Авторская программа «Развиваем, играем, говорим!»
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Авторская программа «Развиваем, играем, говорим!» по развитию мелкой моторики для детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«Развиваем, играем, говорим!»
по развитию мелкой моторики
для детей 5-6 лет
Автор:
воспитатель
Лескова О.Н.
2016г.
Пояснительная записка
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитие речи ребенка. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движения пальцев рук, т.к движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведенных опытов и обследований большего количества детей, учеными была выявлена следующая закономерность, если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (Л.В. Фомина).
При изучении мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями выявляются недостатки.
- Не умеют удерживать определенную позу рук.
- Переключаться с одной позы в другую.
- Ограничен объем движений.
- Наблюдается тонус мышц во время движения.
- Снижен темп движения, точность движения.
Актуальность:
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а так же ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи- слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально-волевая сфера.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания – может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цели: Повысить уровень речевого развития, с проблемами в речевом развитии, подготовить руку ребенка к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических игр и упражнений.
Задачи:
- Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки.
- Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер, используя самомассаж, игры и упражнения.
- Развивать зрительно-моторные координации.
- Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой.
- Осуществлять мероприятия по коррекции мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
- Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.
- Формировать навыки учебной деятельности.
- Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Осуществлять коррекцию эмоционально-волевой сферы, формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми и родителями.
- Воспитывать личностные качества, умение соблюдать правильное выполнение заданий.
Реализация данных задач возможна только в форме организованной деятельности, такой деятельностью является занятие.
Данная программа рассчитана на 1 год. Каждое занятие разработано в соответствии с лексической темой и проводится 1 раз в неделю (по подгруппам) во вторую половину дня, с сентября по май.
В результате проведения коррекционной работы планируется повысить уровень речевого развития детей, подготовить руку ребенка с проблемами в речевом развитии к письму, совершенствуя мелкую моторику, средствами дидактических игр и упражнений.
Для выявления динамики 2 раза в год проводятся диагностические задания для детей, по критериям, соответствующим данному возрасту. Мониторинг проводится в сентябре 2 занятия (начало года) и в мае 2 занятия. В конце года проводится контрольный срез и анализируется полученный результат. (таблица 1)
Таблица 1
Обследование мелкой моторики у детей 5г. жизни.
Ф.И. ребенка | 1.Выполнение узора по клеткам | 2.Выкладывание фигуры (счетные палочки, пуговицы, горох, фасоль) | 3.Выполнение движений пальцев в соответствии с текстом | 4.Работа с пластилином (нажим, оттягивание, прищипывание) | 5.Выполнение рисунка карандашом (нажим, удерживание, закрашивание) | |||||
Нач.г | Кон.г | Нач.г | Кон.г | Нач.г | Кон.г | Нач.г | Кон.г | Нач.г | Кон.г | |
- Выполнение узора по клеткам
Высокий уровень: ребенок точно выполняет узор по клеткам, проводит ровно горизонтальные, вертикальные, наклонные и округлые линии, используя интервал между узорами, размер.
Средний уровень: ребенок точно соблюдает размер узора, но узор имеет искаженную форму.
Низкий уровень: не соблюдает размер, узор имеет искаженную форму.
- Выкладывание фигуры (счетные палочки, пуговицы, горох, фасоль)
Высокий уровень: ребенок точно, ровно передает форму предмета, используя разнообразный материал выкладывания.
Средний уровень: ребенок при выкладывании предмета использует меньшее количество (палочек, пуговиц и.т.д)
Низкий уровень: не соблюдает точной формы, искаженный вид фигуры, использование меньшего количества материала.
- Выполнение движений пальцев в соответствии с текстом
Высокий уровень: точно выполняет движения пальцами, руками, в соответствии с текстом.
Средний уровень: выполняет движения пальцами, руками, но несколько в замедленном темпе.
Низкий уровень: путает, пропускает выполнение действий (пальцы зажимает не по порядку и не все).
