Авторская программа: Развитие мелкой моторики у детей 5 - 6 лет с речевым недоразвитием "Развиваем, играем, говорим!"
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитии речи ребенка. У детей с различными речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движения пальцев рук. Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с недоразвитием речи в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей взаимодействие и преемственность действий логопеда, воспитателя и родителей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.doc | 374 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитии речи ребенка. У детей с различными речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движения пальцев рук.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведенных опытов и обследований большого количества детей, учеными была выявлена следующая закономерность, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.(Л.В. Фомина).
При изучении мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями выявляются недостатки:
- не умеют удерживать определенную позу рук;
- с трудом переключаются с одной позы на другую;
- ограничен объем движений;
- наблюдается тонус мышц во время движений;
- снижен темп движения и точность движений.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благотворное воздействие на развитие речи, готовит ребенка к письму и рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
В тематические планы-конспекты по развитию мелкой моторики у старших дошкольников включены: художественное слово как вступление к данной теме, беседа по теме, вопросы, загадки, пальчиковая гимнастика, практические задания с использованием различных материалов (счетные палочки, фасоль, цветные нити, бусины и т.п.), физкультминутки, рисование узора по клеточкам. Такие занятия приходятся детям по душе и дают положительные результаты.
Данное методическое пособие предназначено для логопедов, воспитателей и родителей.
Задачи обучения:
- Совершенствовать мелкую моторику рук, готовить руку к письму.
- Развивать познавательную активность ребенка, воображение, память, ориентировку на плоскости.
- Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
- Создавать благоприятный, эмоциональный климат на занятиях.
- Использовать индивидуальный подход к детям.
- Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия.
- Закреплять в речи правильное звукопроизношение.
Основой перспективного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий дополнительное повторение изучаемого материала; позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников; отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы в данной возрастной группе.
Данная программа апробирована в рамках кружковой работы в 2010 – 2011 учебном году.
Структура занятия:
1. Занятие начинается с художественного слова, либо это стихотворение на данную тему, либо это загадки, что дает установку к деятельности.
2. Вступительная беседа.
Во время вступительной беседы дети отгадывают загадки, отвечают на поставленные вопросы педагогом по данной теме. Беседа предполагает активное участие ребенка в разговоре. Во время беседы дошкольники узнают много нового и интересного. Дети являются не только слушателями, но и активными участниками диалога, в ходе которого закрепляется правильное произнесение ранее исправленных звуков.
3. Разучивание пальчиковой гимнастики – это важная часть занятия, на которой идет процесс координации речи с движением.
4. Практическое задание – выкладывание определенной фигуры из палочек, пуговиц, фасоли, гороха, рисование пальцами. На данном этапе развивается глазомер, координация рук, тактильные ощущения.
5. Для расслабления и отдыха детей используется тематическая физкультминутка.
6. Узор по клеткам - это заключительная часть занятия. Дети учатся ориентироваться на плоскости, проводить линии в разных направлениях, рисовать по образцу, по инструкции педагога.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (по подгруппам).
Календарно-тематический план
№ | Тема | Моторика | Словарь | Звукопроизношение |
Сентябрь (1, 2 неделя – мониторинг) | ||||
«Осень» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. Работа с бумагой 3. Пластический этюд 4. «Продолжи узор» | Осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, засыхать, опадать, осыпаться, собирать, улетать, моросить. | Автоматизация звука С в словах. | |
«Овощи» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Машина» из счетных палочек 3. Пластический этюд 4. «Продолжи узор» | Огород, овощи, их названия, цвет, форма, вкус; убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, мариновать, солить. | Автоматизация звука С в предложениях | |
Октябрь | ||||
«Фрукты» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Фрукты» из цветных нитей 3. Пластический этюд 4. «Продолжи узор» | Фрукты, их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, ухаживать; зрелый, незрелый, спелый, неспелый. | Автоматизация звука Ль в словах. | |
«Грибы» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Гриб» из гороха 3. Координация речи с движением 4. «Продолжи узор» | белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок, мухомор, бледная поганка; шляпка, ножка; собирать, заготавливать; ядовитый, съедобный. | Автоматизация звука Ль в предложениях | |
«Домашние животные» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Кошка» из счетных палочек» 3. Подвижная игра «Кошка и мышки» 4. «Соедини точки» | Животное, их виды, части тела; детеныш, котенок; конура, коровник; ржать, лаять, лакать и т.д. | Автоматизация звука Сь в словах. | |
