Программа профилактики социальной дезадаптации и развития произвольности для детей 4 - 7 лет с разными образовательными потребностями "Играю и расту счастливым"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Голубева Татьяна Викторовна

В зависимости от возраста и особенностей развития, изменяется продолжительность встреч и содержание. Данная разработка может быть полезна для специалистов, которые работают с детьми, имеющими задержку психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, на грппах общеобразовательных, в которых осуществляется инклюзия детей с вышеперечисленными особенностями. Творческие задания, предложенные в программе, могут быть полезны в работе с творчески одарёнными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ № 120                                                                                                                  «Играю и расту счастливым»

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 120 Выборгского района

СОГЛАСОВАНО                                                    

Заведующий кафедрой

психологии СПб АППО

к.пс. н., доцент      

_________С. М. Шингаев                                                                                                  «__»_______2013г.

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

_____________2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующая ГБДОУ №120

_________Малаховская Л. Ю.

Программа

ИГРАЮ И РАСТУ СЧАСТЛИВЫМ

(для детей 4 – 7 лет с разными образовательными потребностями)

Автор – составитель:

педагог-психолог

Голубева Т. В.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013

Пояснительная записка.

Актуальность: в современном мире мы стремимся к развитию творческой, самостоятельной и успешной личности. Все эти качества закладываются ещё в дошкольном возрасте, важно сохранить достигнутый на дошкольной ступени образования результат и не упустить сензитивный период в формировании инициативности и самостоятельности ребенка, уверенности в своих силах, способности к осмыслению своих эмоций, умения слышать других людей и доносить до них свою точку зрения. Причём данные умения необходимы для разных категорий дошкольников, включая детей с проблемами в развитии.

Ребенок постоянно подвергается воздействиям окружающей действительности, не всегда социум оказывает положительное влияние на личность, некоторые воздействия можно характеризовать, как продолжительный стресс, истощающий запас адаптивной энергии. Это дезорганизует психику и поведение ребенка, может привести к эмоциональным нарушениям и даже замедлению темпа психофизического развития. Подобные последствия возможны при снижении устойчивости к стрессовым ситуациям из-за пребывания в состоянии неопределенности, вызывающей волнение и тревогу у ребенка. Поскольку первоочередной задачей является сохранение и укрепление здоровья детей, необходимо обеспечить профилактику подобных состояний. Проблема поступления ребёнка в учреждение дошкольное или перехода в школу, где принятие новых условий действительности является постоянной темой для беспокойства, как для родителей, так и для самих детей всегда остаётся актуальной.

Часто дети с особенностями развития, в частности, такими как нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата (ОПД), задержка психического развития (ЗПР) поступают в дошкольные учреждения ближе к четырём годам и тяжело адаптируются к новым условиям. Переход любого дошкольника к новой социальной роли: «ученика» - событие радостное и тревожное, меняющее жизнь не только самого ребенка, но и его семьи.  Данные социальных опросов говорят о том, что главным условием готовности ребенка к школе родители видят интеллектуальные показатели, все помнят о необходимости формирования физической готовности, но упускают из вида развитие социально-личностных и эмоционально-волевых качеств. Практический опыт и исследования показывают, что недостаточное внимание к развитию этих качеств является основной причиной самых распространенных трудностей, с которыми сталкиваются семьи первоклассников. Поэтому мы видим своей задачей создание системы сопровождения и консультирования семей по вопросам образования и развития детей, взаимодействие с родителями и включение их в систему работы по социально-личностному развитию ребёнка, развитию адаптивных способностей, совершенствованию способности к саморегуляции.

Исследователи выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся признаки неготовности детей к школьному обучению[1]:

  1. непонимание особой роли учителя, ученика;
  2. непонимание учебной задачи, ложная мотивация к обучению.
  3. неумение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  4. неадекватное отношение  к себе.

Еще одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитее произвольности. Процессы механизма саморегуляции созревают лишь к 13 – 16 годам, но этому процессу можно и необходимо способствовать.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитее произвольного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечения, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. К внешним причинам нарушения внимания относят различные негативные воздействия и негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Внутренние причины могут быть разными, мы не будем останавливаться на них подробно в рамках данной работы. Есть различные виды нарушений внимания, имеющие свои характерные особенности, но известно, что чем раньше будут обнаружены подобные нарушения, тем благоприятнее будет прогноз для дальнейшего обучения ребенка при условии организации своевременной развивающей работы. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Не имея своего отдельного и специфического продукта, результатом совершенствования внимания является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует. По мере созревания у ребёнка появляется возможность самому управлять своим вниманием, но этому процессу можно и необходимо способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих психических функций ребёнка.

Общепризнанный факт, что дети с задержкой психического развития нуждаются в дополнительной работе по формированию произвольности всех процессов, необходима такая работа и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, хотя интеллект у таких детей может быть разным[2]. Так же известный факт, что у данных категорий детей наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы. Опыт работы в дошкольных учреждениях показывает, что такой компонент психологической готовности к школьному обучению, как интеллектуальная готовность, у детей массовых групп к моменту поступления в первый класс достаточно сформирован, в то время как эмоционально-волевая и личностная готовность имеет более низкие показатели.

