«Интегрированные занятия, как одна из основных форм взаимодействия специалистов ДОУ»
консультация по логопедии на тему

Кучер Марина Александровна

Сообщение на районном методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_metod_obedinenii_doo_rayona.docx48.74 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

Сообщение на МО ДОУ

Ачинского района

«Интегрированные занятия, как одна из основных форм взаимодействия   специалистов ДОУ»

1273662238_3

Приготовила:

учитель – логопед М.А. Кучер

Ачинский район

п. Малиновка

2017 г.

Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия   специалистов ДОУ.

        Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания.

             Наконец, интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, освободить время для прогулок и свободной деятельности, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.

             Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала. При этом занятие сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры.

             Интегрированные занятия более результативны, так как у дошкольников отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые реализуются на занятиях, развиваются положительные качества личности.

             Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно- временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускающего составные части. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

             Для детей с ОНР характерны трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков различной контрастности. Автоматизированное выполнение простых ритмов, других двигательных заданий зачастую просто невозможно.

              Детям-логопатам необходима частая смена, чередование действий. Такой ребенок не может долго сосредоточится на одном виде деятельности.

             На интегрированном занятии оказывается возможным решить и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей.

             Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует, серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у ребенка развиваются воображение, произвольность, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие.

             Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность. Частота проведения занятий зависит от многих причин, но основное требование – системность.

             По оценке специалистов, интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.

              Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:

·      Предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии.

·      Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.

·      Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.

·      Учет стиля общения с детьми: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.

     Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов:

1.  Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник).

2.  Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др).

     Задачи первого типа интеграции:

·      Координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка.

·     Совершенствование системы психолого-педагогического  сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения.

·     Систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками.

·     Объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса.

     Основная задача второго типа интеграции – повышение эффективности логопедического процесса.

     Модели интеграции могут быть следующие:

1.  Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач.

2.  Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют наиболее актуальную для данного периода обучения проблему развития группы детей и совместного разрабатывают систему мероприятий для ее преодоления.

     Рассмотрим возможные модели совместной работы разных специалистов.

1. Логопед - психолог

     Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

     Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

·      несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;

·      нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

·      речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

     Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

·      Развитие звуковой стороны речи.

·      Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

·      Формирование связной речи.

·      Формирование полноценных учебных умений и навыков.

     Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

·      Развитие и коррекция высших психических функций.

·      Активизация познавательной деятельности.

·      Развитие эмоционально-волевой сферы.

     Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм м и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

     Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

2. Логопед – музыкальный работник

     При организации комплексной коррекционной работы с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи необходимо придерживаться принцип «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе логопеда и музыкального руководителя. Особенно перспективным в данном вопросе также является интегрированный подход, позволяющий расширить зону воздействия на ребенка с речевой патологией. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.

     Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

·      Развитие лицевой и артикуляционной моторики.

·      Развитие звуковой стороны речи.

·      Развитие лексического запаса и грамматического строя  речи.

·      Развитие просодической стороны речи.

·      Формирование связной речи.

      Работа музыкального руководителя в условиях интеграции может решать следующие задачи:

·      Развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи.

·      Формирование правильного дыхания.

·      Развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность.

·      Формирование навыка осознанного восприятия пространства.

     Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музыцирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). На интегрированных занятиях музыкального руководителя и логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику.

      Так как занятия интегрированные, то их продолжительность, по сравнению с обычными занятиями, может быть несколько увеличена, без ущерба для здоровья детей, что также способствует более полному решению многих коррекционно- образовательных задач.

     Такие интегрированные занятия (логопед - музыкальный руководитель) хорошо воспитываются в учебную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников,   способствуют формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени гармонизации психического развития детей.

     Логопед работает с детьми, начиная,  как правило, с 5 лет. Однако, в современных условиях – это зачастую оказывается уже поздно. Большая группа детей более раннего возраста уже требует логопедического вмешательства. Интеграция в данном случае может выражаться в использовании музыкальным руководителем методических рекомендаций логопеда и приемов логопедической ритмики в работе с детьми 3-5 лет (второй тип интеграции).

      На занятиях, используя элементы логоритмики, музыкальный работник может решить такие специальные (логопедические) задачи:

·      Развитие пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.

·      Формирование чувства темпа.

·      Развитие мышечного ощущения направления движения.

·      Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.

·      Развитие ощущения ритмического стиля  - чувства акцента, чередующихся ударений.

·      Формирование навыка осознанного восприятия пространства.

·      Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.

·      Развитие ориентации в ритмических структурах, соизмерение и различение по их длительности.

·      Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.

      Таким образом, на интегрированных занятиях логопеда и музыкального руководителя осуществляется развитие и коррекция речевой функциональной системы, слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии.

3.           Логопед – воспитатель

      Наиболее тесно логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей. В условиях логопункта такой совместной деятельности не наблюдается.

     Однако как в первом, так и во втором случае эффективно проведение интегрированных занятий, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:

     Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:

·      Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.

·      Формирование и развитие словарного запаса.

·      Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.

·      Формирование познавательного интереса, любознательности.

·      Развитие связной речи.

·      Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.

·      Формирование учебных знаний, умений и навыков.

      Работа логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:

·      Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей. Например:

·      развитие грамматических категорий посредством решения математических задач;

·      развитие связной речи на материале занятий по изодеятельности путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе;

      В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т.к. здесь задачи логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.

4. Логопед – физкультурный работник

     Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению образовательных задач.

      Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем:

·      Развитие общей и мелкой моторики.

·      Развитие пространственных ориентировок.

·      Координации и ритмизации движений.

·      Снятие мышечного напряжения.

     Работа логопеда в рамках интеграции ставит перед собой такие задачи:

·      Учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию.

·      Развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за…).

·      Развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать – семенить – нестись…; высоко – низко, далеко – близко, широкий – узкий и др.

Литература

1.           Белая К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4

2.           Дуева Т.И., Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. №8.

3.           Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О.Е. Громова. М.2008.

4.           Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.

5.           Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия        . /Под ред. К.Ю.Белой. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

В презентации  рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и  теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...

Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия логопеда с другими специалистами системы образования.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности  в работе логопеда и других специалистов. Реализация коррекционных и обра...

Курсовая работа_Родительское собрание как одна из основных форм взаимодействия с родителями

Курсовая работа_Родительское собрание как одна из основных форм взаимодейстаия с родителями...

Раннее выявление социально неблагополучных семей - одна из основных форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей.

Ранняя профилактика неблагополучных семей включает в себя тесное сотрудничество специалистов, работающих с семьей: специалистов  КДН и ЗП, опеки  и  попечительства, участковых инспектор...

«Пальчиковая гимнастика- одна из основных форм организации здоровьесберегающей технологии с дошкольниками с нарушением интеллекта.»

Из опыта работы.Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного...

Интегрированные занятия как одна из основных форм учителя - логопеда с воспитателем

Интегрированное  занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информацион...