И всех их по-разному люди зовут.
У каждой из них разноцветное платье?
Дети: Это времена года.
Логопед: Правильно (логопед выставляет картинку с изображением времен года)
Логопед: Как зовут этих четырех сестриц?
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Логопед: Сегодня утром мне сорока - белобока на хвосте принесла известие, что в лесу идет великий спор, между временами года, кто из них важнее и лучше. Ребята, поможем временам года рассудить спор, а для этого мы отправимся в путешествие и посмотрим, какое время года лучше? А чтобы нам было веселее идти, повторяйте движения за мной:
Ручки растираем (растираем) и разогреваем (хлопки).
И лицо теплом своим мы умываем (имитируют).
Грабельки сгребают все плохие мысли (двигают пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирают уши).
Их вперед сгибаем, тянем за мочки (загибают, потягивают),
А потом уходим пальцами на щечки (перебирают пальцами).
Щечки разминаем, чтобы надувались (разминают щеки).
Губки разминаем, чтобы улыбались (большим и указательным пальцами разминают верхнюю, затем нижнюю губу).
Улыбнулись мы друг другу и готовы идти в путь.
Логопед: А вот и первая преграда: перед нами две дорожки:
Но пройдет по ним только тот, кто знает чистоговорки со звуком [ ш]
Первая дорожка – ровная, идя по ней нужно произносить чистоговорку спокойным голосом. Вторая ведет в гору: в начале пути нужно произносить чистоговорку тише, а чем выше вы будете подниматься, произносить её громче.
Дети проходят по наклонной доске и произносят чистоговорки.
Логопед: Ребята, в какое время года мы попали?
Дети: Мы попали во время года - зима.
Назовите признаки зимы?
Дети: Солнце светит, но не греет. Стоят сильные морозы. Дни короткие, а ночи длинные. Небо пасмурное, закрыто облаками. Почва замерзла. На деревьях и кустарниках лежит снег. Скованы льдом быстрые реки и озёра.
Логопед: Ребята, а чем вы любите заниматься зимой?
Дети: Кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика, строить снежные крепости, играть в снежки.
Логопед: Я тоже люблю играть в снежки. Давайте присядем и поиграем с моим снежком.
Упражнение «Назови действие» (со «снежком»)
Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.
Зимой метель… (метёт).
Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).
Мороз щёки и нос… (щиплет).
Зимой вода в реке.… (замерзает).
Иней на ветках деревьев… (блестит).
Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
Деревья зимой… (спят).
Под снегом травка зимой… (греется).
Логопед: Молодцы! Хорошо знаете признаки зимы.
А без чего не бывает зимы?
Дети: Без снега, сосулек, санок, горки, без новогоднего праздника, рождества….
Логопед: Я вижу вам, очень нравится зима, как много интересного в этом времени года. А какое время года наступает после зимы?
Дети: Наступает весна.
Логопед: Тогда отправляемся в гости к весне?
Дети: Да!
Логопед: В гости мы к весне пойдем,
Между лужами пройдем!
По дорожке, по дорожке,
Ступают наши ножки!
(дети идут по корригирующим дорожкам)
Логопед: Вот и пришли. Чем же хорошо это время года? Я вам предлагаю составить рассказ о весне, а поможет вам эта схема.
(дети, опираясь на мнемотаблицу, рассказывают о весне).
Логопед: Молодцы! А какие весенние приметы вы знаете?
Дети: Летит скворец - зиме конец. Одновременный прилёт птиц - к дружной весне.
Воробьи купаются в луже - к теплу.
Логопед: Вот и весна важна и хороша по-своему: оживает природа, птицы возвращаются с тёплых краёв, появляются первые цветы.
Логопед: Ребята, а за весной какое время года наступает?
Дети: Наступает лето!
Логопед: Я предлагаю вам превратиться в бабочек и отправиться к нему.
(проводится гимнастика для глаз, дети берут шестигранные карандаши с бабочками и крутят их в руках, имитируя полет).
