Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей
статья (старшая группа) на тему

Соломатина Лидия Владимировна

Цель: тесная взаимосвязь родителей с воспитателями детского сада как форма успешного воспитания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей

 

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с воспитанниками и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

 

Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

 

Основные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей дошкольников:

1.Родительское собрание

2.Беседа

3.Тематические консультации

5.Записки

6.Дневники

7.Информационный листок

8.Постоянный стенд

9.Доска объявлений

10.Информационная корзина

11.Газета

12.Тематические выставки

13.Визиты в группу

14.День открытых дверей

15.Посещение семьи

 

Далее рассмотрим более подробно характеристики каждой формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей дошкольников.

 

Родительское собрание— форма работы группы людей (родителей) объединенных для совместного с дошкольным образовательным учреждением решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.

 

Функции:

- организация коллектива родителей,

- управление воспитательно-образовательным процессом,

- решение наиболее важных, насущных проблем.

 

 «Состав» родительского собрания:

 - вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, мотивировать на совместное решение проблем.

-  основная часть: Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщения должны быть короткими, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Для иллюстрации своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы выступления. Это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

- «разное»: обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досугов, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

 

 

Педагогическая беседа с родителями — наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей.

Цель беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Материал дня бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя.

Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно), а воспитатель не может, уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы), он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время.

Если инициатор беседы — педагог, он заранее продумывает: с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям. Договариваясь о времени беседы, педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ.

Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогами вообще. Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей.

 

 

Тематические консультации для родителей но своему характеру близка к беседе, служит одной из форм работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать, им квалифицированный совет, чему-то научить.

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2—3 раза в год). Продолжительность консультации может составлять 30—40 мин. Тематика консультации разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей, беседами с разными членами семьи.

Формой проведения консультаций может стать практикум на котором родители приобретают практические знания и умения, например, как организовать детский праздник дома, изготовить настольный театр и т.п.

После проведения групповой консультации ее текст в виде кратких тезисов или, наоборот, в форме подробных рекомендаций можно поместить на информационном стенде, чтобы родители, которые по тем или иным причинам не участвовали в мероприятии, смогли получить информацию.

 

 

Записки. Часто в детсад приводят бабушки или дедушки, старшие братья и сестры, близкие знакомые семьям. Педагогу не всегда удается утром или вечером лично пообщаться с каждым из них. В этих записках воспитатель сообщает о новых достижениях детей или благодарит родителей за оказанную помощь. Записка может передаваться через ребенка или помещаться в условленное место (кармашек на двери кабинки, спец ящик и др.)

 

 

Дневник. Может содержать заметки воспитателя об особенностях развития ребенка, вопросы к родителям, небольшие задания для выполнения ребенком совместно с родителем.

В дневнике фиксируются поставленные задачи воспитания и обучения, и анализируется результативность работы.

С его помощью родители вовлекаются в педагогический процесс детского сада, обеспечивается обратная связь.

Периодичность заполнения дневника устанавливается на основании совместного решения педагога и родителей ребенка. Рекомендуется заполнять его не реже одного раза в неделю.
 

 

Информационный листок содержит сведения о жизни группы детского сада.

Должен быть коротким и легко читаемым.

Может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьбы принести необходимые для занятия материалы или оказать иную помощь, рекомендации, но выполнению с детьми домашних заданий; сведения о событиях в детском саду; обсуждение текущих событий в группе; благодарности за помощь и участие родителей в жизни детского сада.

Информационный листок может распространяться среди родителей или помещаться на информационном стенде.

 

 

Постоянный информационный стенд.

Содержание:

1. Программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют мед. работники). Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению,  профилактике заболеваний и т.п. Список необходимой одежды для детей по сезону.

2. Характеристика возрастных психофизических особенностей детей данной группы.

3. План мероприятий для родителей на месяц.

4. Режим дня.

5. Расписание занятий (организованные занятия, совместная деятельность, дополнительные образовательные услуги).

6. Фамилии, имена, отчества воспитателей группы, заведующего и методиста, психолога и медицинских работников, время для приема родителей. Фамилии, имена, отчества всех специалистов, их профессиональный портрет: образование, стаж, сфера творческих интересов.

7. Правила внутреннего распорядка для родителей, которые определяются Уставом и особенностями работы ДОУ (наличием специализированных групп, реализацией парциальных программ, предоставлением дополнительных образовательных услуг).

8. Ежедневный отчет о жизни группы, его цель — дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь их детей в течение дня.

 

 

Доска объявлений

На ней можно поместить объявление о собрании, информацию о развитии детей, распорядок дня.

 

 

Информационная корзина - тетрадь, содержащая таблицу с разделами по количеству служб. Содействует вовлечению родителей в образовательный процесс для поиска новых путей взаимосвязи между различными службами и связей этих служб с ними.