Мы проанализировали поводы обращения родителей всех воспитанников нашего ГБДОУ, как нормально развивающихся воспитанников, так и детей с опережающим темпом развития (дети одарённые) или с особенностями в развитии. Можно среди наиболее частых причин обращения выделить проблемы общения детей со сверстниками и взрослыми, которые чаще всего обусловлены незрелостью эмоционально-волевой сферы. Педагогов чаще беспокоят нарушения поведения воспитанников, частые конфликтные ситуации во взаимодействии между детьми группы, которые могут иметь те же причины, а так же быть следствием недостаточного социального опыта детей в силу возрастных и индивидуальных особенностей, последствием нарушения коммуникации в семьях. На пороге школы частота обращений увеличивается, растёт напряжение в связи с неопределённостью, ожиданием чего-то нового, как детьми, так и родителями всех дошкольников.

Таким образом, основной задачей психолога в работе с дошкольниками мы видим профилактику возникновения перечисленных трудностей, и снижение напряжения. Для более эффективной работы разработаны разные уровни сложности заданий в зависимости от диагнозов детей и уровня их развития.

Для достижения более высокой результативности нами предполагается использование оборудования сенсорной комнаты. Необычные эффекты такого оборудования позволяют наилучшим образом чередовать активацию и расслабление, создавая наиболее комфортную обстановку и вызывая положительные эмоциональные реакции ребёнка. Так же для повышения эффективности работы необходимо активное привлечение семей воспитанников[3]. На наш взгляд, занятия по формированию произвольности поведения, преодолению сложностей в коммуникации и развития положительного отношения к себе и другим должны усложняться постепенно, обязательно доставлять ребёнку удовольствие и обеспечивать наличие положительного опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Адресат программы: дети 4-7 лет. В зависимости от возраста и особенностей развития, изменяется продолжительность встреч и содержание. Первый блок программы разработан для детей пятого года жизни; второй блок программы рассчитан на детей шестого года жизни (2 года до поступления в школу); третий – для детей седьмого года жизни (за год до школы). Для детей с задержкой психического развития используются облегченные формы заданий и упражнений, но сохраняется структура и сюжет. Подвижные упражнения используются в зависимости от двигательных возможностей участников. Задания имеют усложнения и предоставляют возможность реализации потенциала для одарённых детей. Таким образом, занятия могут проводиться для общеобразовательных групп, групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с задержкой психического развития.

Цель: профилактика социальной дезадаптации через формирование произвольности  у дошкольников 4 – 7 лет с разными образовательными потребностями.

Задачи программы:

  1. Обучать средствам общения и эффективным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
  2. Формировать произвольность в двигательной, эмоциональной, коммуникативной и в поведенческой сферах.
  3. Способствовать развитию внимания и других высших психических функций (восприятие, память, мышление, речь, и воображение) у детей.
  4. Развивать любознательность и активность, инициативность.
  5. Обогащать представления о себе и своем ближайшем окружении, способствуя развитию благоприятной самооценки и социального статуса в группе сверстников.
  6. Способствовать становлению благоприятного эмоционального фона, познавательного интереса и формированию учебной мотивации.
  7. Обеспечивать психологическое сопровождение и учёт потребностей отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей.

Содержательная  характеристика курса:

Учитывая специфику дошкольного возраста, особенностью встреч является их игровая форма, а так же, наличие общей идеи. Они представляют собой встречи «Детского клуба» и подразделяются на три блока, каждый из которых решает ряд задач, наиболее актуальных для данного возраста в разных формах. Все игровые сюжеты разработаны автором, так же в программу включены авторские игры и игровые презентации, игры других авторов модифицированы в зависимости с целями их использования и игровыми сюжетами, все использованные литературные источники перечислены ниже.

В программе выделяются 3 блока:

В первом блоке каждая встреча преподносится детям, как игра с предложенным сюжетом и игровым персонажем. Представлено 10 тем, общая продолжительность 3 – 4 астрономических часа. Основные задачи:  формирование произвольности в двигательной и эмоциональной сферах, облегчение периода адаптации к детскому саду (но занятия организуются после прохождения детьми острой фазы адаптации).

Во втором блоке все игры в форме путешествий. Представлено 15 тем, общая продолжительность 6 – 7 астрономических часа. Встречи способствуют развитию произвольности в эмоциональной сфере и сфере общения и обязательно способствуют развитию высших психических функций, в том числе воображения.

 Третий блок организован в форме праздников. Представлено 15 тем, общая продолжительность 7 – 8 астрономических часа. В этом блоке продолжается развитие произвольности в общении и поведении детей, решаются задачи связанные с комплексной готовностью детей к школе. Сюжеты игровых встреч позволяют сделать их привлекательными для детей, поддерживая возрастные особенности, мотивировать на самостоятельное выполнение закрепляющих заданий и на привлечение в игру других членов своей семьи и друзей, что повышает эффективность работы.

