Речевое развитие дошкольника и социализация
консультация по логопедии на тему
Речевре развитие дошкольника играет важную роль в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Речевое развитие и социализация дошкольников.
Речь-это процесс, который доступен только человеку. Животные не обладают этой функцией. Речь свойственна только человеку, вместе с этим не развивается самостоятельно. Можно вспомнить примеры, когда дети, находившиеся среди животных не говорили, а подражали голосовым реакциям и повадкам животных. Речь ребёнка не возникаем сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых.
Взрослые, которые считают, что речь у дошкольника появится сама собой и особых усилий для этого прикладывать не нужно, сталкиваются с тем, что ребенок начинает либо поздно говорить, либо говорить очень плохо. А кроме этого возможно и нарушения речи различного характера.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности взрослого и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Поэтому важное место занимает в федеральных государственных требованиях образовательная область «Коммуникация». Основными направлениями, через которые реализуется образовательная область «Коммуникация» являются: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.
Основная функция речи -коммуникативная, при помощи которой происходит общение. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её правильность, внятность, выразительность, но и на тон, темы разговоров, выбор слов и выражений, выразительность и возрастные особенности дошкольников.
Речевое развитие дошкольника протекает постепенно, поэтапно от простого к сложному. Сначала происходит становление импрессивной, или пассивной речи, речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков. Устная импрессивная речь состоит в слуховом восприятии речи, письменная импрессивная речь (чтение) выражается в зрительном восприятии текста. Понимание звучания слова основано на фонематическом анализе. Для понимания фраз и предложений необходимо усвоение грамматических структур и понимание смысла слова в зависимости от контекста. А только затем экспрессивная, или активная, речь – порождение, воспроизведение речи.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи (монологической), в зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные), дошкольников учат обучению рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложным содержанием и доводится до высших форм самостоятельного творческого высказывания. Существует - рассказывание по картине; Рассказывание по игрушке; Рассказывание из опыта; Творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа, а далее придумывание рассказа или сказки по плану.
На первых стадиях формирования связной речи, для облегчения и направления целесообразно использовать наглядность, а так же опорные схемы-модели.
В процессе речевого развития усваиваются важные функции связанные с усвоением грамматической основы речи, усвоения фонематического восприятия, звуковой стороны речи, слоговой структуры речи и словообразование, а так же звуковой анализ слов и предложений. Все это решается на протяжении всего дошкольного периода. Однако, на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения.
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т.д. И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...
Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»
Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Повышение профессиональной компетентности педагогов по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации ФГОС ДО посредством внедрения инновационных технологий (техник) по речевому развитию дошкольников
Презентация - проект по повышению профессиональной компетентности педагогов...
Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....