«Домашние птицы» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Цыпленок» из комочков бумаги 3. Подвижная игра «Гуси-лебеди» 4. «Продолжи узор» | Куры, утки, гуси, цыплята, гусята, утята; резвиться, играть, выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться; неуклюжий, шустрый. | Автоматизация звука Сь в предложениях | |
Ноябрь | ||||
«Перелетные птицы» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. Сортировка гороха и фасоли. 3. Координация речи с движением 4. «Продолжи узор» | Утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин; щебетать, летать, махать, прыгать. | Автоматизация звука Ц в словах. | |
«Дикие животные наших лесов» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Ежик» из счетных палочек 3. Координация речи с движением 4. «Дорисуй зайца» | Животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, рысь; берлога, нора, дупло, логово, лежка; дикий, хищное, травоядное; менять, линять, спать. | Автоматизация звука Ц в предложениях | |
«Рыбы» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Рыбка», «ракушка» из счетных палочек 3. Подвижная игра «Караси и щука» 4. «Дорисуй рыбку» | Рыба, река, пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, меченосец, гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель. | Автоматизация звука З в словах. | |
«Насекомые» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Бабочка» из счетных палочек 3. Речевая подвижная игра «Стрекоза» 4. «Дорисуй бабочку» | Стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница, муха, комар, пчела, оса, жук, муравей; муравейник; ползать, грызть. | Автоматизация звука З в предложениях | |
Декабрь | ||||
«Зима» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Сугробы» из ваты. 3. Речевая подвижная игра «Зимой» 4. «Продолжи узор» | Зима, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; замерзать, кружиться, пушистый, ледяной и т.д. | Автоматизация звука Зь в словах. | |
«Зимующие птицы» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Птичка» из счетных палочек. 3. «Дятел». Координация речи с движением. 4. «Продолжи узор» | Воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока; кормушка, скворечник, корм; зимующая, клевать, каркать и т.д. | Автоматизация звука Зь в предложениях | |
«Одежда. Обувь» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. Игра «Шнуровка». 3. «Сапожки» Речевая подвижная игра. 4. «Продолжи узор» | Виды одежды, ее части (рукав, воротник, петелька, застежка и т.п.); надевать, завязывать, расстегивать, вешать; взрослый, детский; осенний; короткий, меховой и т.д. | Автоматизация звука Ш в словах. | |
«Зимние забавы» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Елочка» из счетных палочек. 3. Подвижная игра «Два Мороза» 4. «Дорисуй гирлянду» | Лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, каток, елочные украшения, праздник (Новый год, Рождество), хоккей, ворота, вратарь, гол; ездить, лепить, скользить, уставать, отталкиваться, танцевать, праздновать. | Автоматизация звука Ш в предложениях | |
Январь (1, 2 неделя – каникулы) | ||||
«Игрушки» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Домик» из счетных палочек. 3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 4. «Продолжи узор» | Машина, пирамида, матрешка, кукла, кубики, конструктор, мозаика, барабан; строить, складывать, наряжать и т.д. | Автоматизация звука Л в словах. | |
«Дикие животные холодных и жарких стран» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Лев» из счетных палочек. 3. Подвижная игра «Море волнуется…» 4. «Продолжи узор» | Основные названия животных и их детенышей; части их тела; прорубь; ползать, прыгать, спасаться, рычать. | Автоматизация звука Л в предложениях | |
Февраль | ||||
«Дом» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Дом» из счетных палочек. 3. Речевая игра «Строим дом» 4. «Продолжи узор» | Дом, этаж, лестница, ступенька, стена, труба, потолок, дверь, комната, балкон; вход, выход; высокий, низкий, деревянный, каменный, старый, многоэтажный и т.д. | Автоматизация звука Ж в словах. | |
«Семья» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Девочка» из счетных палочек. 3. Пластический этюд 4. «Портрет мамы» | Родственные связи; заботиться, любить, стараться, помогать, убирать, стирать; родная, любимая, взрослая, маленькая, добрая, трудолюбивая, вежливая, послушная. | Автоматизация звука Ж в предложениях | |
«Человек» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Человек» из пластилина 3. Подвижная игра «Плечо к плечу» 4. «Продолжи узор» | Части тела; вперед – назад, вверх – вниз; поднимать, опускать и т.д. | Автоматизация звука Р в словах. | |
«День защитника Отечества» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Танк» из счетных палочек 3. Упражнение с эспандером (резиновым мячиком) 4. «Салют» | Солдат, Родина, офицер, десантник, полководец, танк, летчик, герой, парашют, отвага, противник; воевать, защищать, ранить, перевязать, победить, сражаться; храбрый, мужественный, отважный, смелый, военный | Автоматизация звука Р в предложениях | |
Март | ||||
«Весна» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Солнечные лучи» из рулончиков бумаги. 3. Речевая игра «Солнце светит нам в кровать…» Координация речи с движением. 4. «Дождик капает в ведро» | Весна, солнышко, проталина, ручьи, почки; теплее, ярче; пригреть, таять, журчать, набухать, прилетать. | Автоматизация звука Рь в словах. | |
«Мамин праздник» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Веер» из бумаги 3. Подвижная игра «Прищепка» 4. «Продолжи узор» | Подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, дочь, внучка, сестра, тетя; родная, любимая, заботливая, ласковая, добрая, трудолюбивая. | Автоматизация звука Рь в предложениях | |
