Домашняя игротека как форма взаимодействия педагогов ДОУ и родителей
учебно-методический материал по логопедии на тему

Сухоруких Наталья Ивановна

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашняя игротека как форма взаимодействия педагогов ДОУ и родителей

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе необходимо убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что усилия педагогов  без их помощи будут недостаточны. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников — это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью. Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.

Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Можно  использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей,  и искать  новые, современные формы сотрудничества с родителями. Выстраивая традиционные формы: родительские собрания, лекции, практикумы, педагогические консультации, совместные праздники, педагогические беседы, дни открытых дверей, родительские уголки, анкетирование, папки-передвижки. Планируя ту или иную форму работы,  исходить нужно  из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни детского сада.

Нетрадиционные формы сотрудничества: речевые театрализованные праздники, речевые газеты, журналы, игротеки, семейные газеты, отчетные концерты, родительские клубы, тренинги игрового взаимодействия, интерактивные выставки, викторины, конкурсы, совместные занятия, проектная деятельность, презентации.

Можно проводить  игротеки. Её цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей знакомят  с различными речевыми играми. Причём родители принимают активное участие в игре с детьми. Очень важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

 "КОПИЛКА СЛОВ"

 Традиция, направленная на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка. Она начинается в детском саду, затем привлекаются и родители.

 "Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО"

 В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые), которые заранее с родителями подбирают дома.

 "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗВУКА"

 Восстановление звукопроизношения – это радостное событие для ребенка. Поэтому после постановки какого-либо звука у детей, воспитателями организуется праздник, где ребенок рассказывает стихотворение на данный звук, а дети дарят ему подарки (картинки, рисунки с данным звуком, игрушки), приготовленные дома.

 "МОЙ БУКВАРЬ"

 Дети рисуют, подбирают картинки на пройденный звук, украшая ими букву, ищут эту букву в печатном тексте из разных источников (газет, журналов), вырезают и приклеивают ее. Все члены семьи пишут данную букву. В конце года проводится выставка букварей и итоговый праздник "Путешествие в страну знаний". Каждая семья принимает в празднике активное участие (от украшения зала и до семейных соревнований).

 "МАСТЕРСКАЯ БУКВ"

 Родители вместе с детьми работают над образом буквы (украшают силуэт букв).

 "СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ", "СОЧИНЯЕМ ЧИСТОГОВОРКИ"

 Устраиваем конкурсы сказок, чистоговорок, сочиненных родителями вместе с детьми, затем оформляем их в книгу.

 "КНИГА СКАЗОК"

 Изготавливаем в группе вместе с детьми сказки своими руками, а дома дети вместе с родителями их рассказывают.

 - организовываем познавательную игротеку.

 Устраиваем выставки развивающих игр.

 - подбираем литературу по вопросам и проблемам речевого развития.

 - оформляем стенд "Советы логопеда", стенгазеты "Поговорим серьезно", "Развивающая предметная среда для детей дома" и др.

 Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.

 ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ

       Упражнения 1 комплекса

"Ножницы". Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.

"Колокол". Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны, обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.

"Дом". Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.

"Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.

"Пожарные". Используется игрушечная лестница, указательный и средний палец бегают по ней.

Потешка "Прятки". Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения:

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так –

И головки убирали.

Упражнения 2 комплекса

"Птички летят". Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.

"Птица, высиживающая птенцов". Пальцы одной руки прижаты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем.

"Птички клюют". Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

"Полет птицы". Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

       ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

 Это особый вид игр, который помогает лучше "разговориться". Такие игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, выработать правильное дыхание и выход воздушной струи.

ВОЛНЫ. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе.

ФУТБОЛ. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга. Ставятся "футбольные ворота" из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота.

СОЛОМИНКА И ВОРОНКА. На кухне отыскивается пищевая воронка, В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Необходимо долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой.

ВОЛШЕБНЫЕ ФЛАКОНЧИКИ. Подбираются различные флакончики от напитков. Все участники начинают одновременно дуть в выбранный флакончик, возникают различные по тембру звуки. Эта игра помогает выработать правильное дыхание.

                         ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

 Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.

УМЕЛЫЕ РИФМОПЛЕТЫ. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.

 Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.

 Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.

 Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.

 Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.

 Прочь обида – все равно ты забыта,

 Беги во двор, перелезь через забор,

 Садись на коня, скачи от меня. 

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ

 Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.

 ЗАПОМИНАЕМ БУКВЫ.

 Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.

 1.Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

 2.Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.

 3.Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.

 4.Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.

 ПРЯТКИ С БУКВАМИ.

 Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

 На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.

                                     ИГРЫ СО СКАЗКАМИ

 В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

 ОТГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.

 Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

 Сивка…                                                 Заюшкина…

 Конек…                                                 Гадкий…

 Мороз…                                                Царевна…

 Гуси…                                                     Мальчик…

 Красная…                                              Крошечка…

 Дюй…                                                     Цветик…

 Аленький…                                            Золотой…

 Бременские…                                       Доктор…

 ЧТО ЛИШНЕЕ?

 Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

 Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").

 Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").

 Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси – лебеди").

 Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По – щучьему веленью").

 Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( "Сказка о рыбаке и рыбке").

СКАЗОЧНАЯ ЧЕПУХА.

 Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: "Репка", "Теремок", "Лиса и заяц". Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

 Например: сказка "Репка".

 Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки

 Репка – "Вау!"

 Дед – "Я вам покажу!"

 Бабка – "Чтоб тебя…"

 Внучка – "Прикольно".

 Жучка – "Сейчас спою".

 Кошка – "Бубль гум".

 Мышка – "Выходи, подлый трус!".

 Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.

 Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.

 Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

 Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут - потянут – вытянуть не могут.

 Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.

 Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!

                                      ВЕСЕЛОЕ АЗБУКОВЕДЕНИЕ.

 Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

 ИГРА С МЯЧОМ "СКАЖИ НАОБОРОТ".

 Зима – лето.

 Жара – холод.

 Правда – ложь.

 Богач – бедняк.

 Горький – сладкий.

 Полезный – вредный…

 "ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ФЕИ СЛОВАРИНЫ"

 Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.

 Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.

 Дом – домик – домище

 Мост – мостик – мостище

 Дождь – дождик – дождище

 Кот – котик – котище…

 "КТО ГДЕ ЖИВЕТ?"

 "КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей

Цель: тесная взаимосвязь родителей с воспитателями детского сада как форма успешного воспитания ребенка....

Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями через интернет-ресурсы

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не сто...

"Творческая мастерилка" как форма взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ в рамках ФГОС

Презентация представляет собой опыт работы педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ....

ОНЛАЙН – КОНФЕРЕНЦИЯ - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ.

Современное дошкольное образование ориентировано на поддержку разнообразия детства, уникальности и значимости этого возрастного периода. Сегодня в дошкольных образовательных организация...

Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства

Лэпбук  как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространстваЛэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с ...

Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства

Лэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с объективной актуальностью проблемы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, а также необходимостью поиска нов...

Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями  воспитанников всегда остается актуальным вопросом....