Раннее выявление социально неблагополучных семей - одна из основных форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей.
методическая разработка

Жгутова  Татьяна Викторовна

Ранняя профилактика неблагополучных семей включает в себя тесное сотрудничество специалистов, работающих с семьей: специалистов  КДН и ЗП, опеки  и  попечительства, участковых инспекторов  отдела  полиции,  психологов, социальных педагогов, заведующих детскими садами, участковых педиатров, воспитателей и др.

   Целью данной совместной работы является профилактика семейного неблагополучия. Поэтому основным методом в работе с неблагополучной семьей  является социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раннее  выявление  социально  неблагополучных  семей - одна  из  основных форм  профилактики  безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних  детей.

   Работа   дошкольного образовательного учреждения  по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и раннему выявлению семейного неблагополучия, организации  работы с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних руководствуется следующей нормативно-правовой базой:

Документы международного уровня:

- Конвенция  о правах ребёнка;

- Декларация прав ребёнка.

Документы Федерального уровня:

- Семейный кодекс

- Закон «Об образовании» в РФ

-Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№ 120-ФЗ от 24.06.1999.

- Административный кодекс РФ

- «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025года»

  Ранняя профилактика неблагополучных семей включает в себя тесное сотрудничество специалистов, работающих с семьей: специалистов  КДН и ЗП, опеки  и  попечительства, участковых инспекторов  отдела  полиции,  психологов, социальных педагогов, заведующих детскими садами, участковых педиатров, воспитателей и др.

   Целью данной совместной работы является профилактика семейного неблагополучия. Поэтому основным методом в работе с неблагополучной семьей  является социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами.

В  семье  дети  получают свой  первый  жизненный  опыт,  и  очень  важно,  в  какой  семье  воспитывается  ребенок:  в  благополучной  или  неблагополучной.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов  в семье:

 социально-психологические (семьи с конфликтными отношениями супругов, деформированными ценностными ориентациями);

 социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);

 медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, несоблюдение санитарно-гигиенических нормам);

 социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками, семьи с престарелыми родителями);

 психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

 криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи).

Алгоритм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ОУ. Социальным  педагогом,  воспитателями  заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия  вновь  прибывших  детей. На  данном  этапе  работы  осуществляется  взаимосвязь  детского  сада  с  детской  поликлиникой,  в частности  с  участковыми  врачами  и  медсестрами.  Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления и  профилактики  семейного неблагополучия.

Работая  с  семьей,  важно  изучить  следующие  факторы:

-состав  семьи, структуру(полная,  неполная, многодетная,  в  разводе и  т.д.),

-жилищно- бытовые  условия;

-материальная  обеспеченность;

-воспитательный  потенциал  семьи;

-характер  взаимоотношений  в  семье.

 Основной информацией о  воспитаннике  и  его  семье обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Признаки неблагополучия:

Утомленный, сонный вид;

Неудовлетворительные санитарно-гигиенические  условия;

неумеренный аппетит;

отставание  в  психическом  и  физическом  развитии;

чрезмерная потребность в ласке;

проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

признаки физического насилия в семье: 

- боязливость ребенка;

-проявление тревоги в форме тиков;

-сосание пальца, раскачивание;

- боязнь идти домой;

 -жестокое обращение с животными;

 -стремление скрыть причину имеющихся  травм на  теле.

Формы  социально-педагогической  помощи  семье.

Одна  из  форм  работы социального  педагога  с  семьей - социальный  патронаж.

Он проводится  с  диагностической,  контрольной,  адаптационно-реабилитационной  и  профилактической  целью.  Во  время  патронажа  выявляются  проблемные  ситуации,  может  быть  оказана  незамедлительная  помощь.

Патронаж  дает  возможность  наблюдения  за  семьей  в  ее  естественных  условиях.  Проведение  патронажа  требует  соблюдения  ряда  этических принципов:

-принцип  самоопределения  семьи;

-принцип  добровольности  принятия  помощи;

-принцип  конфедициальности.

Диагностический  патронаж  проводится  для  ознакомления  с  условиями  жизни,  изучения  возможных  факторов  риска.

Контрольный  патронаж проводится  с целью  оценки  состояния  семьи  и  ребенка, изучения  динамики  проблем.

Адаптационно-реабилитационный  патронаж  проводится  для  оказания  конкретной  образовательной, посреднической,  психологической  помощи.

Регулярные  патронажи  необходимы  прежде всего  в  отношении  асоциальных  семей.  Постоянное  наблюдение  в какой-то  мере  дисциплинирует  семью,  позволяет  своевременно  выявить  возникающие  кризисные  ситуации.

Еще  одна  из форм  работы  с  семьей  является  консультационная  беседа.

Наиболее  распространенные  приемы  консультирования:

-внушение;

-убеждение;

-художественные  аналогии;

-мини-тренинги и пр.

Социально-педагогический  мониторинг  семьи- научно  обоснованная система  периодического  сбора,  обобщения и  анализа  социально-педагогической  информации о  процессах,  протекающих  в  семье,  и  принятие  на  этой  основе  стратегических  и  тактических  решений.

Сущность  социально-педагогического  мониторинга  семьи  состоит  в комплексном использовании всех  источников  о  процессах  и  событиях  семейной  жизни( членами  семьи  по  собственной  инициативе), так  и  полученных  в  ходе  организованного  исследования (опрос,  анкетирование,  психологические  методики)

Методы  работы  социального  педагога  с  родителями.

- систематическое  разносторонне  педагогическое  просвещение  родителей;

-привлечение  родителей к  активному  участию в  образовательном процессе;

-формирование  у  родителей потребности  в  самообразовании.

Работа  с  родителями  осуществляется  в  двух направлениях:

-с  коллективом родителей,

-индивидуально.

ПРИМЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ И ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

1. Принятие  плана  работы  СП ОУ.

2. Выявление неблагополучных семей

3. Изучение причин неблагополучия семьи

4. Ведение картотеки неблагополучных семей

5. Консультации для педагогов

6. Консультации для родителей

7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей»

8. Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей

9. Заседание СП  с приглашением родителей из неблагополучных семей

10. Патронажи  в неблагополучные семьи

11. Сотрудничество с  социальными  партнерами

(органы опеки и попечительства), КДН и ЗП, ОП,  специалистами  поселковой  администрации  и др.

12. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей

13. Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи

14. Совместная деятельность с администрацией школы по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ОУ в целях преемственности и непрерывного социально-педагогического сопровождения.

15. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе «Разноцветная игра» и т.д.),

16. Анализ работы с неблагополучными семьями.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.