«Необыкновенные приключения в Стране Головных Уборов»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель: содействие развитию речи, познавательных интересов и интеллектуальных способностей; расширение кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobyknovennye_priklyucheniya_v_strane_golovnyh_uborov_konspekt.docx | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт – Петербурга
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшей логопедической группы (5-6 лет)
«Необыкновенные приключения в Стране Головных Уборов»
Составитель: Бугрина Екатерина Николаевна,
учитель – логопед, 1 квалификационная категория
ГБДОУ№ 47 Красногвардейского района
Санкт – Петербург 2015 год
Цель: содействие развитию речи, познавательных интересов и интеллектуальных способностей; расширение кругозора.
Задачи
Развивающие:
-развивать познавательную активность, умения и навыки познавательной деятельности: ставить цель; определять действия
по ее достижению; выдвигать идеи, анализировать;
- развивать речевую активность: умение вступать в диалог; высказывать свое мнение;
- развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Образовательные:
-закреплять и углублять представления детей о головных уборах:
понятия «зимние», «летние», «демисезонные»; названия головных уборов людей разных профессий и сказочных героев;
-упражнять в умении определять пространственные взаимоотношения: вправо – влево, вверх – вниз.
Коррекционные:
- активизировать словарь за счет слов: головные уборы, шляпа, панама, каска, берет;
-обогащать словарь за счет новых слов: козырек, скафандр, непогода.
- упражнять в употреблении грамматически правильной речи:
учить образовывать относительные прилагательные : ситцевый, меховая, льняной, кожаная, трикотажный; притяжательные прилагательные: полицейского, военного; образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: беретик, шапочка, кепочка, панамка; согласовывать существительное с числительным : пять шапок, три каски, две фуражки;
-развивать общую моторику, координацию речи с движением.
-развивать слуховое внимание.
Воспитательные:
-воспитывать дружелюбие к сверстникам,
-формировать навык сотрудничества.
Используемые современные технологии:
- Игровые.
- Здоровьесберегающие.
- ИКТ
Реализуемые образовательные области:
- Познавательное развитие.
- Социально – коммуникативное развитие.
- Речевое развитие.
- Физическое развитие.
Оборудование: чемодан, письмо, головные уборы разных видов, мольберты, экран, мультимедийная техника, мяч, план- макет «Волшебная дорожка», мнемотаблица « Наше путешествие по стране», модель указателя с заданиями, дидактический материал к игровым заданиям.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Игровая ситуация «Как помочь Незнайке?» Логопед приглашает детей войти в музыкальный зал и обращает внимание на чемодан, расположенный посередине. -Ребята, что это такое? (это чемодан) - Какой интересный! Похож на сказочный. Как же он попал сюда? -Я догадалась, раз он сказочный, значит, нам его прислал сказочный герой. Давайте посмотрим. Вот я вижу письмо, кто-то его оставил, а самого героя нет, наверное, это письмо для нас. Логопед читает письмо: «Дорогие ребята, у меня случилась беда. Я гулял на улице, вдруг налетел ветер и унес мою шляпу в далекую Страну Головных Уборов. Теперь, я хожу без нее, и меня никто не узнает, и даже имя новое для меня придумали – Безшляпкин. А я вовсе не хочу быть Безшляпкиным, я хочу снова стать Незнайкой. Помогите, пожалуйста». -Как же помочь Незнайке? (купить, найти другую, взять в группе, отправиться в путешествие в Страну Головных Уборов) -Купить мы не можем – нет денег. -Найти другую – где? В группе нет. -А вот отправиться в Страну Головных Уборов мы можем. -А как нам попасть в Страну Головных Уборов? Я догадалась, в этом нам поможет сказочный чемодан: давайте еще раз посмотрим, что там есть. -Выбирайте себе понравившийся головной убор и надевайте его. -Почему вы не надели рубашку или ботинки? (потому что мы отправляемся в Страну головных Уборов, а рубашка – это одежда, а – ботинки – обувь) -Все готовы? Отправляемся в путь. - Чемодан нам нужен? Нет. Тогда оставим его здесь. - Мы отправляемся в сказочную страну, значит, нам нужны сказочные слова. Да, вот нам Незнайка написал. Послушайте слова и выполняйте движения, о которых говорится. Игровое упражнение «По дорожке…» По дорожке, по дорожке По тропинке побежим, Стоп. Немного отдохнем. Логопед вместе с детьми оказывается перед экраном с изображением сказочной Страны Головных Уборов. Ну, вот мы и пришли в Страну Головных уборов. Снимайте головные уборы и присаживайтесь. -Кстати, а вы знаете, почему головные уборы так называются?