Протокол обследования фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
включает в себя таблицы для внесения данных обследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_obsledovaniya_fonetiko.docx | 57.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол обследования фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста
Раздел 1. Обследования звукопроизношения.
Условия | Исследуемые звуки | ||||||||||||
с | с' | з | з' | ц | ш | ж | щ | ч | л | л' | р | р' | |
При изолированном произнесении | |||||||||||||
В открытых слогах, без стечения согласных | |||||||||||||
В закрытых слогах, без стечения согласных | |||||||||||||
В словах со стечением согласных: | |||||||||||||
в начале | |||||||||||||
середине | |||||||||||||
в конце (кроме звонких звуков) | |||||||||||||
Во фразах | |||||||||||||
В связной речи |
Нарушения других звуков _____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Изменения при повторном обследовании_________________________________________
____________________________________________________________________________
Раздел 2. Обследование фонематического слуха.
I. Исследование способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки.
1. Узнавание неречевых звуков.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
барабан | ||||
дудочка | ||||
бубен | ||||
трещотка | ||||
погремушка | ||||
колокольчик | ||||
треугольник | ||||
металлофон |
Наличие стимулирующей помощи________________________________________________
2. Локализация звука.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
звучание справа | ||||
звучание слева | ||||
звучание вверху | ||||
звучание внизу | ||||
звучание спереди | ||||
звучание сзади |
Особенности выполнения_______________________________________________________
II. Исследование способности к восприятию и воспроизведению ритмов.
1. Восприятие и воспроизведение ритмов.
Предъявляемый ритм | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл | ||
на слух | с помощью цифрового ряда | на слух | с помощью цифрового ряда | |||
I - II | ||||||
II – III | ||||||
III – II | ||||||
II - I |
Особенности выполнения_______________________________________________________
2. Исследование слухомоторных координаций.
Предъявляемый ритм | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл | ||
на слух | со зрительной опорой | на слух | со зрительной опорой | |||
Простые: I – II – III | ||||||
III – II – I | ||||||
Сложные: II – III – I | ||||||
I – III – II | ||||||
II – III – II | ||||||
I – III - I |
Особенности выполнения_______________________________________________________
III. Исследование восприятия и воспроизведения громкости, высоты звуков, интонации.
1. Восприятие и воспроизведение интонации.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл | ||||
определение интонации на слух | отраженное воспроизведение интонации | самостоятельное воспроизведение интонации | определение интонации на слух | отраженное воспроизведение интонации | самостоятельное воспроизведение интонации | |||
1. Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит! | ||||||||
2. Появилась радуга. Появилась радуга? Появилась радуга! | ||||||||
3. Я иду в гости. Я иду в гости? Я иду в гости! | ||||||||
4. Мама пришла. Мама пришла? Мама пришла! |
Особенности выполнения_______________________________________________________
2. Восприятие и воспроизведение модуляций голоса по громкости.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл | ||
определение модуляции на слух | самостоятельное воспроизведение | определение модуляции на слух | самостоятельное воспроизведение | |||
самолет далеко | ||||||
самолет близко | ||||||
машина далеко | ||||||
машина близко | ||||||
пароход далеко | ||||||
пароход близко | ||||||
цыпленок далеко | ||||||
цыпленок близко | ||||||
барашек далеко | ||||||
барашек близко |
Особенности выполнения_______________________________________________________
3. Восприятие и воспроизведение звуков различной тембровой окраски.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл | ||
определение на слух | самостоятельное воспроизведение | определение на слух | самостоятельное воспроизведение | |||
1. Папа-медведь: «Кто сидел на моем стуле?» «Кто ел из моей тарелке?» «Кто спал в моей кровати?» | ||||||
2. Мама-медведица: «Кто сидел на моем стуле?» «Кто ел из моей тарелке?» «Кто спал в моей кровати?» | ||||||
3. Медвежонок: «Кто сидел на моем стуле?» «Кто ел из моей тарелке?» «Кто спал в моей кровати?» |