Логопед: На поляне над цветами
Закружились мотыльки,
Вот и мы кружиться станем,
И проворны, и легки.
Полетели бабочки вверх, полетели вниз, полетели влево, вправо и прилетели на поляну.
Логопед: Ребята, посмотрите кругом, что вы видите на этой поляне? (цветы). В какое время года больше всего цветов? (летом). А какое лето? Ответьте на этот вопрос, передавая мяч по кругу.
Дети: Жаркое, солнечное, теплое, веселое…
Логопед:Наши цветы очень понравились насекомым. Назовите их, а теперь поделите эти слова на слоги (дети называют насекомых и делят на слоги хлопками).
Логопед: Хорошо у лета в гостях, но пора и в путь, у какого времени года мы еще не были?
Дети: У осени.
Логопед: Посмотрите, на пути у нас преграда – это болото, придется шагать по кочкам. Как только услышите слово «кочка», вам нужно подпрыгнуть. «Бочка – кочка – дочка – ночка – квочка – точка – кочка – почка». Сколько раз вы подпрыгнули кочек? (ответы детей).
Логопед: Что дарит людям осень?
Дети: Овощи, фрукты.
Логопед: Что можно приготовить из овощей?
Дети: Салаты, супы..
Логопед: Как называется салат из капусты?
Дети: Капустный салат.
Логопед: Из моркови?
Дети: Морковный салат.
Логопед: А что можно приготовить из фруктов?
Дети: Сок, компот, варенье, морс…
Логопед: Сок из груш как называется?
Дети: Грушевый сок.
Логопед: Варенье из вишни какое?
Дети: Вишневое варенье.
Логопед: Справились со всеми заданиями. А что вы слышите? (звучит шум дождя)
Дети: Шум дождя.
Логопед: Правильно, ребята, осенью очень часто идут дожди.
Осенний дождик звучит, поиграть с ним велит.
Проводится ритмическая игра с палочками.
Раз, два, три, четыре, (стучать палочкой о палочку
Вышел дождик погулять. И пошел на тонких ножках стучать поочередно
Он в резиновых сапожках, правой, левой палочкой по полу
По дорожкам топ-топ, стучать одновременно 2 палочками по полу
По асфальту шлеп-шлеп, стукнуть палочкой о палочку
И по лужам прыг-скок, стукнуть 2 палочками по полу
И умчался наутек. перекладывать палочками перед собой)
Логопед: Лето было хорошее, да и осень хороша. Каждому времени года мы рады.
Логопед: Что будет, если после осени сразу наступит весна?
Дети: Если не будет зимы, то у деревьев не будет силы для новых листьев. Птицы только прилетят в теплые края, а им уже надо возвращаться назад, они устали и могут не долететь. Медведь только заснул, а ему надо вставать, он не успеет выспаться. Зимой природа отдыхает.
Логопед: Что будет, если после лета сразу наступит зима?
Дети: Если не будет осени, то с деревьев не успеют опасть листья и зимой под тяжестью снега, ветки поломаются. Перелетные птицы не успеют улететь в теплые края, и зимой им нечем будет питаться, они погибнут. Люди и животные не приготовят запасы на зиму.
Логопед: Так какое же время года лучше всех остальных?
Дети: Все времена года важны и хороши по-своему.
Логопед: Так что зря спорили времена года, кто из них лучше.
Ребята, а что вам понравилось в нашем путешествии, что было для вас самым интересным?
Самоанализ к итоговому занятию на тему: «Путешествие по временам года»
Для своего показа я выбрала лексико-грамматическое занятие, так как работаю в логопедической группе с детьми с общим недоразвитием речи. В занятии мной сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.
Добиться поставленных задач мне помогла предварительная работа, которая включала в себя: работа по мнемотаблицам, беседы и рассматривание иллюстраций, заучивание пальчиковой гимнастики, упражнения для формирования практических навыков словообразованияи словоизменения…..