Сообщения административно-хозяйственной службе

вопросы родителей об условиях воспитательно-образовательного процесса, его обеспечении, пожелания о получении информации. Это могут быть вопросы их участия в финансировании ДОУ, организации питания детей, пожелания относительно кадрового обеспечения и др.

Сообщения для методической службы

родители могут обратиться с просьбами и задать вопросы о содержании, методах и приемах организации педагогического процесса. Например, выразить пожелание об обучении детей чтению, иностранным языкам.

Сообщения для службы психологии и коррекционной педагогики

вопросы по проблемам, возникающим в ходе развития детей, подать заявку на получение консультации у специалиста: как преодолеть вредные привычки и страхи у детей (сосание пальцев, боязнь темноты), создать дома условия для охраны зрения, как вести себя с ребенком при возникновении первых признаков заикания.

Сообщения для медицинской службы

родители делают пометки о текущем состоянии здоровья ребенка и задают вопросы медперсоналу.

На основании лих записей соответствующие службы смогут откорректировать свою работу.

 

 

Газета

Может издаваться усилиями редакционной коллегии детсада или отдельной группой и посвящаться наиболее сложным проблемам развития детей.

В первом случае она адресуется родителям всех воспитанников и рассматривает широкий круг проблем воспитания и обучения детей.

Во втором - посвящается проблемам конкретных детей и родителей, но потребует от воспитателей определенных усилий, чтобы обеспечить регулярный выход издания, которое может иметь вид стенной газеты или газетного листа.

 

Сначала нужно разработать макет газеты — перечень постоянных рубрик: «Поговорим серьезно», «Уроки здоровья», «Правильно говорим», «Играем И учимся», «Учимся дружить», «Праздники и игры дома» и т.п.

Например, рубрика «Праздники и игры дома» может знакомить родителей с простыми, но интересными, а главное, полезными играми для детей, способами организации детских праздников. В нее могут входить описание игр, способствующих развитию речи, сенсорных, мыслительных способностей детей. В рамках этой рубрики могут быть подрубрики: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге из детского сада»

 

Другой вариант выпуска газеты — подчиненность одной теме.
Например:

— в младшей группе: «С мамой играть веселей», «Как одеться чтобы не перегреться?», «Какие игрушки нам нужны?», «Почему я кусаюсь?»;

— в средней группе: «Зачем языку делать зарядку?», «Почему сначала звуки, а потом буквы?», «Как руки язычку помогают?»
«Почему с ребенком нужно долго разговаривать?»;

— в старшей группе: «Речевая среда — это что?», «С чего начинать обучение грамоте?», «Зачем столько знать о звуках?»
«Зачем ребенку нужны правила?»;

— в подготовительной группе: «Могу, но не хочу: как воспитывать у ребенка желание читать?» «Литература для будущих первоклассников», «Я взрослый».

В конце каждой публикации родителям можно предложить «домашнее задание», выполнив которое, они могли бы увидеть проблемы своего ребенка и осознанно ему помочь. Результаты совместной деятельности родителей и детей могут стать частью или итогом проекта, нал которым работает группа, и обязательно должны быть отмечены воспитателем.

Примерная тематика «домашних заданий»  детям и родителям,  изготовление поделок из бумаги; выставка рисунков к смешных героев; сочинение рифм и стихов; создание книг «Рисунки-сказки; конкурс сказок сочиненных детьми и родителями; рассказ в газету –«Как я провел лето»; выставка поделок «Герои любимых книг Чуковского»; письма Дедушке Морозу; составление путеводителя по любимым уголкам малой родины (города, села); выставка «Если бы я был художником»; проект «Бумажный юрод»; изготовление альбома «Семья».

Для удобства родителей задания можно заранее написать на небольших листах бумаги и поместить в специальную коробку.

 

 

Тематические выставки

Здесь представляют фотографии, детские работы, поделки, изготовленные детьми, педагогами или совместно детьми и родителями, образцы пособий, книг, игрушек, рекомендуемых родителям для занятий с ребенком дома.

Выставки могут организовываться в масштабах детского сада или быть групповыми.

Их тематика обычно отражает направления работы дошкольного учреждения, разделы программы воспитания и обучения детей и определяется спецификой группы.

Выставка может стать формой подведения итогов какого-то этапа работы с детьми (проекта), привлекать внимание родителей к разным сторонам жизни детского сала, а также предварять или завершать мероприятия, проводимые с родителями: родительские собрания, конференции, консультации.

 

 

Тематические папки
Тематические папки подразделяются на папки-передвижки и папки-раскладушки (ширмы).

В папке-передвижке помешаются рекомендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности и др. Она дастся во временное пользование отдельным семьям. Материал должен быть содержательным, конкретным, интересным для родителей, красиво оформленным.

Небольшую по объему информацию с рисунками и фотографиями помещают в «папку-раскладушку», которая размешается на столе или детских шкафчиках в приемной комнате.