4.Работа с пластилином (нажим, оттягивание, прищипывание)
Высокий уровень: использует точную передачу образа, с применением пропорций, приемов (защипывание, сглаживание, оттягивание, нажим и.т.д).
Средний уровень: не соблюдает пропорции, но приемы защипывание, сглаживание, оттягивание, нажим использует.
Низкий уровень: не соблюдает пропорции, части предмета не имеют гладкую форму, использует в лепке легкое присоединение частей.
5.Выполнение рисунка карандашом (нажим, удерживание, закрашивание)
Высокий уровень: точное выполнение рисунка, использование нажима на карандаш, применение вертикальных, горизонтальных, косых, округлых, волнистых линий, равномерное закрашивание не заходя за границы.
Средний уровень: нажим на карандаш более слабый, при закрашивании выходит за границы.
Низкий уровень: слабый нажим на карандаш, закрашивание предмета не равномерное, в разном направлении. Предмет имеет искаженную, не точную форму.
Учебный план
тема | Примерное содержание | Кол-во занятий в год | |
сентябрь | мониторинг | Все занятия построены в соответствии со структурным компонентом и предполагают переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, сознание эмоционального настроя. В начале занятия используется художественное слово, беседы. Которые дают точные и четкие установки на предстоящую деятельность. На каждом занятии используется пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, В процессе практической деятельности дети осваивают навыки работы в художественно-творческой деятельности, выкладывание фигур из палочек, пуговиц, фасоли, гороха, работа с соленым тестом, использование нетрадиционных техник рисования. В конце занятия подводится итог, анализ проведенной работы. | 2 |
№1- Осень | 1 | ||
№ 2-Овощи | 1 | ||
Октябрь | №3 - Фрукты | 1 | |
№4 -Грибы | 1 | ||
№5- Домашние животные | 1 | ||
№6- Домашняя птица | 1 | ||
Ноябрь | №7- Перелетные птицы | 1 | |
№8- Дикие животные наших лесов | 1 | ||
№9- Рыбы | 1 | ||
№10- Насекомые | 1 | ||
Декабрь | №11- Зима | 1 | |
№12- Зимующие птицы | 1 | ||
№13- Одежда. обувь | 1 | ||
№ 14- Игрушки | 1 | ||
Январь | №15- Зимние забавы | 1 | |
№16- Дикие животные холодных и жарких стран | 1 | ||
№17- Дом | 1 | ||
№18- Семья | 1 | ||
Февраль | №19- Человек. Части тела | 1 | |
№20- Профессии | 1 | ||
№21- Мебель | 1 | ||
№22- День защитника Отечества | 1 | ||
Март | №23- Весна | 1 | |
№24- Мамин праздник | 1 | ||
№25- Цветы | 1 | ||
№26- Бытовые приборы | 1 | ||
Апрель | №27- Транспорт | 1 | |
№28- Хлеб | 1 | ||
№29- Посуда и пища | 1 | ||
№30- Страна. Город. Улица | 1 | ||
Май | Мониторинг | 2 | |
Всего занятий | 34 |
Методическое обеспечение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа: Развитие мелкой моторики у детей 5 - 6 лет с речевым недоразвитием "Развиваем, играем, говорим!"
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитии речи ребенка. У детей с различными речевыми нарушениями отмечаетс...
Авторская программа коррекционно-развивающего сопровождения детей старшей логопедической группы (5-6 лет) "Говорим и показываем"
Программа «Говорим и показываем» посвящена проблеме коррекции психоречевого развития старших дошкольников. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в ...
Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.
В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...
Авторская программа «Лего игры для социально –коммуникативного развития детей»
Авторская программа «Лего- игры для социально –коммуникативного развития детей» направлена на развитие детей с 4 до 6 лет. В программе разработаны сюжетно- ролевые игры с испо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ»
Направленность программы – естественно-научная. Программа «Развиваемся, играя», направлена на познавательное и творческое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством раз...
Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»
В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...
Авторская программа " Учимся играя" с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша
Пояснительная записка Дополнительная обще...