В занятии отражена интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, познание. А также, по видам деятельности: двигательной, коммуникативной,
При подготовке к занятию были учтены возрастные, индивидуальные, диагностические показатели детей.
Для достижения поставленных целей я построила занятие с применением технологии деятельностного метода:
1.Заинтересовать детей и погрузить в занятие помог проблемный вопрос.
Игра, используемая в начале занятия, совместно с тактильными приемами, способствовала сближению детей, снятию эмоционального напряжения и настрою на дальнейшую работу;
- Использовались приемы, которые помогали упражнять детей в отчетливом произношении звуков, это проговаривание чистоговорок в разном темпе;
- Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, составление предложений, игра «Закончи предложение», ответы на вопросы - развивали связную речь;
- Использовались приемы, которые развивали мелкую моторику рук: игра с бабочками, ритмическая игра с палочками, игра с мячом.
- Игра «Перепрыгни кочку», развивало фонематический слух
- Такие упражнения как: образование прилагательных от существительных, подбор слов – признаков, образование родительного падежа существительных – помогали совершенствовать грамматический строй речи;
- Использование поговорок развивало образное мышление;
- Использовались здоровосберегающие приемы: смена поз, ходьба по коррегирующим дорожкам, , глазодвигательные игры.
На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения предвосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.
Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Использованный мною комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми лексико-грамматических категорий.
В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.
На мой взгляд, дети хорошо справились с подбором существительных к глаголам, с образованием качественных прилагательных, этому способствовала предшествующая работа. Не вызвало трудностей у них составление предложений о зиме. Я считаю, что лексический запас у детей достаточный. Однако необходимо продолжать упражнять детей в составлении сложно-подчинённых предложений, так как данная работа актуальна для старшего дошкольного возраста и эти умения будут востребованы в школе.
Считаю, что вызвало трудность у детей задание, направленное на составление правильного предложения из предложенных слов, но вероятно это из-за того, что не достаточно чётко сформулировано задание, отсюда – затруднения у детей.
Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Использованный мною комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми лексико-грамматических категорий.
Данные методы я старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы. Из основных
приёмов, используемых в логопедии, мною были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям. Кроме того, обучение опиралось на наглядные и практические приёмы: использование иллюстративно-наглядного материала, подобранного в соответствии с возрастными особенностями детей, биоэнергопластика. Широко использовались дидактические игры и упражнения.
На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения предвосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки, слайды). Как необходимый элемент логопедического занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики (выкладывание снеговиков, сбор картинки, биоэнергопластика, составление схемы предложения).
Речевые занятия всегда трудны для детей, многие понятия для детей абстрактны. Для достижения оптимального результата занятия, я ввела приёмы, повышающие мотивацию (сюрпризы от Снежной королевы), старалась поддерживать интерес к занятию за счёт стимулов – снеговики в занятии несли функцию оценки
В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ВИД по физическому развитию для детей старшей группы "Путешествие по временам года"
Конспект ВИД по физическому развитию для детей старшей группы "Путешествие по временам года" является авторской разработкой в соответствии с ФГОС. Цель: развивать двигательную активность дет...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»...
Конспект занятия для детей старшей группы "Путешествие по временам года"
Использование ритмопластики на музыкальных занятих с детьми дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»
Цль: расширяем знания о частях суток и о временах годаЗадачи: 1) формировать целостную картину окружающего мира;2) активизировать познавательную и речевую деятельность детей;3) развивать умения...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по временам года»
Формирование лексико-грамматического представления у детей с ОНРОбразовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие...
Конспект открытого занятия в старшей группе "Путешествие по временам года"
Познавательное развите в старшей группе с использование интерактивной доски...
Сценарий конкурса чтецов для детей старшего дошкольного возраста «Четыре времени года»
Конкурс проводился между дошкольниками старших и подготовительных групп ДОУ.Цель: формирование у детей навыков выразительного чтения, артистических умений, предоставление им возможности для самовыраже...