 

 

Расширению представлений родителей о жизни ребенка в детском саду и педагогов о воспитании ребенка в семье способствуют взаимные посещения педагогов и родителей: визиты в группу, дни открытых дверей, посещение семьи.

 

 

Визиты в группу

Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в группе, как общаются со сверстниками и педагогом, выполняют задания, во что играют, как отвечают на вопросы. Однако, многие из них из-за незнания того, что и как им можно делать в группе, боязни совершить ошибку, неуверенности в том, что педагог действительно нуждается в их помощи. чувствуют себя в детском салу скованно.

В то же время и воспитатель, не привыкший к присутствию в группе «посторонних» и заинтересованных наблюдателей, может ощущать определенный дискомфорт.

Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех.

Они больше узнают о своем ребенке и его друзьях, получают реальное представление о работе педагога и начинают испытывать к нему большее уважение.

Наконец, они могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями.

Воспитатель при поддержке родителей в группе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, лучше узнает, как общаются родители со своим ребенком, насколько умело помогают в воспитании и обучении.

 

 

Дни открытых дверей

Ознакомление родителей с жизнью своих детей в детском саду происходит также во время дней открытых дверей, проводимых 1— 2 раза в год. В назначенные дни родители без специальной договоренности могут побывать в дошкольном учреждении.

Подготовка к встрече с ними начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятия.

Она может состоять из показа открытых занятий с детьми, совместной деятельности педагогов и воспитанников в разных возрастных группах. При этом родителям заранее сообщаются цель,  программное содержание, обращается внимание на характер заданий, методы активизации воспитанников. В программу также могут входить посещения родителями выставок  фотографий ярких моментов жизни ДОУ, детских работ, совместных поделок детей, педагогов и родителей.

 

 

Посещение семьи

Посещение воспитанников на дому — одна из важных форм работы с родителями. Принято посещать семьи дважды в год.

Цель первого посещения семьи — выяснение условий семейного воспитания. Если оно предшествует приходу ребенка в детский сад, его цель — облегчение процесса адаптации к ДОУ. В этом случае воспитателю следует заранее поближе узнать ребенка, его привычки, характер, контактность, интересы, любимые занятия, условия проведения режимных моментов.

Повторные посещения проводятся по мере необходимости и решают более частные задачи: коррекция выявленных особенностей поведения ребенка, установление единых требований к его воспитанию в семье и ДОУ и др.

Задача педагога — установление доверительно-деловых отношений с семьей, а для этою необходимо признавать авторитет родителей в воспитании детей, видеть в них равных партнеров.

После визита нужно зафиксировать полученную информацию в удобной для воспитателя форме.

 

 

Заключение

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в целях повышения качества этого процесса должно подвергаться периодической опенке, имеющей двусторонний характер.

Таким образом, создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника или школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать.

 

Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие или лекция), в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

 

 

Список литературы:

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников ДОУ. М., 2002.
3. Дошкольное учреждение и семьи – единое методическое пространство детского развития: Метод. рук. для работников ДОУ/ Т. Н. Доронова и др. М., 2001.
4. Ресурсы сервера: 
http://psy.5igorsk.ru/obrazovanie/vzaimodeiestvie-pedagoga-s-roditelyami... - Взаимодействие педагога с родителями.
5. Ресурсы сервера: 
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00053544_0.html - Формы взаимодействия педагогов и родителей.
6. Ресурсы сервера: 
http://revolution.allbest.ru/psychology/00325027_0.html
7. Ресурсы сервера: 
http://ds-7.nios.ru/p8aa1.html
8. Ресурсы сервера: 
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00172716_0.html
9. Ресурсы сервера: 
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=467686
10. Ресурсы сервера: 
http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/formy-vzaimodeis...
11. Ресурсы сервера: 
http://rudocs.exdat.com/docs/index-65264.html
12. Ресурсы сервера: solnishko9.caduk.ru›DswMedia/seminar.docx
13. Ресурсы сервера: 
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/programma-vzaimodeistviya-dou-s-ro...
14. Ресурсы сервера: 
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b3bc78a5c53b89521216d27_...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями через интернет-ресурсы

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не сто...

Домашняя игротека как форма взаимодействия педагогов ДОУ и родителей

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, д...

"Творческая мастерилка" как форма взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ в рамках ФГОС

Презентация представляет собой опыт работы педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ....

ОНЛАЙН – КОНФЕРЕНЦИЯ - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ.

Современное дошкольное образование ориентировано на поддержку разнообразия детства, уникальности и значимости этого возрастного периода. Сегодня в дошкольных образовательных организация...

Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства

Лэпбук  как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространстваЛэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с ...

Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства

Лэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с объективной актуальностью проблемы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, а также необходимостью поиска нов...

Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями  воспитанников всегда остается актуальным вопросом....