«Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.» Подготовила: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГОЛОВЛЁВА Н.В.
методическая разработка по логопедии на тему
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка,чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
В.А. Сухомлинский
Ò В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.
Ò Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация.
Ò Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластика.
Что такое биоэнергопластика?
v Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
v Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
v Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.
v Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
Преимущества биоэнергопластики.
Ò Оптимизирует психологическую базу речи.
Ò Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
Ò Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Ò Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.
Ò Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Этапы работы с применением биоэнергопластики
Ò Диагностический ( сбор анамнезе, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)
Ò Эмоциональный ( создание положительного настроя)
Ò Основной ( отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука)
Первый этап работы
Ò На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования подбираю комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.
Ò Упражнения выполняются за логопедом. Рука не включается.
Второй этап работы
Ò На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке .Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
Ò Период:сентябрь(3-4 недели).
Третий этап работы
Ò На третьем (подготовительном) этапе артикуляционная гимнастика также выполняется по традиционной методике, ребёнка знакомят с персонажами перчаточного театра, используются сказки с использованием героев. Педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
Ò Период: октябрь(первая неделя).
Четвертый этап
Ò В течении этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Важно следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
Ò Период: 5-7 недель.
Пятый этап
Ò Артикуляционная гимнастика выполняется так же, только учитель- логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке.
Ò Период: 2 недели.
Шестой этап
Ò На этом этапе педагог сопровождает упражнения движения обеих рук. Ребенок повторяет и использует обе руки в перчатках. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений, при этом важно постоянно следить за плавностью действий пальцев и кистей рук.
Ò Период: 5-7 недель.
Седьмой этап
Ò На данном этапе используются сказки о приключениях. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ.
Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Особенности работы с применением биоэнергопластики.
Ò Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
Ò К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
Ò Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
Ò Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
Ò С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж ( например, « Волшебные перчатки»,
« Микки», «Бегемош и Бегемоша», «Чуп и Чупа»), счёт, музыка, стихи.
Шуточные стихи и артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики
« Бегемотик», « Слонёнок», « Лягушка», « Хомяк», «Блинчик», «Змея», «Качели» , «Чистим зубки» , «Киска сердится», «Часики», «Чашечка» , «Маляр» , «Лошадка», «Грибок» ,«Гармошка».
v Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям.
v Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики.
v Облегчает постановку, введение звуков в речь.
v Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №59 «Умка»
г.Подольск
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.»
Подготовила: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГОЛОВЛЁВА Н.В.
2017г.
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка,чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
В.А. Сухомлинский
- В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.
- Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация.
- Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластика.
Что такое биоэнергопластика?
- Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
- Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
- Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.
- Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
Преимущества биоэнергопластики.
- Оптимизирует психологическую базу речи.
- Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
- Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
- Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.
- Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Этапы работы с применением биоэнергопластики
- Диагностический ( сбор анамнезе, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)
- Эмоциональный ( создание положительного настроя)
- Основной ( отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука)
Первый этап работы
- На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования подбираю комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.
- Упражнения выполняются за логопедом. Рука не включается.
Второй этап работы
- На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке .Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
- Период:сентябрь(3-4 недели).
Третий этап работы
- На третьем (подготовительном) этапе артикуляционная гимнастика также выполняется по традиционной методике, ребёнка знакомят с персонажами перчаточного театра, используются сказки с использованием героев. Педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
- Период: октябрь(первая неделя).
Четвертый этап
- В течении этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Важно следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
- Период: 5-7 недель.
Пятый этап
- Артикуляционная гимнастика выполняется так же, только учитель- логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке.
- Период: 2 недели.
Шестой этап
- На этом этапе педагог сопровождает упражнения движения обеих рук. Ребенок повторяет и использует обе руки в перчатках. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений, при этом важно постоянно следить за плавностью действий пальцев и кистей рук.
- Период: 5-7 недель.
Седьмой этап
- На данном этапе используются сказки о приключениях. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ.
Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Особенности работы с применением биоэнергопластики.
- Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
- К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
- Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
- Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
- С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж ( например, « Волшебные перчатки»,
« Микки», «Бегемош и Бегемоша», «Чуп и Чупа»), счёт, музыка, стихи.
Шуточные стихи и артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики
« Бегемотик», « Слонёнок», « Лягушка», « Хомяк», «Блинчик», «Змея», «Качели» , «Чистим зубки» , «Киска сердится», «Часики», «Чашечка» , «Маляр» , «Лошадка», «Грибок» ,«Гармошка».
- Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям.
- Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики.
- Облегчает постановку, введение звуков в речь.
- Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных методов и приемов в работе учителя-логопеда
Проводя традиционные занятия с детьми, мы заметили, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в пам...
Использование нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
В данной статье указаны нетрадиционные методы и их использование в работе логопеда....
Портфолио учителя-логопеда на конкурс " Учитель-логопед, дефектолог года" 2023г.
Представляю Вашему вниманию портфолио учителя-логопеда на конкурс "Логопед года 2023г."...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...
Презентация к докладу на РМО учителей-логопедов "Копилка игр учителя-логопеда используемая при автоматизации звуков".
Автоматизация звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материал...
Семинар для учителей – логопедов «Оформление заключений учителя – логопеда ДОУ»
Раскрываются основные параметры протокола обследования речи ребенка дошкольного возраста и их примерные формулировки. Формулировки логопедических заключений....
Планирование работы учителя-логопеда с наставляемым учителем-логопедом на учебный год
В планировании представлены мероприятия, рассматриваемые вопросы, формы работы с наставляемым учителем-логопедом на учебный год по месяцам....