Тематическое планирование – первый блок

(для детей 4 – 5 лет)

Этап

Кол-во встреч по теме

Тема игровой встречи

Продолжите-льность встречи

(в минутах)

ОО группы

ЗПР и ОПД группы

1-ый

1

1

«Детский клуб»

15 – 20

2-ой

1

2

«Как тебя зовут, давай играть?»

15 – 20

1

1

«Мальчики и девочки играют и растут»

15 – 20

1

1

«Есть ли у чувств хозяин?»

15 – 20

1

2

«Добрая игра»

15 – 20

1

1

«Волшебное превращение»

15 – 20

1

2

«Грустная гостья, поиграй с нами!»

15 – 20

1

1

«Добрые волшебники»

15 – 20

1

2

«Играем в сказку»

15 – 20

4-ый

1

2

«Я люблю играть с друзьями (родными)»

15 – 20

Итог

10

15

Выставка итоговых работ

примерно 3 - 4 часа

Тематическое планирование – второй блок

(для детей 5 – 6 лет)

Этап

Кол-во встреч по теме

Тема игровой встречи

Продолжите-льность встречи

(в минутах)

ОО группы

ЗПР и ОПД группы

1-ый

1

1

«Детский клуб»

20 – 25

2-ой

1

2

«Гора Имён»

20 – 25

1

2

«Страна Зазеркалье…»

20 – 25

3-ий

1

2

«Страна Настроений»

20 – 25

1

1

«Страна Сказок»

20 – 25

1

1

«Путешествие в страну цветов»

20 – 25

1

1

«Страна без слов»

20 – 25

1

1

«Страна Дружилия»

20 – 25

1

1

«Две планеты»

20 – 25

1

1

«По дороге к радости»

20 – 25

1

2

«Интересный, удивительный или страшный?»

20 – 25

1

2

«Страна Злобляндия»

20 – 25

1

1

«Приглашение на встречу друзей»

20 – 25

4-ый

1

1

«В семейной гостиной»

30 – 35

1

1

«Так что же такое – счастье и где оно живёт?»

20 – 25

Итог

15

20

Выставка детских альбомов

примерно 6 - 7 часов

Тематическое планирование – третий блок

(для детей 6 – 7 лет)

Этап

Кол-во занятий по теме

Тема игровой встречи

Продолжительность

(в минутах)

ОО группы

ЗПР и ОПД группы

1-ый

1

1

«День открытия Детского клуба»

25 – 30

2-ой

1

2

«День игры»

25 – 30

1

1

«День школы»

25 – 30

3-ий

1

1

«День цветов»

25 – 30

1

2

«День сказки»

25 – 30

1

1

«День шарад»

25 – 30

1

1

«Мой день дома»

25 – 30

1

2

«Мой день с друзьями»

25 – 30

1

1

«День помощников»

25 – 30

1

1

«День умельцев»

25 – 30

1

2

«День эмоций»

25 – 30

1

1

«Мой взрослый день»

25 – 30

1

1

«День достижений»

25 – 30

4-ый

1

1

«День нашего клуба»

25 – 30

1

2

«День любви и дружбы»

25 – 30

Итог

15

20

Конкурс детских альбомов

примерно 7-8 часов

Краткое содержание первого блока (дети 4 – 5 лет):

Занятие №1 «Детский клуб»

Ритуал настрой на игру «Найди маму для малыша». Упражнение-приветствие «Волшебный мяч» Упражнение-игра «Угадай, кто я?» Упражнение «Можно - нельзя». Коллаж «Объявление о создании клуба». Прощание и объяснение задания.

Занятие №2 – 3 «Как тебя зовут, давай играть?»

Ритуал и настрой на игру «Найди своё имя». Упражнение-приветствие «Волшебный мяч». Упражнение-игра «Сложи своё имя». Упражнение – игра  «Как тебя зовут? Давай играть!».

Упражнение «Завтра поиграем?». Упражнение на релаксацию «Волшебное облачко». Прощание.

Занятие №3 или 4 «Мальчики и девочки играют и растут»

Ритуал настрой на игру  «Если ты девочка,…если ты мальчик…». Игра: «Девочки – мальчики умеют…». Игра: «Я люблю». Упражнение – игра «Мама и папа умеют». Этюды «Кто, кого обидел». Упражнение на релаксацию «Волшебное облачко». «Прощание».

Занятие №4 или 5  «Есть ли у чувств хозяин?»

Ритуал настрой на игру «Чей домик?». Игра - рисование «Мой зверь». Игра «Зверек хочет ласки». Упражнение «Хозяин чувств» Упражнение «Стоп – кулак». Упражнение на релаксацию «Куколки тряпичные, очень симпатичные». «Прощание».

Занятие №5 или 6 – 7 «Добрая игра»

Ритуал настрой на игру «Добрый или злой?». Игра: «Научи Незнайку» или «Оживи картинку». Подвижная игра «Стерлялки – кидалки». Игра – конкурс «Кто больше знает обзывалок?». Упражнение  «Дразнилки - смешилки». Упражнение на релаксацию «Волшебное облачко». «Прощание».

