Обследование мимики, общей и мелкой моторики
методическая разработка по логопедии на тему

Иванова Светлана Ивановна

Представлен обобщенный материал по обследованию мимики, моторики ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_mimicheskoy_muskulatury_rebenka.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Прием

Содержание  задания

Характер выполнения

1. Исследование объема и качества движения мышц лба

а) нахмурить брови
б) поднять брови
в) наморщить лоб

отметить: выполнение правильное; движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается

2. Исследование объема и качества движений мышц глаз

а) легко сомкнуть веки
б) плотно сомкнуть веки
в) закрыть правый глаз, затем левый
г) подмигнуть

отметить: выполнение правильное; два жение не удается; возникают содружественные движения

3. Исследование объема и качества движений мышц щек

а) надуть левую щеку
б) надуть правую щеку
в) надуть обе щеки одновременно

отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека

4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

а) удивление
б) радость
в) испуг
г) грусть
д) сердитое лицо

отметить: правильное выполнение миммческих поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая

5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции

а) свист
б) поцелуй
в) улыбка
г) оскал
д)плевок
е) цоканье

отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удастся

Обследование общей и мелкой моторики

В речевой карте ребенка необходимо зафиксировать навыки самообслуживания: умение завязать и развязать шнурки, шарф, бант; застёгивать и расстегивать пальто, правильно вытирать руки, чистить зубы; отметить, насколько ребенок опрятен в одежде, еде.

В процессе обследования проверяется умение ребенка постоять, попрыгать на левой, на правой ноге, на двух ногах; маршировать под счет, переключаться с одного движения на другое (правая рука на поясе, левая – на голове, а затем – наоборот); важно выявить возможности мелкой моторики рук (собрать спички, мозаику и т. д.).

В процессе выполнения серии двигательных заданий следует обратить внимание на точность воспроизведения пространственно-временных параметров, удерживание в памяти элементов действий, наличие самоконтроля при выполнении действий.

Обследование моторики артикуляционного аппарата проходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.

1. Двигательная функция губ:

сомкнуть губы; округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10;

вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10; вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10; растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5; максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;

поднять верхнюю губу, видны верхние зубы; опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;

многократно произносить губные звуки (6-6-6, п-п-п).

2. Двигательная функция челюсти:

широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть; сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.

3. Двигательные функции языка:

положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5; положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5; переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ; высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);

приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт); поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам упереть язык в правую, затем в левую щеку; закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу; произвести движение языком вперед-назад при открытом рте.

4. Двигательная функция мягкого нёба:

широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке); логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу; при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. Рекомендации к анализу результатов обследования моторных функций.

При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты:

- доступность для ребенка предлагаемого задания; - качество выполнения движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений); особенности переключаемости: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его скорость, наличие персевераций, застревание на одной позе; особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля; количество попыток при выполнении движений, возможности обучения; темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе; ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание;

особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т. п.); соответствие двигательной реакции сигналу; наличие сопутствующих, насильственных движений; наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппарата).

V. Обследование ритмического чувства осуществляется с помощью следующего задания.

Ребенку предлагают простучать карандашом ритмический рисунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения.

Рекомендация к анализу результатов обследования чувства ритма: при воспроизведении ребенком ритмического рисунка надо обратить внимание на соблюдение им заданного темпа, сохранение количества элементов в данном ритмическом рисунке, соблюдение пауз внутри ритмического рисунка.

Нейропсихологическое обследование (по методике А. В. Семенович).

Методика включает обследование таких двигательных функций, как кинестетический праксис, кинетический праксис, пространственный праксис.

1. Кинестетический праксис.

А. Праксис поз по зрительному образцу.

Инструкция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагаются различные позы пальцев, которые он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руки на стол.

Б. Праксис поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке». Образцы поз и условия те же, что и в пункте А. Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

Г. Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я». Экспериментатор выполняет следующие действия: губы растягивает в улыбку; вытягивает их в трубочку; высовывает язык, поднимает его к носу, проводит по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т. п. Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует помнить, что ошибки могут носить вторичный характер, т. е. возникнуть у ребенка вследствие недостаточности понимания смысла слов.

2. Кинетический (динамический) праксис.

A. «Кулак -- ребро -- ладонь». Инструкция: «Делай, как я». Выполняется тест.Два раза экспериментатор делает задание вместе с ребенком медленно и молча. Потом предлагает ему выполнить движения самому и в более быстром темпе, затем -- сделать то же, но с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например «ребро -- ладонь -- кулак».

Б. Реципрокная координация рук. Инструкция: «Положи руки на стол. Делай, как я».Несколько раз экспериментатор делает задание вместе с ребенком, потом предлагает выполнить его самому. Действия те же, что и в пункте А. B. Оральный праксис. Инструкция: «Делай, как я».Экспериментатор, например, несколько раз щелкает языком; дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; дотрагивается языком до левого, затем до правого угла рта, надувает щеки.Вариантом этого теста, как и в пункте 1Г, является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

3. Пространственный праксис. Проба Хэда.Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать (прикоснуться к руке ребенка) своей правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать (прикоснуться) своей левой рукой».Предлагают выполнить сначала одноручные, затем двуручные пробы. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.Обследование моторной сферы детей необходимо для выработки принципов построения и проведения логоритмических занятий. Развитие основных двигательных функций, координации движений, точности их и быстроты реакции служит опорой для совершенствования движений органов артикуляционного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Обследование мимики, общей и мелкой моторики

В материале обощены материалы по обследованию мимики ребенка, общей и мелкой моторики, орального праксиса и т.д....

Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 4 лет с речевыми нарушениями на основе тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной

Материал включает в себя подробный протокол обследования речи с критериями оценки по 11 основным показателям, речевой профиль, сетки для записи ответов детей, полный картинный материал в 3х файлах. Ма...

Коррекция общей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Картотека разработанна с учетом возрастных особенностей детей. Упражнения направлены на развитие координации речи с движениями....

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...