Особенности обучения детей с общим недоразвитием речи
консультация (старшая группа) на тему

Кожевникова Альбина Замировна

План выступления учителя-логопеда на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности обучения детей с ОНР31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с общим недоразвитием речи

Цель:  Привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей

Вступление.  Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме развития речи наших детей

Почему мы решили обратить ваше внимание к проблеме развития речи ребенка?

До школы осталось 2 года. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»:

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся:

(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

- Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(записывает названные родителями характеристики речи на доске):

  Речь должна быть

    Проблемы наших детей

  • Грамотной
  • Понятной
  • Выразительной
  • Осмысленной
  • Богатой
  • …….
  • ……..

(продолжает записывать ответы родителей)

  - Это идеал. А что же получается на самом деле?

В современном мире наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

односложная

Состоящая из одних простых предложений речь

бедная речь

 Недостаточный словарный запас

слова – «паразиты»

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это          

результат просмотра телевизионных передач для взрослых

грамотные вопросы

Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

составление рассказов

Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную  

тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

не могут логически объяснять

 

речь не выразительна

Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с  

выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где-то в быстром

темпе или медленном, выделять главные слова.

плохая дикция

Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

(эти проблемы заранее написаны на карточках и учитель-логопед постепенно их вывешивает).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у наших детей... (зачитываю слова из 2-го столбца)

А причина всему – общее недоразвитие речи, имеющееся у всех детей нашей группы (далее ОНР).

Общее недоразвитие речи – это нарушение формирования всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

Причиной возникновения ОНР могут быть:

  • ранний или поздний токсикозы матери во время беременности;
  • курение и употребление алкоголя при вынашивании;
  • применение вредных лекарств;
  • несовместимость групп крови матери и ребенка;
  • родовые травмы и патология в родах;
  • заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др.

Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время беременности, родов и первый год жизни ребенка.

  У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха , выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют   четыре   уровня ее недоразвития.

Самый низкий уровень речевого развития у таких детей – первый. Самый высокий – четвертый.

Охарактеризуем речь детей с третьим, наиболее типичным уровнем речевого развития. У них в пятилетнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же присутствуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются значения и называния:

  • Частей предметов и объектов (кабина, ствол, фундамент, затылок, виски и т.д.)
  • Глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, грызет, откусывает, – все слова выражают словом «ест»)
  • Антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий)
  • Относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, вишневый и т.д.)

В грамматическом строе речи очень распространены ошибки:

  • В употреблении предлогов в, к, с … и т.д.
  • Согласование различных частей речи
  • Построение предложений
  • Неверно произносят 10 – 20 звуков, не различают их на слух
  • Не могут воспроизвести на слух ряд близких по звучанию слов, слоговых сочетаний
  • Искажает слоговую структуру слова

В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Однако развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

У детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерная недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

  • Нарушены – внимание и память;
  • Нарушены – пальцевая и артикуляционная моторика;
  • Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление;

Очень трудно сосредоточить и удержать их внимание на словесном материале, вне наглядной ситуации.

Нарушение артикуляторной моторики проявляется в ограниченности, неточности и слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

 Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно давно была подтверждена исследователями. Они установили, что если движения пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту. У детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения отличаются неточностью и несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать шнурки. На занятии такие дети быстро утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие напротив сидят тихо, но на вопросы не отвечают, задания не выполняют.

Что же делать? Мы приготовили папку – передвижку с информацией для вас по развитию речи, в которой вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр), в которые играем мы и вы тоже можете поиграть дома.

        Какую коррекционную работу мы будем проводить в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

        Дети с третьим уровнем речевого развития зачисляются в логопедические группы с 5-летнего возраста. Программа коррекционного воздействия рассчитана на 2 года. Если коррекционная программа пройдена в полном объеме, есть большая вероятность того, что дети смогут успешно обучаться в общеобразовательной школе.

     

Родителям надо помнить, что речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций, к тому же  дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода.  Поэтому нельзя пренебрегать той коррекционной помощью, которую оказывают специалисты детям с ОНР еще в дошкольном возрасте.

      Но ряд недостатков, возможно исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но иногда делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок нужно подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

        Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу.  Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.

     Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни ребенка, когда процесс становления и автоматизации не закончен.

   Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.

     Помните! Только в результате вашего, родительского, самоотверженного труда в домашних условиях  ребенок достигает успеха.

  • В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию
  • Составлению творческих рассказов
  • Составлению рассказов по картине, по серии картин
  • Пересказам. А помогают нам в этом вот такие схемы (показ)
  • Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
  • Улучшению звукопроизношения способствует проговаривание скороговорок, чистоговорок.
  • Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
  • Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.

           Помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным и выразительным!

        Напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях.

В статье дана краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Обоснование необходимости учитывать их особенности  в процессе коррекционной работы, и описание применяемых здоровьесберегаю...

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

Обучение детей с общим недоразвитием речи составлению рассказов по картине.

Эти игры пригодятся учителям-логопедам и воспитателям детских садов. Вы можете изготовить предлагаемые игры из бумаги....

СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно - потребностной сферы, произвольности психически...

Особенности развития детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Особенности развития детей, имеющих общее недоразвитие речи....

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи

Основные задачи совместной работы специалистов (логопеда, музыкального руководителя)Развитие слухового восприятияРазвитие основных компонентов звуковой культуры речиФормирование правильного речевого и...

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми логопедических групп.

Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми коррекционных групп...