Занятие №6 или 8 «Волшебное превращение»

Ритуал приветствия и настрой на игру «Настроение». Упражнение: «Хоровод чувств». Упражнение: «Поводырь» или «Массаж». Игра – упражнение «Волшебное превращение». Упражнение на релаксацию «Волшебное облачко». «Прощание».

Занятие №7 или 9 – 10 «Грустная гостья, поиграй с нами!»

Ритуал приветствия и настроя на игру «Кто из гномов потерял?». Ритуал приветствия и настроя на игру «Кто из гномов потерял?». Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь». Игра «Воротики». Игра «Грустная темнота». Этюд «Лисенок боится». Упражнение на релаксацию «Волшебное облачко». «Прощание».

Занятие №8 или 11 «Добрые волшебники»

Ритуал приветствия и настрой на игру «Собери узор». Этюд «Злая, черная рука». Упражнение «Кто хозяин Злой руки?». Коллективный рисунок  или аппликация «Как Злую, Черную руку превратить в Добрую?». Сказка-этюд  «Как злость детей в плен забрала». Упражнение на релаксацию «Волшебное облачко и самомассаж». «Прощание».

Занятие №9 или 12 – 13 «Играем в сказку»

Ритуал и настрой на игру «Найди свою сказку» (авторская игра). Упражнение-приветствие «Волшебный мяч». Упражнение-игра «Угадай настроение и покажи героя». Упражнение – игра  «Угадай настроение и сложи ответ». Упражнение – игра «Как сделать сказу весёлой?». Упражнение на релаксацию «Волшебное облачко». Прощание.

Занятие №10 или 14 – 15 «Я люблю играть с друзьями (родными)»

Ритуал и настрой на игру «Обнимашки». Упражнение-приветствие «Волшебный мяч». Упражнение – игра  «Чей голосок». Упражнение – рисование «Наша дружба» или упражнение – игра «Угадай, о ком говорю?». Упражнение на релаксацию «Волшебное облачко» или «Водичка, водичка». Прощание.

Содержание второго блока (дети 5 – 6 лет):

Занятие №1 «Детский клуб»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Упражнение – игра «Поменяйтесь местами те, кто…». Упражнение «Название для клуба», введение жетонов. Упражнение – подвижная игра «Можно – нельзя», итог: введение правил игровой комнаты (правила поведения в группе). Составление коллажа «Символ клуба». Прощание и объяснение задания.

Занятие №2- 3 «Гора имён»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Игра «Собери имя» (авторская разработка). Рисование «Моё имя» (в случае разделения встречи на две части). Упражнение – сосредоточение «Волшебные огоньки».  Игра «Объясни имя». Игра «Беседы у костра: когда я был(а) маленьким(кой), меня называли…». Конкурс «Кто знает больше имен». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №3 или 4-5 «Страна Зазеркалье»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Игра-загадка  «Сказки Пушкина». Лото «Сказки Пушкина» (авторская разработка). Подвижная игра «Ветер дует» (данная игра и самомассаж могут быть завершающими в первой встрече по данной теме). Если встреча разделена, вторая её часть начинается с  настроя на игру и  приветствия «Волшебный мяч». Упражнение на релаксацию и принятие себя «Свет мой зеркальце…» (модификация с авторским текстом). Игра «Притворщик» (модификация). Рисунок или коллаж «Портрет».  Прощание и объяснение задания.

Занятие №4 или 6-7 «Страна настроений»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Упражнение «Слушаем себя». Упражнение «Передай чувство прикосновением, узнай чувство другого». Упражнение «Картинки – помощники». Игра «Свет мой зеркальце, скажи!». При разделении встречи, заканчиваем упражнением на релаксацию. Новая встреча начинается традиционно, но разминка проводится с использованием альбомов детей: участники вспоминают структуру описания, в рассказах о каждом участнике.  Подвижная игра «Ветер дует». Игра – итог «Мы знаем, что ты…». Упражнение «Каким стало моё настроение». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №5 или 8 «Страна Сказок»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Упражнение «Почему Дракоша бывает недоволен». Игра «Дракоша хочет подружиться». Игра «Приручи своего Дракошу». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №6 или 9 «Путешествие в страну цветов»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Игра «Поздоровайтесь те, кто…». Игра «Ассоциации». Рисование или коллаж «Я в стране цветов». Игра «Конкурс хвастунов». Игра – упражнение на релаксацию «Ветер». Игра – ритуал «Возвращение». Прощание и объяснение задания.

Занятие №7 или 10 «Страна без слов»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Упражнение – игра «Через стекло». Игра «Кто это? Что это?». Игра «Говорящая рука». Игра «Театр без слов». Игра – возвращение «Мое настроение в жестах и мимике» или рисунок «Моё настроение». Массаж – релаксация «Я хороший». Прощание и объяснение задания.

