подводный мир речевое занятие
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МАДОУ №203 «Детский сад комбинированного вида»
Воспитатель:
Котенкова Наталья Леонидовна.
Занятие по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Этот загадочный подводный мир! »
Цель: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях.
Задачи:
- Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение;
- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны.
Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Ветер дует, задувает»», скороговорки «В озере - карп, а в море - краб». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.
Словарная работа: батискаф, акваланг
Материалы и оборудование: глобус; презентация «Жители моря и океана», аудиопособия «Театральные шумы» («Море») ; картинки батискафа и обитателей моря; модели кита, дельфина, акулы, морской рыбы; игрушки обитателей морей и океанов; голубое полотно с изображением моря.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, во-первых на нашем занятии присутствуют гости . Поприветствуем гостей.
Здравствуйте, — ты скажешь человеку.
Здравствуй, — улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым и веселым будет много лет»
А какое у вас сейчас настроение.
И у меня и у гостей тоже хорошее настроение. Ведь сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы опустимся в морские глубины, чтобы полюбоваться красою подводного мира и познакомимся с его обитателями.
Беру глобус.
А вот наш помощник. Ребята, это?
Дети: Глобус.
Это глобус. Это наша планета Земля, только маленькая.
Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, то покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. А что изображено на глобусе голубым цветом?
Дети: Голубым цветом изображена вода.
Воспитатель: Да. Вода – это все реки, моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине.
Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер) . Давайте вспомним стих-ние: « Ветер дует задувает….»
Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
(включаю CD с записью звуков моря.)
Скажите мне, на чем можно путешествовать по воде?
Дети: На корабле. Теплоходе. Пароходе. Яхте. Лайнере. Лодке. Паруснике.
А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)
В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места.- за столы.
Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). И прежде чем погрузиться мы должны сказать пароль- скороговорку..
- на реке карп, на море- краб.
Итак….мы погрузились…Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа кто-то к нам подплывает, мы узнаем если загадку отгадаем….
Властелин семи морей
В океане всех сильней.
Он плывёт – вода бурлит.
Это – чудо-рыба …
Ребенок: :кит- Самое большое животное, хоть и живет в воде. Русские сказки иногда говорят про “чудо-юдо рыбу-кит”. Такое выражение, конечно, встретишь не только в сказках, ведь кит – совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Киты- млекопитающие, они кормят детёнышей молоком.
Ребята я вам предлагаю сделать дыхательную гимнастику.
«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.
Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. …
Загадка про дельфина
Только мимо нас проплыли, |
Ребенок- 2: дельфин…Это самое умное морское животное. Питается оно рыбой. Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины - умные животные, они выступают в морских цирках, они легко поддаются дрессировке.
И мы сейчас с вами поиграем….
«Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы придумайте слова -"наоборот", слова с противоположным значением.
Добро –зло Светлеть- темнеть
Храбрость – трусость Мерзнуть- согреваться…
Трудолюбие –ленивость Радостный- грустный..
Страшный – красивый Тишина- шум..
Слабый – сильный
Смелый , скромный – хвастливый
Трудно –легко
Сердитый – ласковый
Начало –конец.
Сухой- мокрый
Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».
Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.
Воспитатель: Ой, кто же это плывёт? В море зонтики плывут,
Куда волны их несут,
Обжигают как огонь,
Береги свою ладонь
Ребенок : 3Если вытащить медузу из воды, положить на камень, она исчезнет, высохнет, потому что почти целиком состоит из воды. Питается она мелкими рыбками. Заденет медуза рыбку – из медузы вытекает ядовитая жидкость – и рыбка погибает.
Беседа: Беседа
- На что медузы могут быть похожи? Какой они формы? (Медузы похожи на раскрытые зонтики: они могут напоминать по форме колокольчики, фонарики, блюдца, шляпы).
- Почему до медуз не следует дотрагиваться? (Медузы бывают ядовитыми. Они могут обжечь).
- Какого цвета медузы? (Медузы бывают прозрачные, голубые, розовые, красные, лиловые).
Давайте уплывём подальше от этой опасной медузы.
Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?
Дети: Нет. У человека нет жабр.
Воспитатель: Как же можно путешествовать по морскому дну?
Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.
Воспитатель: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из лодки. . Как здесь красиво. Давайте
Проведем физ-ку…..море волнуется раз…
Воспитатель: Ребята, а еще на морском дне можно поиграть камешками. Возьмите в руки камешек, который вам больше нравится.
Сенсорный тренинг «Гладкий камешек» (дети гладят, перебирают камешки, стучат ими друг о друга и т.д.).
-ребята, а какие у вас камушки.
Ответы детей..
- ребята посмотрите, какой камень холодный…а давайте на него подуем три раза и он согреется…-дыхательная гимнастика..
Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них. (Показ рыбы). Кто это?
Дети: Рыба.
Воспитатель: Давайте поиграем с рыбкой. Я буду перемещать силуэт рыбки в разные стороны. А вы должны следить только глазами..Зрительная гимнастика.
Хорошо стало .глазам…глаза надо беречь..ну а мы продолжим наше путешествие..и пройдем в лодку…и поиграем в игру с рыбкой.. Игра называется «Вопросы - ответы».
Воспитатель: Давайте поиграем с рыбкой. Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.
Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост) .
Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко) .
Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости) .
Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки) .
Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).
Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка) .
Если это рыба – у нее … (улыба) .
Если это рыбина – у нее … (улыбина) .
Если это рыбища – у нее … (улыбища) .
Воспитатель: Молодцы, отпустим рыбку плавать. Молодцы, вот каких удивительных животных мы с вами встретили. Что то море стало неспокойное наверно сейчас начнется шторм пора всплывать наверх.
Ну а пока мы будем всплывать мы с вами послушаем рассказ..его зарисуем и перескажем.
Жило-было море. И были у него друзья: , маяк на пригорке, смешные крикливыя чайки, носящиеся в воздушных волнах, дельфин Мячик и рыбка Саша.
И вот однажды Мячика поймали и отвезли в дельфинарий. Рыбка Саша, и чайки решили его оттуда вызволить, а маяк стал светить им дорогу. А море рассердилось и был сильный шторм, что корабли не могли никуда плыть. Друзья обратились к добрым людям и люди выпустили дельфина… друзья снова зажили весело и счастливо на море. А море успокоилось..
Ну вот мы и на суше…дома.. молодцы..: Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями. Понравилось вам путешествие? Что понравилось больше всего? Какие трудности испытали…
Давайте скажем всем до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое познавательно - речевое занятие в старшей группе "Весенняя страда"
Цель: продолжатьформировать знания о труде хлебороба, учить беречь хлеб, с уважением относится к труду хлебороба....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...
Методическая разработка познавательно-речевого занятия во II младшей группе "Прогулка в лес" Автор занятия: педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна.
Методическая разработка познавательно-речевого занятия во II младшей группе "Прогулка в лес" Автор занятия: педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна. Интеграция о...
Организация ННОД детей в старшей группе "Подводный мир" речевое развитие с элементами ТРИЗ
Речевое развитие с элементами ТРИЗ (методика рассказа по картинке И. Мурашковской, Н. Валюмс "Картинки без запинки")...
Конспект занятия по речевому занятию по сказке "Двенадцать месяцев"
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе....
Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в подготовительной компенсирующей группе для детей с тяжелым нарушением речи № 9 «АБВГешка» ТЕМА: «Подводное царство»
коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей....
«Подводный мир». Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «граттаж» в подготовительной к школе группе
Учить детей рисовать на тему «Подводный мир» в нетрадиционной технике «граттаж»...