(одежда для головы) -Правильно. Молодцы! -Скажите, пожалуйста, для чего нужны головные уборы? (защищают от холода, ветра, дождя, солнечных лучей, от несчастных случаев во время работы, их носят просто для красоты) -Это страна сказочная, поэтому в ней мы можем увидеть и услышать что-то необычное. Вот, посмотрите, сказочное дерево выросло ( педагог показывает на дерево, где веточки- шапки, шляпки.) Образовательная ситуация « Необычные звуки» -Ой, что это за звуки? Давайте послушаем. (включается аудиозапись шума дождя) -Как вы думаете, что это за звук? (шум дождя) -Услышав такой звук, что можно сказать о погоде? (дождливая погода) -Проверим себя, обратив внимание на экран. -А вот новый звук (включается аудиозапись – завывание вьюги) -Что можно сказать о погоде, услышав этот звук? (холодная, вьюга, метель) -Давайте посмотрим на экран, правы мы или нет. -Как мы назовем эти погодные явления (дождь, вьюга, метель) одним словом? Кто знает? (непогода) Игровое упражнение «Громко-тихо» -Настя, Вадим, вам понравилось это слово? Полина, скажи слово непогода тихо, а ты, Марьяна, - громко. -Выберите среди предложенных вам головных уборов те, которые вы наденете в непогоду? Назовите их. -Молодцы! Продолжим слушать звуки. (включается аудиозапись – пение птиц) -Что вы слышите сейчас? (пение птиц) -Ну-ка, посмотрим, что же мы увидим на экране? -Что можно сказать о погоде? Какая она? (теплая, солнечная). Любите ли вы гулять в такую погоду? Где вы гуляли? -Какие головные уборы мы наденем в такую погоду? Выберите, пожалуйста, их и назовите. -Замечательно. -У нас есть еще интересные звуки. Давайте послушаем (включается аудиозапись – звуки стройки). -Что вы услышали? Где мы можем встретиться с подобными звуками? (на стройке) Логопед предлагает посмотреть на экран, а затем выбрать необходимые для стройки головные уборы. -Какой головной убор мы оденем, придя на стройку? -Какой головной убор выберешь ты, Аня? А ты – Злата? -Почему вы выбрали именно каски, а не панамки или меховые шапки? (потому что каски защищают от несчастных случаев) -Смотрите, ребята, а почему эти головные уборы у нас остались? -Для чего они нужны? (они нужны для красоты) - Сейчас мы поиграем в игру « Кто самый внимательный». Давайте теперь вспомним все то, что говорили о головных уборах. Почему они так называются? Для чего они нужны? (защищают от холода, ветра, дождя, солнечных лучей, от несчастных случаев во время работы, их носят просто для красоты) -Просто великолепно! Вы все правильно сказали. -Как вы думаете, кто живет в Стране Головных Уборов? (головные уборы, а именно шапки, шляпы, панамы) - А вы не забыли, зачем мы пришли в Страну Головных уборов? (нам надо найти шляпу Незнайки) -Как же мы будем искать шляпу в незнакомой стране? Нам нужна карта. Нам поможет необычная волшебная дорожка. (педагог обращает внимание детей на план-макет) -Эта Волшебная дорожка как раз приведет нас к шляпе Незнайки. Давайте внимательно рассмотрим ее. -Куда нам идти сначала? Как вы думаете? -А это что такое? (педагог обращает внимание на стойку-указатель.) Этот указатель поможет найти нам шляпу Незнайки. -Как вы думаете, а как он нам поможет? (надо искать такую же картинку, как на Волшебной дорожке) -Я хочу обратить ваше внимание, что по мере правильного выполнения заданий, наша дорожка будет уменьшаться. А значит, она будет становиться короче или длиннее? (короче) Игровое задание «Большой – маленький» (Указатель №1) - Давайте с вами вспомним, какие бывают головные уборы? -Головные уборы, которые носят женщины? (женские головные уборы) -Головные уборы, которые носят мужчины? (мужские головные уборы) -Головные уборы носят только женщины и мужчины? А мальчики и девочки их носят? -Правильно, а еще в этой стране живут головные уборы большие и маленькие, а именно для взрослых и для детей. -Ой-ой-ой! Все головные уборы перепутаны. Может быть это ветер? Как же здесь разобраться? -Давайте наведем порядок. Первой начнет девочка, чье имя начинается на звук «М» (затем задание выполняет следующий ребенок и т.