«Профессии» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Башня» из кубиков 3. «Дворник» Координация речи с движением 4. «Продолжи узор» | Стройка, каменщик, маляр, электрик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, кладка, кирпич, панель, блок, краска, кран; поднимать, класть, красить, собирать, строить, разравнивать. | Автоматизация звука Ч в словах. | |
«Мебель» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Стул» из конструктора 3. Подвижная игра «Стоп» 4. «Продолжи узор» | Виды мебели, части стола, стула, кресла; деревянный, мягкая, кожаный; расставлять, передвигать; фабрика, столяр и т.д. | Автоматизация звука Ч в предложениях | |
Апрель | ||||
«Бытовые приборы» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Телевизор» из счетных палочек 3. Подвижная игра «Топай, хлопай» 4. «Обведи по точкам» | Утюг, холодильник, пылесос, мясорубка, кофемолка; облегчать, ускорять, гладить, стирать, готовить; стиральная, швейная, электрическая. | Автоматизация звука Щ в словах. | |
«Транспорт» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Пароход» из счетных палочек 3. Речевая игра «Самолет» 4. «Продолжи узор» | Автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль; части машины, самолета; машинист, летчик, водитель. | Автоматизация звука Щ в предложениях | |
«Хлеб» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Мельница» из счетных палочек 3. Игра с мячом «Считалка» 4. «Продолжи узор» | Батон, буханка, бублик, кекс, булка; зерно, колосья; мука, пекарь, хлебозавод, комбайн; пашет, сеет и т.д. | Закрепление правильного звукопроизношения в связной речи. | |
«Посуда. Продукты питания» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Конфетка» из счетных палочек 3. Игра «Съедобное, не съедобное» 4. «Дорисуй недостающие части» | Посуда, ее виды, столовая, чайная; накрывать, убирать, ставить, разбивать; стеклянный, железный, прозрачный; пища, повар, виды продуктов, блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин; печь, пробовать, наливать и т.д. | Закрепление правильного звукопроизношения в связной речи | |
Май (3, 4 неделя – итоговый мониторинг) | ||||
«Цветы» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Кактус» из счетных палочек 3. «Вальс цветов» 4. «Продолжи узор» | Первоцвет, верба, почка, подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик; расцветать, распускаться, набухать; яркий, маленький, мелкий, душистый, хрупкий, нежный. | Закрепление правильного звукопроизношения в свободной речи | |
«Страна. Город. Улица» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. «Дом» из счетных палочек. 3. Подвижная игра «Плечо к плечу» 4. «Продолжи узор» | Город, деревня, поселок, улица, бульвар, проспект, площадь, перекресток, магазин, кинотеатр, школа, завод и т.д. | Закрепление правильного звукопроизношения в свободной р. |
Конспект № 1. Осень
Материал: тетрадный лист в клетку, шаблоны – контур дерева, цветная бумага, клей.
1.Загадка
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Время года как зовется? (Осень)
2. Беседа
Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Первое сентября – начало осени, в этот день у ребят начинаются занятия в школе.
Осенью становится холоднее, солнце уже не так хорошо греет, как летом. Небо чаще бывает темным, серым, хмурым, идут дожди; дни становятся короче, а ночи длиннее. В конце осени идет снег.
Меняется природа: трава желтеет и сохнет; на деревьях листья желтеют или краснеют, начинается листопад, и земля покрывается золотым ковром.
Люди собирают урожай с полей и огородов, делают на зиму разные заготовки из овощей и фруктов (соленья, варенья, компоты); заготавливают и корм для домашних животных. Исчезают насекомые, птицы улетают в теплые края, чтобы весной опять вернуться в родные места. Это грачи, скворцы, ласточки, журавли, дикие утки, гуси. Дикие животные тоже готовятся к зиме: белки прячут в своих дуплах орехи, грибы, шишки; медведи накапливают жир, чтобы хватило на зимнее время, и ищут место для устройства берлоги; ежи закапываются в сухих листьях.
С каждым днем становится холоднее; взрослые и дети надевают утепленную одежду: шубы, шапки, валенки, свитера.
Вопросы:
- Название месяцев.
- Состояние погоды, солнца, неба.
- Продолжительность дня и ночи.
- Состояние окружающей природы.
- Занятия взрослых и детей.
- Жизнь птиц.
- Жизнь домашних и диких животных.
- Одежда людей.
3. Пальчиковая гимнастика
- Пальчики
Раз, два, три, четыре, пять, пальцы сжаты в кулак,
Вышли пальчики гулять. поочередно разгибать их,
Раз, два, три, четыре, пять, начиная с мизинца, затем
В домик спрятались опять. сгибать в том же порядке.
- Ветер северный подул:
"С- с – с - с, все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцы и подуть на них)
Полетели, закружились
И на землю опустились,
Дождик стал по ним стучать:
"Кап- кап- кап, кап-кап-кап!" (Постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все на сквозь пробил. (Постучать кулаками по столу)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед-назад)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу).
Е.Карельская
4. Задание детям
Учимся мелко рвать бумагу, и наклеивать на шаблон дерева (крона)
5. Физкультминутка
Пластический этюд
Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву.
В лесу осиновом
Дрожат осинки,
Срывает ветер
С осин косынки.
Косынки сбросит-
В лесу осиновом
Наступит осень.
В. Степанов
6. Дорисуй узор
Дети по клеточкам выполняют рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...
Рабочая программа «Развитие мелкой моторики рук детей 5 - 7 лет с помощью нетрадиционной техники художественного творчества».
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована н...
Программа «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.Анализ результатов самоанализа собственной проф...