Примеры нарушений в соответствии с видами дизонтогенеза
учебно-методический материал по логопедии на тему

Тикушина Светлана Евгеньевна

Примеры нарушений в соответствии с видами дизонтогенеза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primery_narusheniy_v_sootvetstvii_s_vidami_dizontogeneza.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры нарушений в соответствии с видами дизонтогенеза:

Вид

Характеристика

Пример

Недоразвитие

Имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития. Этиология: генетические пороки развития, диффузные поражения незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обуславливает первичность т тотальность недоразвития мозговых систем. Вторичный дефект имеет сложный «кольцевой» характер.

Умственная отсталость.

Олигофрения – в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей - олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая - идиотия, менее тяжелая - имбецильность и относительно легкая - дебильность.

Задержанное развитие

Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами в период до 3-х летнего возраста. Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем.

ЗПР конституционного происхождения;

ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка;

ЗПР соматогенного происхождения;

ЗПР психогенного происхождения.

Поврежденное развитие

Локальное поражение какого-либо анализатора или структур головного мозга. Патологическое воздействие на мозг произошло в период, когда их морфологическое и функциональное созревание было практически завершено.

Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.

В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).

Искаженное развитие

Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. Часто связано с процессуальными наследственными заболеваниями; яркий пример при РДА. Его этиология и патогенез неясен, в значительной части случаев речь идет о ранней шизофрении. Для искаженного развития характерна выраженная асинхрония. (преждевременное развитие речи опережает формирование локомоторных функций, а в более старшем возрасте вербального интеллекта опережает становление предметных навыков. Большое значение имеют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе, в тяжелых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игровых действий.

Ранний детский аутизм.

Дефицитарное развитие

Связано с нарушениями (грубым недоразвитием или повреждением) отдельных анализаторных систем: слух, зрение, речь, опорнодвигательный аппарат, инвалидизирующие хронические соматические заболевания. Первичный дефект анализатора либо определений соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения частных психических функций тормозят развитие в целом. Прогноз такого развития связан с глубиной поражения данной функции, решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей, осуществляется за счет адекватно воспитания и обучения.

Детский церебральный паралич

Дисгармоническое развитие

Отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур.

Психопатии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».

Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...

Консультация «Формирование коммуникативных функций детей с нарушениями речи через различные виды игр»

Формирование коммуникативных функций является важным условием нормального психического развития ребенка, а также одной из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни....

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с видами детской деятельности

Развивающая предметно-пространственная среда группы в первую очередь должна создавать благоприятные условия для саморазвития воспитанников. Это требует соответствующего оснащения группового пространст...

Содержание педагогических функций изобразительного искусства на примере произведений одного из его видов - живописи (с учетом разных жанров) применительно к детям дошкольного возраста

Реферативное сообщение, раскрывающее содержание педагогических функций изобразительного искусства на примере произведений одного из его  видов  - живописи (с развёрнутой характеристикой жанр...

Проект «Развитие творчества у детей с нарушением слуха через нетрадиционные виды аппликации».

laquo;Развитие творчества у детей с нарушением слуха  через нетрадиционные виды аппликации»....

Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО

  Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...

Использование форм, методов, средства и способы реализации программы образования в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей.

Использование форм, методов,  средства и способы  реализации программы образования  в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей....