«Профилактика дисграфии у дошкольников»
статья по логопедии на тему
Основные упражнения для коррекции дисграфии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii_u_doshkolnikov.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика дисграфии у дошкольников»
Дисграфией называют частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Выделяются следующие виды дисграфий:
- артикуляторно-акустическая дисграфия
- дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия)
- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- аграмматическая дисграфия
- оптическая дисграфия.
Основные упражнения для коррекции дисграфии
1.Чтобы устранить и предотвратить оптическую дисграфию, предлагаю вам с ребенком:
рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина, обводить их и дорисовывать;
заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление, например, «[Щ] — как щетка — три щетинки, даже ручка есть на спинке»;
угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;
обсуждать и “оречевлять” схему написания буквы: из каких частей состоит буква и куда смотрят части букв (например, буква [К] — длинная вертикальная палочка это «спинка», из середины «спинки» вправо идут 2 короткие палочки — одна наискосок вверх «рука», другая наискосок вниз «нога».
2.Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии состоит в первую очередь в постановке правильного звукопроизношения. Затем необходимо будет научить ребенка различать правильно произносимый звук и тот звук, которым он его раньше заменял (научить дифференцировать). Для этого предлогаю специальные упражнения, чтобы этот навык был доведен до автоматизма, например, при различении звуков [Р] — [Л], если ребенок ранее говорил звук [Л] вместо [Р]:
Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л];
Покажи символ звука [Р], если услышишь его, а символ звука [Л], если его услышишь (взрослый называет вразбивку сначала звуки, потом слоги и наконец слова с отрабатываемой парой звуков)
Повтори за мной (запиши за мной) цепочку звуков, цепочку слогов, слов (л р р, л р л, л л р л, ла)
3. Акустическая (фонологическая) дисграфия.
Обязательно проводим работу по различению смешиваемых букв и звуков: отрабатываем различение звуков в парах, например [К]—[Г]; сначала каждый из звуков выбранной пары отрабатывается отдельно (сначала [К], потом [Г]), затем даются упражнения для различения этих двух звуков в словах и предложениях (звуки [К] и [Г] присутствуют в одном слове одновременно).
Очень полезны будут «корректурные пробы», когда дается задание в любом тексте (можно взять страницу из любой старой книги) надо найти и подчеркнуть в первом абзаце (обвести, зачеркнуть) определенную букву (например, букву [К]). Затем в следующем абзаце так же отмечаем букву Г. Усложнение задания: букву [К] обвести, а букву [Г] подчеркнуть. В дальнейшем это упражнение можно делать и на скорость.
Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии состоит в первую очередь в постановке правильного звукопроизношения. Затем необходимо будет научить ребенка различать правильно произносимый звук и тот звук, которым он его раньше заменял (научить дифференцировать). Для этого предлогаю специальные упражнения, чтобы этот навык был доведен до автоматизма, например, при различении звуков [Р] — [Л], если ребенок ранее говорил звук [Л] вместо [Р]:
Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л];
Покажи символ звука [Р], если услышишь его, а символ звука [Л], если его услышишь (взрослый называет вразбивку сначала звуки, потом слоги и наконец слова с отрабатываемой парой звуков)
Повтори за мной (запиши за мной) цепочку звуков, цепочку слогов, слов (л р р, л р л, л л р л, ла).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР
Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.
Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....
Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...
Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"
Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....
Выступление - презентация на тему "Профилактика дисграфии у дошкольников"
Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников»....
Профилактика дисграфии у дошкольников
Дисграфию можно предупредить и начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте....
Конспект физкультурного занятия "Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура» в подготовительной к школе группе для детей с ...