Особенности развития детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии на тему

Основные задачи совместной работы специалистов (логопеда, музыкального руководителя)

Развитие слухового восприятия

Развитие основных компонентов звуковой культуры речи

Формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса, артикуляции

Обогащение музыкальных впечатлений детей (логоритмика)

Обогащение словаря по лексическим темам

Развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкального ритмического движения, игры на музыкальных инструментах

Игровые развивающие ситуации с целью коррекции ОНР и личностных качеств

Усложнение лингвистического материала от пропевания отдельных звуков до театрализации, игр-драматизаций, музыкальных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey_s_onr.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Учитель-логопед  высшей квалификационной категории

Онегова Татьяна Леонидовна

ГБДОУ детский сад № 17 Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Музыкальное воспитание является важной составляющей

в формировании всесторонне развитой, гармоничной личности. Это эстетическая, познавательная, воспитывающая, развивающая роль музыки в формировании личности.

Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, дает детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными образами, развивает  эстетический вкус, эмоциональную сферу.

Музыкальное развитие необходимо всем  детям, но оно  особо значимо в развитии детей с ОНР.

Каковы особенности развития детей с ОНР и задачи совместной деятельности специалистов, работающих в коррекционных, логопедических группах.

Данная тема актуальна для специалистов, работающих с детьми компенсирующих групп, а также общеразвивающих групп, в которых есть дети с задержкой речевого развития.

Прежде чем говорить об особенностях развития детей с речевыми нарушениями, напомню о развитие ребенка в норме к 4,5 -5 годам

Овладевает всей системой родного языка

Правильно излагает свои мысли

Строит развернутые сложные предложения

Пересказывает рассказы, сказки

Правильно произносит все звуки

Воспроизводит многосложные слова

Словарный запас составляет от 4000 до 5000 слов

Общее недоразвитие речи сложное речевое расстройство,

при котором, у детей нарушено формирование всех компонентов речи,  (фонетики, лексики, грамматики), касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

Речевая недостаточность при ОНР неоднородна:

от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами

фотетико - фонематического и лексико - грамматического недоразвития

Различают 1,2,3 уровень ОНР.

В компенсирующие группы поступают дети с диагнозом ОНР 1-2 уровня. У большинства  детей стертая дизартрия, результат органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или  раннем периоде развития ребенка и как  следствие проявляется повреждение речедвигательных механизмов, дефекты периферических моторных и мышечных систем.

Дети поступают с нарушением произношения губных звуков (в,ф), заднеязычных (к,г,х), свистящих, шипящих, сонорных, йотированных,   с оглушением согласных в речи. У 50% детей нарушенена слоговая структура и звуковая наполняемость слов (итоти-цветочки, какоки-колготки, ибуаська-чебурашка). В речи грубые нарушения в использовании грамматических конструкций, пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм (ем оська - ем ложкой)

К концу первого года обучения у большинства детей группы наблюдается положительная динамика развития и в основном дети имеют 3 уровень речевого развития.

ОНР 3 уровня речевого развития

Краткая характеристика ребенка с 3 уровнем речевого развития.

Словарный запас составляет 2,500-3000 слов

Лексическое недоразвитие

Неточное употребление многих лексических значений (кружка, чашка, стакан); касается названия частей предметов;  глаголов, выражающих утончённость действий; приставочных глаголов (красил, покрасил, выкрасил); антонимов; относительных прилагательных

Грамматические трудности 

 в употреблении предлогов;

 при согласовании различных частей речи;

 при построении предложений

Фонетические нарушения

не различают на слух, искажают при произношении близкие по звучанию  звуки:

мягкие -  твердые, звонкие-глухие, с - ш, з - ж, ть - ч, р - л;

искажают звуконаполняемость и слоговую структуру сложных слов;

не воспроизводят ряд слов, близких по звучанию

Отсутствие чувства рифмы и ритма, темпа мешает при заучивании стихов    (перестановка слов)