Занятие №8 или 11 «Страна Дружилия»

Ритуал приветствия и настроя на игру. Игра «Волшебники». Игра «Договорись взглядом». Игра «Помоги другу». Упражнение – игра «Кто может быть жителем страны Дружилия?». Игра – возвращение «Паровозик». Упражнение «Фотография на память». Упражнение на релаксацию «Солнышко нашей дружбы». Прощание и объяснение задания.

Занятие №9 или 12 «Две планеты»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Упражнение «Какие мальчики, какие девочки?». Игра «Две планеты». Упражнение «Что нам нужно?». Игра «Я знаю 5 имен». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №10 или 13 «По дороге к радости»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Игра «Море волнуется». Игра «Веселый хоровод». Упражнение – лабиринт «Найди дорогу к радости». Игра «Море волнуется». Творческое задание – релаксация «Моя радость». Прощание и объяснение задания.

Занятие №11 или 14-15 «Интересный, удивительный или страшный?»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Игра – подсказка «Что чувствует герой, если…». Упражнение «Узнай чувства на картинке». Игра «Море волнуется» (модификация). Упражнение – игра со страхом «Чтобы злой подобрел, я его пожалел». Игра – упражнение «Как побороть страх». Игра – рисунок «Украсим Бабу Ягу». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания. Если во время упражнений выявляются дети с очень интенсивными страхами, для них проводится дополнительная встреча, с учётом диагностики, в ход такой встречи должны быть включены адекватные для каждого ребёнка способы снятия напряженности страхов.

Занятие №12 или 16-17 «Страна Злобляндия»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Упражнение «Рюкзак с чувствами». Упражнение «Дверь в Злобляндию». Упражнение – игра «Помощники феи». Упражнение – игра «Полянка – кричалка». Игра «Уходи злость, уходи!!!». Игра «Штурм крепости». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания. В ходе встречи выбираются дети, у которых агрессивность ярко выражена, для них организуется дополнительная встреча, которая может быть дополнена другими играми и упражнениями, способствующими снижению агрессивных проявлений в отношении других людей. Для ещё более выраженных случаев организуется дополнительная индивидуальная работа или работа в парах.

Занятие №13 или 18«Приглашение на встречу друзей»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Упражнение «Угадалки». Упражнение – игра «Давай поиграем!». Игра «Найди меня». Рисование или дорисовка «Азбука настроения». Игра «Изобрази животное». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №14 или 19 «В семейной гостиной»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Упражнение «Кто кому кто?». Игра – упражнение «Чем порадуем друг друга». Игра «Мы очень любим!». Игра – рисование  или коллаж «Цветочная поляна». Игра – возвращение «Чем займемся». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №15 или 20«Так что же такое – счастье и где оно живёт?»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Упражнение «Портрет в рамочке». Подвижная игра «Крылья». Сказка – игра «Так что же такое – счастье?». Рисование – релаксация  или коллаж «Страна Счастье».  Подвижная игра «Крылья».

Содержание третьего блока (дети 6 – 7 лет)

По мере освоения тем участники получают детали для итоговой картинки – «Удостоверение первоклассника», необходимо построить работу таким образом, чтобы каждый участник смог её собрать (варианты итоговых картинок представлены в приложении №1).

Занятие №1 «День открытия Детского клуба»

Ритуал настроя на игру. Упражнение–приветствие «Волшебный мяч». Игра «Поменяйтесь местами (мячами) те, кто…». Игра «Я знаю много праздников». Упражнение «Название для клуба». Упражнение – игра «Можно – нельзя». Составление коллажа «Символ клуба». Прощание и объяснение задания.

Занятие №2-3«День игры»

Ритуал настроя на игру. Упражнение–приветствие «Волшебный мяч». Игра «Кукольный домик». Направленные сюжетно-ролевые игры по темам «Семья» и «Детский сад». Упражнение-обсуждение «Моя игра». Рисунок – релаксация или коллаж «Моя любимая игра». Прощание и объяснение задания.

Занятие №3 или 4 «День школы»

Ритуал настроя на игру. Упражнение–приветствие «Волшебный мяч». Направленные сюжетно-ролевые игры по темам «Семья» и «Школа». Упражнение-обсуждение «Моя игра». Упражнение–рисование «Какие чувства возьму в первый класс?». Игра «Салют». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №4 или 5«День цветов»

Ритуал настроя на игру. Упражнение–приветствие «Волшебный мяч». Упражнение «Волшебный цветок». Игра «Закончи предложение». Творческое задание «Цветок имя». Обсуждение-выставка «Поляна цветов». Упражнение на релаксацию «Цветок дружбы». Прощание и объяснение задания.

Занятие №5 или 6-7 «День сказки»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Игра-упражнение «Сочиняем сказку». Игра–драматизация по придуманной сказке, главные роли неуверенным детям. Творческое задание «Жил был гном». Упражнение-релаксация «Волшебное облако». Прощание и задание.

