Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему
В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно: с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями общего и речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_logopeda_i_pedagoga-psihologa.doc | 262.5 КБ |
vzaimodeystvie_pedagoga-psihologa_i_uchitelya-logopeda_pri_rabote_s_detmi.ppt | 514.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно: с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями общего и речевого развития. Это подтверждает проведённый мониторинг развития речи детей в нашем дошкольном учреждении, который позволил выявить существенные проблемы.
Самую многочисленную – свыше 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.
У детей с отклонениями в речевом развитии при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость.
Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
И мы ставим перед собой следующую цель – Создать и апробировать модель взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Предполагаемые результаты нашей работы:
- Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;
- Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
- Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
- Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
- Одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребёнка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе.
Позвольте представить вашему вниманию схему форм нашей работы.
Как вы видите начальным этапом является диагностическое обследование. Совместно с психологом мы заполняем карту исследования развития эмоционально-чувствительной сферы дошкольника.
Каждый специалист находит в этой карте что-то важное именно для себя. Также мы разработали общую анкету, сократив тем самым время сбора предварительной информации.
Затем мы переходим непосредственно к коррекционно-развивающим занятиям. В данной модели логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Т. е. моя задача как психолога – активизация речевой деятельности ребёнка, коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива логопеда.
Параллельно мы работаем над развитием личности ребёнка вцелом. Вся наша совместная работа в рамках этой модели направлена на реализацию единой цели. Коррекционно-развивающую деятельность строим с учётом ряда функций. Поскольку в работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия для согласованности проводимых нами мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.
Итак программа занятий состоит из четырёх блоков:
- 1-ый блок - Анкетирование родителей и диагностическое обследование детей
- 2-ой блок - Проведение занятий по программе посредством оказания психологической и логопедической помощи
- 3-ий блок - Оказание психолого-логопедической консультативной помощи родителям и педагогам
Структура каждого занятия включает в себя 3 этапа:
1 этап – подготовительный (разогрев). Разогрев включает в себя ритуал приветствия, игры и упражнения, повышение настроения, что способствует большей включённости детей в дальнейшую умственную деятельность
2 этап – основной. Повторение пройденного, изучение нового, закрепление изученного материала посредством специально-организованных технологий (дидактические игры, упражнения)
3 этап – завершающий. Психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания.
Занятия проводятся в кабинете логопеда. Он оборудован всем необходимым. Численность группы как правило от 5 до 10 человек. Группы формируют из детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся раз в месяц. Их продолжительность 20 минут. Стараемся на таких занятиях создать у детей настрой на решение творческой задачи. Активизировать творческое мышление с помощью побудительной причины, повода к какому-либо действию, т.е. обязательно создаём мотивацию деятельности. Как правило занятие эмоционально-насыщено, т.к. уровень обучаемости зависит от степени подверженности, восприимчивости к обучению, от характера переживаний в процессе обучения. На одном содержании занятия решаем разные задачи.
В разработанной модели можно увидеть множество преимуществ. Она позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности. При совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду в целом.
Для того чтобы избежать неправомерного увеличения интеллектуальной нагрузки, переутомления, невротизации ребёнка мы выявляем общих детей «группы риска» у логопеда и психолога и выстраиваемся в общеобразовательный процесс, а не идём с ним параллельно.
Реализация разработанных нами образовательных маршрутов предполагает как фронтальные формы работы, так и индивидуальные.
Как одну из форм коррекционной работы с детьми, мы используем элементы сказкотерапии. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то же время просты и доступны для детского понимания. По мнению многих учёных (Зинкевич-Евстигнеевой, Лебедько, Хухлаевой) сказка более информативна в сравнении с обычным диалогом.
В сказке у детей активнее развивается воображение, творческая фантазия, вербально-логическое мышление, слуховая и зрительная память, устойчивость и распределение внимания, произвольность, а также эмоциональная сфера и нравственные качества личности.
Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной сферы, автоматизации звуков). В проигрывании сказок у детей развивается диалогическая и монологическая речь.
Также мы используем элементы коррекционно-развивающей программы формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Создание и апробирование модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Предполагаемые результаты взаимодействия: Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах; Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе; Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми; Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов; Одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребёнка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе.
Формы работы Учитель-логопед Педагог-психолог Проведение диагностики Развитие речи Развитие эмоц. сферы Развитие познават. процессов Развитие эмоц. сферы Коррекционно-развива- ющие занятия Воп росы реч. разв. Воп росы психо логии логоледические психологические Интегрированные занятия Родительские собрания тренинги консультации
Программа занятий Консультативная помощь родителям и педагогам Проведение занятий Анкетирование родителей и диагност. обслед. детей
Подготовительный этап Основной этап Завершающий этап
Начало года Общее количество детей: 26 чел. = 100% ФН 4 чел. = 15,4% ФН Дизартрия м.п. 8 чел. = 30,8% ФФН Дизартрия м.п. 14 чел. = 53,8%
Конец года Общее количество детей: 26 чел. = 100% С хорошей речью 23 чел. = 88,5% С улучшением 2 чел. = 7,7% Выбыло 1 чел. = 3,8%
Начало учеб. года Конец учеб. года
Литература: Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду – Москва, 2003г. Алямовска В.Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дощкольного возраста – Москва, 2002г. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению – Ярославль, 1996г. Крюкова С.В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь – Москва, 2005г. Тренинг по сказкотерапии под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – С-Петербург,2005г.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Из опыта работы Епифановой Татьяны Сергеевны, воспитателя МДОУ детский сад №36 г. Кунгура...
Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание: 1. Введение……………………………………………………………………...
Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
Консультация для воспитателей "Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения"...
Совместная проектная деятельность учителя-логопеда Узориной Н.В. и воспитателя Разуваевой М.П. с детьми старшего дошкольного возраста. Экологический проект "Наши каштаны".
В презентации экологического проекта "Наши каштаны" показано взаимодействие двух педагогов (учителя-логопеда и воспитателя), ведущих проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Пред...