Связная речь

трудности самостоятельного рассказывания по памяти и всех видов творческого рассказывания

Недостаточная сформированность неречевых психических функций

Слухового, зрительного восприятия

Пространственных представлений,

Словесно-логического мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного мышления)

Внимания (произвольного) и памяти

Мелкой и артикуляционной моторики

Общей моторики, координации движений

Дыхательной, голосовой функций

Динамической стороны речи - темп, ритм, употребление пауз, интонация

Личностные особенности детей с ОНР

Неустойчивость поведения и эмоциональной реакций

Гиперактивность, дефицит внимания, повышенная возбудимость

Гипотония, вялость, апатия,

Наличие импульсивности

Неуверенность в себе, отсутствие интереса, страх перед общением, излишняя впечатлительность, склонность к негативизму, излишняя агрессивность, либо ранимость, обидчивость

Индивидуальный подход

Дети с ОНР нуждаются в индивидуальном подходе

в игровой, бытовой, организованной деятельности

в условиях специальной коррекционной логопедической группы детского сада для создания единых стартовых возможностей

Основные задачи совместной работы специалистов (логопеда, музыкального руководителя)

Развитие слухового восприятия

Развитие основных компонентов звуковой культуры речи

Формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса, артикуляции

Обогащение музыкальных впечатлений детей (логоритмика)

Обогащение словаря по лексическим темам

Развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкального ритмического движения, игры на музыкальных инструментах

Игровые развивающие ситуации с целью коррекции ОНР и личностных качеств

Усложнение лингвистического материала от пропевания отдельных звуков до театрализации, игр-драматизаций, музыкальных сказок.

В медицине существуют направления, которые занимаются лечением психического, физического здоровья человека через ваколотерапию (пение при котором происходит внутренний массаж органов), музыкальная терапия, звуковая терапия.

Вы прекрасно знаете, как даже 1 звук или звуковой комплекс влияет на детей и на нас. Произнесли на удлиненном выдохе звук У – и вместе с ветерком улетела усталость. Поем плавно АО и О, и задан настрой на работу.

В Египте пением лечили от бессонницы. Пение - это несомненно одно из лучших дыхательных упражнений, тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается функция бронхов, увеличивается объем легких. Щедрый дар природы человеческий голос, самый совершенный, уникальный музыкальный инструмент. И обучая детей пению, мы даем основы, как можно развивать голос. Все это важно для детей с ОНР, у которых нарушена дыхательная функция и очень короткий ротовой выдох.

Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных болезней. Звук, захватывая своими вибрациями пространство, устраняет сбой в работе внутренних биоэнергетических ритмов человека.

Музыкальное развитие позитивно ориентирует личность ребенка, это важно для детей с недоразвитием личностно-эмоциональной сферы.

Будем внимательны и терпеливы к нашим детям, учитывая речевые, возрастные, индивидуальные особенности в коррекционном развивающем процессе обучения и воспитания.

Формирование всесторонне развитой личности ребенка начинается на 1 ступени обучения, создание единых стартовых возможностей для детей с речевыми нарушениями, это залог  их успешного обучения в школе, и формирование активной жизненной позиции.

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. В. А. Сухомлинский

Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою Бертольд Ауэрбах

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»

 В. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с общим недоразвитием речи

План выступления учителя-логопеда на родительском собрании...

Особенности речевого развития детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р.

Уважаемые, коллеги! В статье  дана характеристка детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р....

Особенности развития детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Особенности развития детей, имеющих общее недоразвитие речи....

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми логопедических групп.

Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми коррекционных групп...

Особенности речевого развития детей при общем недоразвитии речи

Анализ специальной литературы показывает, что у детей с ОНР отмечаются те или иные отклонения в развитии психических процессов. В большинстве работ подчеркивается вторичный характер этих отклонений; п...

Художественно-эстетическое развитие: изобразительное искусство, как форма развития детей с общим недоразвитием речи.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, разви...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"

Консультация Для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...