Логопедическое пособие из бросового материала «Клоуны Бим и Бом»
материал (старшая, подготовительная группа) по теме
Абстрактные понятия «твердый звук», «мягкий звук» детям дошкольного возраста даются с трудом. Поэтому для того, чтобы сформировать у детей понятие о твердых и мягких согласных звуках, учитель-логопед использует игровых персонажей. В своей работе я использую клоунов Бима и Бома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klouny_bim_i_bom_2.docx | 416.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 42 «Аленький цветочек» пгт. Нижние Вязовые Зеленодольского муниципального района РТ
Логопедическое пособие
«Клоуны Бим и Бом»
Малашкова И.Н.,
учитель-логопед I кв. кат.
2017г.
Логопедическое пособие из бросового материала
«Клоуны Бим и Бом»
Актуальность: Научить ребенка различать твердые и мягкие согласные – очень важная задача для логопеда, так как эта работа играет важную роль при формировании слуховой и произносительной системы языка. В своей работе я часто сталкиваюсь с детьми, которые смягчают звуки, плохо различают твердые и мягкие согласные. Это говорит о том, что у детей нарушен фонематический слух. Абстрактные понятия «твердый звук», «мягкий звук» детям дошкольного возраста даются с трудом. Поэтому для того, чтобы сформировать у детей понятие о твердых и мягких согласных звуках, учитель-логопед использует игровых персонажей. В своей работе я использую клоунов Бима и Бома. Цель: формирование умения различать на слух твердые и мягкие согласные.
Дидактические задачи:
- развивать у детей фонематический слух и фонематические представления;
- учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные;
- закреплять знания о характеристиках звуков;
- содействовать развитию познавательной активности;
- развивать слуховое внимание.
В комплект пособия входят:
- фигурки клоунов, выполненные из бросового материала – коробок от чая и пластмассовых пузырьков от таблеток и витаминов – и оклеенные самоклеющейся пленкой;
- фишки синего и зеленого цвета;
- карточки с согласными буквами, раскрашенные с одной стороны в синий, а с другой – в зеленый цвет;
- карточки для определения места звука в слове;
- картинки, подобранные по звукам и лексическим темам.
Возраст детей: 5 – 7 лет
Организация детей на игру:
На первом занятии по дифференциации твердых и мягких согласных я рассказываю детям, что Бом – серьезный, сердитый, а Бим – ласковый, нежный. Бом «любит» твердые звуки, а Бим – мягкие. Слова Бома произношу утрированно, низким голосом, слова Бима – более высоким, тонким голосом, чтобы дети услышали разницу в произношении. Обращаю внимание детей на цвет костюмов клоунов. Бом одет в синий костюм, твердые звуки мы будем обозначать значком синего цвета. У Бима костюмчик зеленого цвета, этим же цветом мы будем обозначать мягкие звуки.
Бим и Бом «приносят» на занятие разноцветные фишки для определения места звука в слове.
Бим и Бом незаметно вовлекают детей в свой вечный спор: «Чей это звук?», «Чье это слово?» Детям нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов. Затем дети узнают, что звуки Ш, Ж, Ц дружат только с Бомом. Зато звуки Ч, Щ, Й с Бомом дружить не хотят и строят слова только с Бимом.
С этим пособием можно придумать и провести множество игр. В данной работе я опишу лишь некоторые варианты.
Описание хода некоторых игр:
- «Бом и Бим ссорятся»
Логопед приносит на занятие фигурки клоунов и рассказывает детям, что Бом и Бим поссорились и никак не могут поделить игрушки (картинки, сладости), в названии которых есть твердые и мягкие согласные (например, машина и мишка, пастила и печенье, т.п.). Педагог просит детей помирить спорщиков, раздать им игрушки или картинки, а для этого определить, с твердого или с мягкого звука начинается нужное слово.
- «Бом и Бим собираются на прогулку (в школу, в поход и т.д.).
Логопед раскладывает на столе картинки с изображением одежды, обуви, школьных принадлежностей и т.п. Далее педагог просит детей выбрать, кто из клоунов какую одежду наденет, какую обувь обует, какие предметы возьмет с собой. Например, Бом наденет пальто, а Бим – пиджак; Бом обует кроссовки, а Бим – кеды; Бом возьмет в поход палатку, а Бим – рюкзак, и т.д.
- «Бом и Бим готовят обед»
На столе находятся предметные картинки с изображением посуды и продуктов или игрушечная посуда и муляжи продуктов. Логопед просит детей назвать, какую посуду и какие продукты выберут клоуны. Например, у Бома кастрюля, сковорода, дуршлаг, а у Бима – сито, миска и чайник.
- «Бом и Бим в зоопарке»
Логопед рассказывает детям, что Бом и Бим пришли в зоопарк. Они очень хотят помочь работникам зоопарка ухаживать за животными. Педагог предлагает детям угадать, за кем из животных будут ухаживать Бим и Бом.
- «Бим изменяет слова Бома»
Логопед от имени Бома произносит слово с твердым согласным. Затем задает детям вопрос: «А как скажет Бим?» Дети меняют твердый звук в слове на мягкий и произносят новое слово: «лук-люк», «ныть-нить», «мышка-мишка» и т.д.
Использованная литература:
- Нищева Н.В. Играйка 9. Различайка: Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Ермолаева Н.К. Обучение чтению в добуквенный период // Логопед. – 2004. - № 3.
- Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Фото из личного архива автора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Игрушки и пособия из бросового материала своими руками"
Сценарий семинара-практикума, презентация, буклет...
Мастер-класс по изготовлению пособия из бросового материала "Праздничный торт"
Данный материал представляет собой описание процесса изготовления и дальнейшего применения дидактической игры.-торт из бросового материала. Будет полезен педагогам и логопедам в игровой, образовательн...
Логопедическое пособие "Артикуляционная гимнастика с клоуном"
Данное пособие предназначено для учителей - логопедов, воспитателей и родителей, с помощью него можно заниматься с ребенком увлекательной артикуляционной гимнгастикой как в детском саду так и до...
Дидактическое пособие из бросового материала "Куб все в одном"
Куб прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. Куб можно использовать как мини-театр, поставив его в виде ширмы. Можно разложить в виде дорожки и использовать для ходьбы для предупр...
Мастер-класс по изготовлению игрового пособия из бросового материала "Ромашка и пчела"
Мастер-класс по изготовлению игрового пособия из бросового материала "Ромашка и пчела"...
Пособие из бросового материала по закреплению детей знаний о достопримечательностях Санкт-Петербурга
Пособие из бросового материала по закреплению детей знаний о достопримечательностях Санкт-Петербурга. В нашей подготовительной группе был проведён проект по ознакомлению детей старших дошкольников с д...
Игры для детей «ВЕСЕЛЫЕ СТАКАНЧИКИ» (пособия из бросового материала)
1. Хочу представить свой опыт работы по применению пластиковых и бумажных стаканчиков в детской игровой деятельности.2. С каждым годом экологическая ситуация ухудшается. В настоящее время все чаще при...