Статья по логопедии "Современные дети"
статья по логопедии на тему

Лактаева Мария Александровна

Современные дети,- какие они? Чем они отличаются от детей прошлого десятилетия и на какие черты характера и особенности поведения стоит обратить внимание нам, педагогам, чтобы раскрыть и развить их уникальные способности, а также помочь адаптироваться в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_deti.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные дети»

В силу своей профессии, я могу ежедневно наблюдать за детьми дошкольного возраста в разных ситуациях (в игре, на развивающих занятиях, на прогулке, во время обеда), при этом бросается в глаза то, насколько они все разные - эти маленькие человечки, каждый со своим характером и уже достаточно стойкими привычками, это уже маленькие личности, со своим «Я», желаниями и вкусами. И это совсем не те дети, которые были 10, а тем более 20 лет назад. Они не плохие и не хорошие, не глупые и не гении, не тихони и не выскочки - они совсем разные, но это дети XXI века, дети своего времени, т.к. растут в совершенно другом информационном поле и поглощают информацию, которую дает им современная жизнь.

Непрерывные изменения современного мира (изменения информационного и технологического пространства, изменения в социально-культурных и экономических отношениях, а также изменения в экологической среде) соответственно не могут не затронуть процессы воспитания и развития детей.

Попытаемся разобраться, какие же они - современные дети?

Психологические и физические особенности современных детей:

Из-за изменений экологии, технологических процессов, качества жизни и стремительных темпов у детей проявляются следующие черты:

-Слабое физическое здоровье (дети с ОВЗ, инвалиды, соматически-ослабленные дети…);

-Нарушение речи различного характера (нарушение коммуникации);

-Повышенный тонус организма, а также возбудимость и гиперактивность;

-Нехватка телесного контакта (высокий уровень тревожности, большая ранимость…);

-Импульсивность, раздражительность, агрессивность;

-Быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы;

-Отставание развития таких эмоций как сопереживание, сочувствие, жалость, зато очень развиты удивление, радость, восторг...

-Раскованность и внутренняя свобода (часто нарушают общепринятые правила и запреты);

-Ранняя интеллектуализация (высокий уровень информированности).

Особенности коммуникации:

Современные дети рано начинают жить по законам взрослых, окруженные мощным информационным полем и, поглощая информацию, которую дает им современная жизнь.

Они разучились мечтать, воображать, фантазировать. Романтические настроения уступают место прагматизму, рационализму, не по годам взрослой практичности, даже меркантильности. Большинство детей:

-Не умеют строить взаимоотношений со сверстниками и не заинтересованы в этом общении (не умеют разрешать конфликты- не умеют ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать, ни объясняться…);

-Мало общаются «в живую» (тяжело вступают в контакт), при этом более охотно общаются со взрослыми, чем со сверстниками;

-Снижен порог страха и безопасности (снижение болевого порока, увлечение экстремальными видами спорта, бесстрашие);

-Не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, они активнее отвечают насилием на насилие;

-Не умеют чувствовать себя частью коллектива (пассивность в коллективных видах деятельности, уклонение от различных заданий);

-Критичны к словам и действиям педагога (и других взрослых) (дерзость, грубость, хамство).

Ценностные ориентиры:

Изменение ценностных ориентиров внутри семьи, а также патологическая зависимость от телевизора, компьютера и современных гаджетов приводят к тому, что дети:

-Подражают не реальным людям, а компьютерным и мультипликационным персонажам;

-Не признают авторитета взрослых. Не имеют героев и кумиров, либо авторитетными являются виртуальные персонажи (герои мультиков, комиксов);

-Стремятся к лидерству и индивидуальности (зачастую демонстративное поведение, агрессия, нарушение общепринятых норм и правил).

-Очень рано осознают себя и свои желания; концентрируют внимание на своих делах и желаниях (ребенка невозможно отвлечь или переключить, зацикленность на желаниях);

Особенности общения с окружающей средой:

Стремительные изменения информационного и технологического пространства, улучшение материального положения и рост благосостояния семьи, изменение личностных ценностей приводят к тому, что:

-Увеличивается зависимость от гаджетов и компьютеров (легко манипулируют современными техническими приборами)- поэтому происходит сужение жизненного пространства (реальности) и расширение виртуального пространства, при этом дети становятся более компетентными в современной технике, чем родители;

-Дети более осведомлены об окружающем мире, т.к. живут в эпоху информационного бума, когда можно очень быстро получить доступные ответы на любые вопросы;

-Наблюдается недостаток навыков самообслуживания (все сделают родители);

-Дети становятся несамостоятельными (не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считают, что в этом нет потребности).

Итак, современные дошкольники достаточно противоречивы: к положительным изменениям в личности и деятельности современных детей можно отнести те, что характеризуют их как развитые, любознательные, умные, эрудированные, раскрепощенные, свободные; а к отрицательным - импульсивные, конфликтные, агрессивные, гиперактивные, социально незрелые, воспитываемые гаджетами и телевизором.

Нельзя не отметить, что современные дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир - это мир индивидуальностей, и у нынешних детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.

Каждый ребенок это неповторимый, уникальный мир - это личность, обладающая своей точкой зрения своими уникальными способностями и задача взрослых находить время и желание для того чтобы учиться понимать этот мир, помогать ему взрослеть, сохраняя и оберегая эту уникальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Статья на тему: "Дети 2-3 лет, что важно для детей и что необходимо знать родителям"

В этой  статье приведены возрасные особенности детей 2-3 лет, чемм важен этот период развития для ребенка и для родителей....

Статья для родителей детей раннего возраста "Какие игрушки нужны детям"

Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслим...

Статья. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.

В статье проводится анализ психолого-педагогической, научно- методической литературы, обозначены проблемы семей, воспитывающих детей инвалидов, затронуты особенности этих семей....

"Закаливание детей летом" (статья для родителей детей старшей группы)

Информация предназначена для родителей детей дошкольных учреждений. Она раскрывает значение и особенности закаливающих процедур в летний период....