Особенности выполнения_______________________________________________________
IV. Исследование умения узнавать и различать слова близкие по звуковому составу.
1. Опознание правильного и искаженного произнесения слов.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
а) опознание слов с опорой на картинку | ||||
шабака – сопака – собага – собака | ||||
коська – гошка – кошка – кошга | ||||
конвета – конфета – комфета - конфеда | ||||
торт – дорт – толт – тёрт | ||||
саяц – заясь – заац – заяц | ||||
лучка – руська – ручка – ручга | ||||
б) Опознание слов без опоры на наглядность | ||||
миська – нишка – мишка – мищка | ||||
баман – даван – банам – банан | ||||
груса – круша – груша – глуша | ||||
тарелка – талелка – дарелка – тарелга | ||||
сонт – зомт – зёнт – зонт | ||||
козя – гозя – коза – кёза |
Особенности выполнения_______________________________________________________
2. Опознание похожих по звучанию слов.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
а) выбор слов с опорой на картинку | ||||
мак – бак – рак – банан | ||||
сом – ком – индюк – дом | ||||
лимон – вагон – кот – батон | ||||
б) выбор слов на слух | ||||
ветка – клетка – диван – сетка | ||||
бак – мак – веник – рак | ||||
бант – билет – букет – пакет |
Особенности выполнения_______________________________________________________
3. Восприятие и воспроизведение слов различающихся фонетически далекими звуками.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
а) с наглядной опорой | ||||
дом – сом | ||||
марка – майка | ||||
жук – лук – сук | ||||
кот – сок – рот | ||||
б) на слух | ||||
дом – дым | ||||
лук – луч | ||||
ком – сом – лом | ||||
мак – рак – бак |
Особенности выполнения_______________________________________________________
4. Восприятие и воспроизведение слов различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
а) с наглядной опорой | ||||
коса – коза | ||||
мышка – мишка | ||||
маска – кашка | ||||
розы – рожи | ||||
шар – жар | ||||
точка – дочка | ||||
почка – бочка | ||||
вата – фата | ||||
кора – гора | ||||
рак – лак | ||||
рейка – лейка | ||||
лук – люк | ||||
б) на слух | ||||
палка – балка | ||||
сова – софа | ||||
точка – кочка | ||||
калька – галька | ||||
тушь – душ | ||||
осы – оси | ||||
лиса – лица | ||||
сайка – чайка | ||||
роса – роща | ||||
роса – роза | ||||
башня – пашня | ||||
шить – жить | ||||
печка – пешка | ||||
катать – качать | ||||
помешать - помещать | ||||
плач – плащ | ||||
мел – мель | ||||
болт – борт | ||||
удар – ударь | ||||
Маша – наша |
Особенности выполнения_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Восприятие и воспроизведение слов, различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками, в составе предложений.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
а) восприятие предложение | ||||
Огурцы солят в почки. Весной на деревьях набухают бочки. | ||||
В озере плавает удочка. Ваня закинул уточку в реку. | ||||
Собака грызет гости. К нам пришли долгожданные кости. | ||||
У Маши длинная коза. На лугу пасется коса. | ||||
В берлоге спит косолапый миска. Катя ест кашу из мишки. | ||||
Пищу нужно хорошо зевать. Перед сном хочется жевать. | ||||
Бабушка поставила петь пироги. Настя любит печь песни. | ||||
Под дверью есть маленькая челка. У Танюши красивая щелка. | ||||
Миша очень ряд новой машинке. Я сел на первый рад. | ||||
Мяч закатился в самый уголь. В сарае лежит черный угол. | ||||
Вася нос тяжелую сумку. У Лены зачесался нес. | ||||
б) составление предложений | ||||
палка – полка | ||||
луна – липа | ||||
сок – сук | ||||
дом – дым | ||||
тапки – тяпки | ||||
уголок – уголек | ||||
папочка – бабочка | ||||
колос – голос | ||||
трава – дрова | ||||
сабля – цапля | ||||
нос – ночь | ||||
лес – лещ | ||||
зайка – сайка | ||||
ноль – моль | ||||
скала – шкала | ||||
уши – ужи | ||||
пешка – печка | ||||
чаша – чаща | ||||
колобок – коробок | ||||
дом – дым |
Особенности выполнения_______________________________________________________
V. Исследование способности дифференцировать слоги и фонемы.
1. Воспроизведение слоговых рядов.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл | Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
а) слоги, содержащие фонетически далекие звуки | |||||||||
са – ма | да – ха | ||||||||
ва – га | ка – ла | ||||||||
ша – та | фа – за | ||||||||
за – на | ма – ка | ||||||||
ба – ча | ца – на | ||||||||
жа – та | за – та | ||||||||
га – ша | ра – фа | ||||||||
ча – ва | ти – ни | ||||||||
ла – са | ки – ча | ||||||||
ди – ви | ги – ли | ||||||||
б) слоги, содержащие оппозиционные звуки | |||||||||
па – ба | ва – ла | ||||||||
та – да | ча – тя | ||||||||
ва – фа | ща – ча | ||||||||
са – ша | ща – ша | ||||||||
за – жа | са – ца | ||||||||
са – за | та – тя | ||||||||
ша – жа | ва – вя | ||||||||
ка – га | ба – бя | ||||||||
ма – на | да – дя | ||||||||
ра – ла | са – ся | ||||||||
за – зя | тя – ся | ||||||||
ка – кя | пя – бя | ||||||||
га – гя | тя – дя | ||||||||
ма – мя | вя – фя | ||||||||
на – ня | ла – ля | ||||||||
ся – ща | мя – ня | ||||||||
кя – гя | ря – ля |
Особенности выполнения_______________________________________________________
2. Опознание фонем.
Оценка результатов | Предъявляемые звуки | |||||||||||||||||||
с | з | ш | ж | ч | щ | ц | п | б | в | ф | к | г | л | р | т | д | м | н | й | |
а) выделение среди акустически и артикуляционно далеких звуков | ||||||||||||||||||||
Первичное обследование | ||||||||||||||||||||
Балл | ||||||||||||||||||||
Повторное обследование | ||||||||||||||||||||
Балл | ||||||||||||||||||||
б) выделение среди оппозиционных звуков | ||||||||||||||||||||
Первичное обследование | ||||||||||||||||||||
Балл | ||||||||||||||||||||
Повторное обследование | ||||||||||||||||||||
Балл |
Особенности выполнения_______________________________________________________
VI. Исследование элементарных навыков фонематического анализа.
1. Выделение звука на фоне слова. 2. Определение места звука.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Повторное обследование | Предъявляемый материал | Первичное обследование | Повторное обследование | ||||||||||||
Выделение звука | Балл | Определение места | Балл | Выделение звука | Балл | Определение места | Балл | Выделение звука | Балл | Определение места | Балл | Выделение звука | Балл | Определение места | Балл | ||
а) слова, предъявляемые с картинным материалом | |||||||||||||||||
А аист | Л лук | ||||||||||||||||
мак | белка | ||||||||||||||||
лиса | дятел | ||||||||||||||||
О остров | К кот | ||||||||||||||||
сок | собака | ||||||||||||||||
перо | паук | ||||||||||||||||
У утка | Г гусь | ||||||||||||||||
муха | снеговик | ||||||||||||||||
Э экскаватор | Т тапки | ||||||||||||||||
Ы мыши | ракета | ||||||||||||||||
бусы | мост | ||||||||||||||||
И иголка | Д дом | ||||||||||||||||
кит | звезда | ||||||||||||||||
С ананас | П помада | ||||||||||||||||
коса | лопата | ||||||||||||||||
сом | укроп | ||||||||||||||||
З зонт | Б бант | ||||||||||||||||
ваза | клубок | ||||||||||||||||
Ш шар | Х хлеб | ||||||||||||||||
мешок | муха | ||||||||||||||||
душ | петух | ||||||||||||||||
Ж жираф | Щ щетка | ||||||||||||||||
ножницы | овощи | ||||||||||||||||
Р роза | плащ | ||||||||||||||||
ведро | Ц цепь | ||||||||||||||||
топор | пуговица | ||||||||||||||||
Ч часы | огурец | ||||||||||||||||
бабочка | |||||||||||||||||
ключ | |||||||||||||||||
б) слова, предъявляемые на слух | |||||||||||||||||
А астра | Л лак | ||||||||||||||||
бак | каблук | ||||||||||||||||
О обувь | стол | ||||||||||||||||
кот | К коза | ||||||||||||||||
перо | свекла | ||||||||||||||||
У узел | индюк | ||||||||||||||||
дуб | Г гном | ||||||||||||||||
Э эхо | багаж | ||||||||||||||||
этаж | Т танк | ||||||||||||||||
Ы бык | газета | ||||||||||||||||
тыква | хобот | ||||||||||||||||
И ива | Д дрова | ||||||||||||||||
рис | помидор | ||||||||||||||||
С слон | П пуля | ||||||||||||||||
весы | крупа | ||||||||||||||||
нос | серп | ||||||||||||||||
З зубы | Б бочка | ||||||||||||||||
коза | хлебушекк | ||||||||||||||||
Ш шапка | Х хомяк | ||||||||||||||||
машина | меха | ||||||||||||||||
Ж желудь | орех | ||||||||||||||||
ножи | Щ щегол | ||||||||||||||||
Р рыба | клещи | ||||||||||||||||
торт | лещ | ||||||||||||||||
пар | Ц цапля | ||||||||||||||||
Ч чай | яйцо | ||||||||||||||||
почтальон | индеец | ||||||||||||||||
мяч |
Особенности выполнения_______________________________________________________
3. Подбор слов на определенный звук.
Оценка результатов | Предъявляемые звуки | |||||||||||||||||||
с | з | ш | ж | ч | щ | ц | п | б | в | ф | к | г | л | р | т | д | м | н | й | |
а) подбор слов с опорой на картинку | ||||||||||||||||||||
Первичное обследование | ||||||||||||||||||||
Балл | ||||||||||||||||||||
Повторное обследование | ||||||||||||||||||||
Балл | ||||||||||||||||||||
б) самостоятельный подбор слов | ||||||||||||||||||||
Первичное обследование | ||||||||||||||||||||
Балл | ||||||||||||||||||||
Повторное обследование | ||||||||||||||||||||
Балл |
Особенности выполнения_______________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...
Фонетико - фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной работе представлен теоретический аспект фонетико - фонематического недоразвития....
Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи для детей старшего дошкольного возраста
В данном материале представлена система работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 5-7 лет, имеющих речевые нарушения. ...
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логоп...
Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» (возраст детей 5 – 7 лет, срок реализации 1 год)
Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для учителей-логопедов, работающих на логопункте....
Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Статья для сайта "Молодой ученый" в раздел Международные конференции 2012г....