д.) -Марьяна, возьми, пожалуйста, большой головной убор и подбери к нему – маленький и назови. -Как они называются? (шапка – шапочка) А теперь выбранные картинки положи в соответствующие коробочки (большой головной убор в большую коробочку, а маленький – в маленькую). -Молодцы! Идем дальше. Посмотрите на Волшебную дорожку и найдите такой указатель. Игровое задание «К какому времени года относится?» (Указатель №2) - Скажите, ребята, а в разное время года, мы носим одинаковые головные уборы? -Как называются головные уборы, которые носят зимой, летом, осенью и весной? (зимние, летние, демисезонные) Перед детьми три магнитные доски с символами: 1 – снежинка; 2 – листики: осенние, весенние; 3 – солнышко; а также картинки с изображением зимних, демисезонных, летних головных уборов. -С этим заданием вы тоже отлично справились. Отправляемся дальше. Игровое задание «Из чего сделан?» ( Указатель № 3) -Как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом? (они из разного материала) -На указателе нарисован мяч. Как вы думаете, что это значит? (мы можем поиграть) -Сейчас я буду вам по очереди бросать мяч, называть головной убор и материал, из которого он сделан. Вы же будете кидать мне мяч обратно, отвечая на вопрос: какой, какая? Шапка из шерсти-… (шерстяная шапка) Шляпа из соломы-… (соломенная шляпа) Шапка из меха - … (меховая шапка) Платок из шелка-… (шелковый платок) Косынка изо льна- … (льняная косынка) Кепка из кожи -… (кожаная кепка) Панама из ситца - … (ситцевая панама) Берет из трикотажа -… (трикотажный берет) -Просто замечательно. Отправляемся в путь. - Вы еще не забыли, ребята, зачем мы пришли в Страну Головных Уборов? Что же мы здесь ищем? Игровое задание «Подбери головной убор» (Указатель № 4) Перед детьми коробка с головными уборами людей разных профессий. Логопед достает головной убор и показывает его детям. (Колпак повара, шапочка врача, каска, бескозырка, фуражка полицейского, фуражка военнослужащего, шляпа пчеловода, колпак клоуна) -Кто из вас знает, для чего эти люди надевают головные уборы? (для защиты; форменные фуражки, для того, чтобы узнавали; для удобства) -Молодцы! -Посмотрите внимательно на указатель. На нем кроме головных уборов еще нарисованы и кубики. Как вы думаете почему? (значит, какое-то задание будет связано с кубиками) Игровое задание « Кубик, кубик повернись» -Слушайте меня внимательно: вы будете кидать два кубика по очереди. На одном кубике выпадет число, а на другом – головной убор. Вам надо правильно назвать (например, пять касок и т.д.). -Первым будет в синей футболке с машинкой. -Как вы думаете, среди этих головных уборов, может найтись шляпа Незнайки? Вы правы, скорее всего, нет. -Посмотрим, что же «говорит» нам Волшебная дорожка. Физкультминутка « Повторяй, не зевай» ( Указатель № 5) -Мы с вами уже проделали длинный путь. Давайте немножко отдохнем. Наклонитесь все вперед, А потом наоборот. Влево, вправо наклонитесь, Наклоняйтесь, не ленитесь! На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Руки ты прижми к груди, Да смотри, не упади! Руки вверх, руки в бок, И на месте - скок, скок, скок! Носом вдох, а выдох ртом. Отдохнули и вперед… -Куда нам идти дальше? Посмотрим на указатель. Игровое задание «Сказочные головные уборы» (Указатель № 6) Перед детьми картинки с изображением сказочных головных уборов и небольшая коробочка со шляпой Незнайки. Последовательность детей при выполнении задания определяется считалочкой: Завтра с неба прилетит - А это, что за коробочка? Интересно, что в ней спрятано? Дети находят шляпу Незнайки. - Вот мы и нашли ее. У нас получилось, потому что мы делали все вместе, не ссорясь. Видеообращение Незнайки: «Спасибо вам, ребята, что вы нашли мою шляпу! А я для вас подарочки приготовил! До свидания». -Нам пора возвращаться. Берем сюрприз от Незнайки и отправляемся в путь. Физкультминутка «Я иду и ты идешь…» Я пою и ты поешь — раз, два, три. Мы идем и мы поем — раз, два, три. Очень дружно мы живем — раз, два, три. -Вот мы и в детском саду. Логопед предлагает детям сесть на стулья и рассмотреть мнемотаблицу. Игровое упражнение «Что мы делали расскажем» -Давайте вспомним, где мы с вами сегодня побывали? Зачем мы туда попали? Как мы