Занятие №6  или 8 «День шарад»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Игра-упражнение «Молчаливый комплимент». Игра-шарада «Кто это и что он делает?» (Можно использовать карточки из игр: «Корова», «Активити» для детей или одноимённой игры, используя их в соответствии с описанием). Игра «Море волнуется» (модификация). Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №7 или 9 «Мой день дома»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Игра-упражнение «Что сначала, что потом?» Подвижная игра «Мой день». Игра «Мой день». Игра - имитация «Кто лучше покажет позу? Кто лучше пройдет?». Игра «Самые близкие люди». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №8 или 10 – 11 «Мой день с друзьями»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Упражнение «Волшебный цветок». Упражнение – игра «Давай поиграем!». Игра «Я очень хороший», «Ты очень хороший». Игра – драматизация  «Спрятанная котлета». Игра «Поем имя». Игра «Сиамские близнецы». Игра «Поссорились – помирились».  Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №9 или 12 «День помощников»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Игра «Я могу помочь…». Игра «А-а-ах». Игра «Потерялся мальчик». Оформление «Удостоверения помощника» Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №10 или 13 «День умельцев»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Упражнение «Волшебный цветок». Упражнение «Умел, умею». Упражнение «Клубочек умений». Рисование «Мои друзья умеют». Игра «Недотроги». Подвижная игра «Сороконожка». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №11 или 14 – 15 «День  эмоций»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Игра «Добрый – злой, веселый – грустный». Игра «Цветик-семицветик». Игра «Мусорное ведро». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №12 или 16 «Мой взрослый день»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Упражнение «Волшебный цветок». Игра «Волшебное озеро» (модификация игры «Гномики на озере»). Игра-упражнение «Я взрослый». Игра «Линия времени». Игра «Мусорное ведро». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №13 или 17 «День достижений»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Игра «Умел, умею, буду уметь». Игра «Конкурс хвастунов и похвалилки». Игра-упражнение «Костёр дружбы». Упражнение – рисование  «Я горжусь». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №14 или 18  «День нашего клуба»

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Игра «Кто стал веселее?» (по фотографиям). Игра «Однажды я…» (сценки по сложным ситуациям из жизни детей). Упражнение – рисование  «Наша дружная группа». Упражнение – игра «Чемоданчик». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Занятие №15 или 19-20 «День любви и дружбы »

Ритуал настроя на игру. Упражнение – приветствие «Волшебный мяч». Игра «Угадай моё настроение». Игра «Однажды мы…» (сценки по сценариям детей, дети и родители меняются ролями). Коллаж «Наша дружная семья». Игра - упражнения «Цветик Семицветик». Упражнение – игра «Чемоданчик». Упражнение на релаксацию «Волшебное облако». Прощание и объяснение задания.

Технология обучения: игровые занятия представляют собой синтез современных методов: игротерапии, метода беседы, арттерапии, психогимнастики, сказкотерапии, социальной терапии, ТРИЗа, ИКТ, жетонной терапии, работа в парах.

Критерии эффективности: в результате работы по данной коррекционно-развивающей программе у воспитанников значительно возрастает способность к произвольности в двигательной, эмоциональной и познавательной сферах, так же в поведении детей в целом. Так же повышается социальный статус, улучшается эмоциональный фон, возрастает учебная мотивация.

Для более качественного анализа эффективности данной программы, все диагностические методики проводятся 2 раза за учебный год: в начале года и после окончания игровых встреч. На группах для детей с ЗПР и нарушениями ОПД целесообразно изучение познавательной деятельности разделить между психологом и дефектологом группы. Протоколы фиксации данных разработанные нами можно увидеть в приложении (приложение №1).

Для удобства оценки эффективности работы, нами раскрыты уровни освоения данной программы.

Параметры результативности и диагностика:

 Диагностический материал основывается на «функционально - уровневом подходе к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии» С.А. Домишкевича. Все компоненты познавательной деятельности разделены на 5 блоков:

  1. Методики:
  1. По первому разделу – мотивационно – энергетический блок 
  1. используются методики для исследования внимания – «Найди отличия» (с 4-х лет), «Пьерона – Рузера» (с 5 лет),
  2. для исследования продуктивной деятельности – рисуночный тест «Человек» (с 5-ти лет), 
  3. для исследования познавательного интереса – «Нелепицы» (с 5-ти лет).
  1. По второму разделу - информационно - содержательный блок –
  1. для исследования уровня развития сенсорно-перцептивной сферы: «Доска Сегена», «Цветные фоны»(с 4-х лет)
  2. для исследования разных видов памяти: «Исследование опосредованного запоминания», «Зрительная произвольная память» и методика Лурия «10 слов» 
  1. По третьему разделу – операциональный блок исследуются мыслительные операции:
  1. «Прогрессивные матрицы» Равена (с 5-ти лет)
  2. «Разрезные картинки» (с 4-х лет)
  3. «4 лишний» (с 4-х лет)
  4. «Последовательные картинки» (с 5-ти лет)
  1. По четвёртому разделу - формально - языковый блок
  1. «Составление рассказа по сюжетной картинке»
  2. «Пробы на понимание речи» выполнение простых действий (с 4-х лет).
  1. По пятому разделу – регулятивный блок применяется
  1. метод наблюдения
  1. «Тест цветовых предпочтений» М. Люшера. Для оценки психоэмоционального состояния ребёнка на момент обследования и наблюдения его динамики в ходе работы и по её завершение (с 4-х лет)
  2. Беседа с ребёнком. Для выявления возможных сложностей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, определить особенности представлений о себе и о своём ближайшем окружении (возможна беседа по вопросам анкеты в «Экспресс диагностике готовности к школе» Вархотовой Е. К., но она упрощается для детей 4-х лет)
  3. Методика "Несуществующее животное". Для выявления позитивного или негативного самоотношения, степень значимости оценки окружающих и наличие агрессивных личностных тенденций, их направленность (на себя или на других).
  4. Социометрия. Для оценки места ребенка в коллективе сверстников, и сопоставления данных, полученных по итогам проведения методики «Лесенка» (с 4-х лет).
  5. Анкетирование педагогов и родителей. Для выявления возможных нарушений в поведении ребенка и, при необходимости, нарушений детско-родительских отношений и определения динамики.
  6. Методика "Лесенка". Для определения уровня самооценки, ее устойчивости, конфликтности (с 5-ти лет)
  7. Тест «Оценка мотивационной готовности к школе» Д. В. Солдатова. Для дополнения данных наблюдения и оценки динамики ведущего мотива деятельности (с 6 лет).

Обобщённые характеристики уровней развития воспитанников:

По каждой методике интерпретация проводится отдельно, ниже приведены общие интерпретации, хотя в реальной работе каждый ребёнок будет иметь свой график и при наивысшем развитии познавательной деятельности он может иметь неблагоприятный эмоциональный фон, проблемы в общении. При этом в группе для детей с опд или зпр у ребёнка может быть обратная картина.

Таким образом, подчеркнём, что каждый показатель интерпретируется отдельно.

  1. высший уровень: показатели развития познавательной деятельности соответствуют высоким границам возрастной нормы и опережают их (числовые показатели в каждой методике свои, но в итоге данный уровень соответствует 6 баллам). Самооценка, социальный статус, эмоциональный фон благоприятные; негативов поведения не выявлено, ведущим мотивом является познавательный. Ребёнок владеет большим запасом знаний о себе и своём ближайшем окружении.

  1. высокий уровень : показатели развития познавательной деятельности соответствуют  средневозрастным нормативам (уровень соответствует 5 баллам) Самооценка, социальный статус, эмоциональный фон в целом благоприятные; негативов поведения не выявлено, ведущим мотивом является познавательный. Ребёнок владеет достаточными знаниями о себе и своём ближайшем окружении.

  1. выше среднего уровня: показатели развития познавательной деятельности несколько ниже возрастных нормативов, может говорить о наличиях проблем в развитии, некоторой задержке (числовые показатели в каждой методике свои, но в итоге данный уровень соответствует 4 баллам). Самооценка может быть несколько конфликтной или немного заниженной, статус не вполне удовлетворять, имеет место незначительное эмоциональное напряжение, познавательный мотив несколько неустойчив. Ребёнок владеет частичными знаниями о себе и своём ближайшем окружении (например: сомневается при произнесении полного имени, не уверен в называние адреса, путается в дате рождения, не помнит полное имя одного из родителей и т.п.).

  1. средний уровень: показатели развития познавательной деятельности ниже возрастных нормативов, говорит о наличиях проблем в развитии, задержке (числовые показатели в каждой методике свои, но в итоге данный уровень соответствует 3 балла). Самооценка конфликтная или заниженная, статус не удовлетворяет, но ребёнок принят сверстниками, имеет место эмоциональное напряжение, познавательный мотив неустойчив, ведущим является игровой мотив. Ребёнок владеет некоторыми знаниями о себе и своём ближайшем окружении (например: не различает фамилию и отчество, не знает своего полного имени, может назвать только время года, когда родился, адрес знает только частично, не помнит полные имена обоих родителей и т.п.).

  1. ниже среднего уровня: показатели развития познавательной деятельности имеют более выраженное отставание от средневозрастных, такие данные указывают на явное наличие задержки в развитии (числовые показатели в каждой методике свои, но в итоге данный уровень соответствует 2 балла). Ребёнок может быть отвергаемым большинством сверстников, но всё же имеет хоть 1 выбор, самооценка конфликтная, частые негативизмы, неблагоприятный эмоциональный фон, ведущий мотив игровой, причём сами игровые навыки не соответствует возрасту, отрывочные знания о себе и близких. Работа в подгруппах на игровых встречах будет недостаточной, необходимо их дополнять в индивидуальном формате.

  1. низкий уровень: отставание крайне выражено, свидетельствует о серьёзной задержке в развитии ребёнка (числовые показатели в каждой методике свои, но в итоге данный уровень соответствует 1 балл). Для таких детей показана только индивидуальная работа по коррекционной программе, составленной по результатам диагностики.

