Речевая готовность детей к школе
консультация по логопедии на тему

Лысенко Елена Алексеевна

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок,

поступающий в первый класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_detey_k_shkole.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Речевая готовность детей к школе»

Подготовила:

учитель-логопед Лысенко Е.А.

Дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок,

поступающий в первый класс.

  1.  Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит. 
  2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
  3. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.
  4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
  5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.
  6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

Родители могут закрепить знания детей даже в повседневной жизни, используя несложные речевые игры.

Ниже приведены игры на кухне, способствующие всестороннему развитию речи детей.

  1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].
  2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
  3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].
  4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
  5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
  6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
  7. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….
  8. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе".

В данной консультации подробно описаны те речевые навыки,которые должны быть сформированы у детей к моменту поступления в школу....

Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"

В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....

Речевая готовность детей к школе.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. ...

презентация "Речевая готовность детей к школе"

В презентации представлен материал для родителей, раскрывающий требования к речевому развитию детей седьмого года жизни....

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...