искали шляпу? Какие задания мы выполняли, чтобы найти шляпу Незнайки? -Вам было интересно? -А теперь я каждому из вас дам два сердечка: одно – красное, а другое синее. Вы должны подумать и прикрепить красное сердечко к тому заданию, которое вам понравилось больше всего, а синее – к тому, которое не понравилось. И, самое главное, надо объяснить свой выбор. -На этом наше путешествие заканчивается. Давайте возьмем с собой сюрприз, Волшебную дорожку, чтобы в группе еще раз вспомнить, как мы играли. | Дети входят в музыкальный зал и находят необычный чемодан. Варианты ответов, предложенные детьми. Дети рассматривают чемодан и находят письмо от Незнайки. Дети вместе с логопедом обсуждают, как помочь Незнайке. Дети выбирают головные уборы и надевают их. Педагог побуждает детей к выводу о том, что в этой стране живут только головные уборы. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Подскоки на правой ноге Подскоки на левой ноге Бег на месте Прыжки на месте на обеих ногах Ходьба на месте Дети снимают головные уборы, кладут их на столик и садятся на подушки около экрана. Дети высказывают свое мнение. Дети рассматривают сказочное дерево. Дети слушают разные звуки (шум дождя, вьюги, пение птиц, строительный шум) и высказывают свое мнение. Дети называют слово с разной силой звука. Дети выбирают головные уборы, называют и объясняют свой выбор. Дети слушают пение птиц и высказывают свое мнение. Дети выбирают головные уборы, называют и объясняют свой выбор. Дети слышат звуки стройки. Дети смотрят на экран, а затем выбирают головные уборы. Называют их и объясняют свой выбор.
Педагог подводит детей к выводу, что эти головные уборы люди используют для украшения. Дети перечисляют назначение головных уборов. Высказывания детей. Дети рассматривают Волшебную дорожку и указатель. Высказывания детей. Выполнив очередное задание, дорожка складывается и становится короче. Дети называют головные уборы. Дети высказывают свои предположения. Марьяна раскладывает и называет. Все дети по очереди выполняют задание: выбирают большой головной убор, подбирают к нему маленький, затем называют головные уборы и раскладывают по коробочкам. Дети берут картинки, раскладывают их в соответствии с сезоном, объясняют свой выбор. Дети отвечают на вопрос логопеда. Игра с мячом: педагог бросает мяч, называет слово-существительное, ребенок называет прилагательное. Дети называют головной убор, и, человеку какой профессии он принадлежит, объясняя свой выбор. Дети предполагают, какое будет задание. Дети поочередно бросают кубик. Игра «Кубик, кубик повернись» ( согласование существительных с числительными). Дети выполняют движения вместе с логопедом в соответствии с текстом. Дети подбирают головные уборы сказочным персонажам, объясняя свой выбор. Дети рассматривают на экране изображение Незнайки и слушают его обращение. Шагаем на месте. Хлопаем в ладоши. Дети садятся на стульчики полукругом перед мольбертом с мнемотаблицей. Дети высказываются. Дети берут сердечки и делают свой выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Необыкновенные приключения в стране Математика»
Подвести детей к понятию независимости результата счёта от качественных признаков предметов....
Тема: «Путешествие в страну головных уборов»
Данное путешествие ознакомит детей с видами головных уборов....
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию "Необыкновенные приключения в стране Арифметики"
НОД в подготовительной группе с использованием элементов ментальной арифметики...
Занятие по ФЭМП "Необыкновенное приключение в стране Математике»
Занятие по ФЭМП "Необыкновенное приключение в стране Математике»...
Конспект ООД интегрированного вида. Познание на тему: «Путешествие в страну головных уборов». Возрастная группа: дети 5 - 7 лет с задержкой психического развития.
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5 -7 лет.Тема: «Путешествие ...
Комплексно-тематическое планирование "Необыкновенная история головных уборов"
Планирование на неделю разработано для детей подготовительной к школе группы. Направлено на развитие представлений детей об истории появления головных уборов и изменения от древних времен до нас...
План-конспект занятия «Путешествие в страну головных уборов»
Расширение и активизация словарного запаса по теме «Головные уборы»...