Организационно – педагогические условия:

Временные и материальные ресурсы: встречи должны быть организованы в специально оборудованной игровой комнате, с использованием оборудования сенсорной комнаты.

 Количество участников одной группы не более 6 – 8 человек детей. В группах для детей с ЗПР  и нарушениями ОПД не больше 4-6 участников. Разделение на группы происходит по результатам диагностики. Работа может быть организована только с письменного согласия родителей или законных представителей ребёнка.

Требования к квалификации педагога, реализующего данную программу: данные игровые встречи может проводить педагог-психолог.

Литература для психолога:

  1. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. – СПб: Детство-пресс, 2000
  2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС; 2003
  3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.: ТЦ Сфера; 2004
  4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. – М.: Граф Пресс; 2002
  5. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: Пособие для практических работников детских садов./ Автор-составитель И. А. Пазухина. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС; 2004
  6. Демидова Т. Л. Скоро в школу. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2010
  7. Иванова Т. Б., Илюхина В. А., Кошулько М. А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011
  8. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС; 2004
  9. Колесникова О. Н. Дидактическое пособие «Куб».//Дошкольная педагогика/ 2013
  10. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2006
  11. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития; 1997
  12. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб: Издательство «Речь»; 2007
  13. Немов Р. С. Психология. – М.: Владос; 2000
  14. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. – М.: ТЦ Сфера; 2002
  15. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д; 2010
  16. Психолог в детском дошкольном учреждении «Методические рекомендации к практической деятельности» - М.: 1996
  17. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003
  18. Собчик Л. Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. – СПб: Речь; 2001
  19. Хухлаева О. В. Лесенка радости. – М.: Совершенство; 1998
  20. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс; 2001
  21. Шипицына Л. М. и др. Азбука общения. – СПб: Детство-пресс, 2000
  22. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Издательство Генезис; 2002

Детская литература:

  1. Александрова З. Н. Стихи. – М.: Эксмо, 2007
  2. Зайцев Г. К., Насонкина С. А. Уроки Знайки. Воспитай себя. – СПб.: «Детство – пресс», 1999
  3. Николаева Е. И. Книга для размышления. Я в мире других. – СПб.: Специальная литература; 2003
  4. Постанаева Е.С. Упражнения для выявления и развития интеллектуальных спосбностей детей 5-6 лет. Рабочая тетрадь. – СПб.: «Детство – пресс», 2005
  5. Пушкин А. С. Сказки. – М.: Издательство Астрель, 2002
  6. Развитие внимания малыша. – Составители Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. – Ярославль; 1997


[1] Волков Б. С., Волкова Н. В. Подготовить ребенка к школе как?

[2] Верещагина Н. В. Если ребёнок отстаёт в развитии

[3] Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 120 Выборгского района Санкт-Петербурга Программа развития произвольной регуляции поведения «Играю и расту счастливым» Автор-составитель: Голубева Т.В.

Слайд 2

Адресат программы: В порт

Слайд 3

Цель: профилактика социальной дезадаптации через формирование произвольной регуляции поведения у дошкольников . Основные задачи: формирование произвольности в двигательной и эмоциональной сферах, облегчение периода адаптации к детскому саду Встречи способствуют развитию произвольности в эмоциональной сфере и сфере общения и обязательно способствуют развитию высших психических функций, в том числе воображения Продолжается развитие произвольности в общении и поведении детей, решаются задачи связанные с комплексной готовностью детей к школе Детский клуб

Слайд 5

Результативность работы по программе в общеобразовательных группах:

Слайд 6

Результативность работы по программе в специализированных группах:

Слайд 7

Игры с персонажем Игры – путешествия Игры – праздники

Слайд 9

Если хочешь быть счастливым, будь им! Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"

Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Модель занятия непосредственно образовательной деятельности по социальному и речевому развитию для детей старшего возраста в группе компенсирующей направленности

Модель занятия  непосредственно образовательной деятельности по социальному и речевому развитиюдля детей старшего возраста в группе компенсирующей направленности...

Программа профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольного образовательного учреждения «Мы рядом»

Жестокое обращение с ребенком – это все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к факт...

Программа профилактики и дезадаптации детей младшего дошкольного возраста «Сказочная страна»

Поступающие в детское дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям и в то же время переживают возрастной кризис трех лет. Совпадение данны...

Модель занятия непосредственно образовательной деятельности по социальному и речевому развитию для детей старшего возраста в группе компенсирующей направленности. ( 3 год обучения) «Весна»

Тема  НОД«Весна»Программное содержание:1.Актуализация знаний о времени года – весна, называние признаков, месяцев весны.2.Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.3.Ра...

Рабочая программа модуль основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования по физическому развитию для детей 3-7 лет

Рабочая программа – это учебно-методический документ, характеризующий систему организации     образовательной деятельности педагога. Данная программа разработана в соответствии с основ...

Коррекционно-развивающая программа профилактики школьной дезадаптации "Я-будущий первоклассник!"

Программа "Я-будущий первоклассник!" преднозначена для детей старших дошкольных групп....