Консультация для педагогов ДОУ "Родительское собрание – одна из основных форм взаимодействия семьи и детского сада"
консультация (младшая группа)

Трубицына Наталья Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._noyabr_2022.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей

ЗАТО п.Солнечный Красноярского края

Выполнила: воспитатель МКДОУ № 3 «Радуга»

Трубицына Наталья Сергеевна

ЗАТО пос.Солнечный

2023 год

Родительское собрание – одна из основных форм взаимодействия семьи и детского сада. К сожалению, очень часто родительские собрания сводятся лишь к решению организационных вопросов, а зря, педагогическое просвещение родителей необходимо. Интересное, умело организованное и содержательное родительское собрание играет немаловажную роль во взаимоотношениях воспитателей и родителей.

Если к родительским собраниям подходить творчески и неформально, то очень скоро родители станут единомышленниками, и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче и разнообразней.

Многолетняя связь с родителями, учет воспитателями современных требований и изменение культурного уровня людей, степень педагогического просвещения родителей заставляют использовать новые формы и методы общения с родителями.

Как воспитание детей, так и требования к родителям стали многообразнее, тоньше, интереснее и требуют от воспитателей большой эрудиции, гибкости, вдумчивости в постановке вопросов перед всем коллективом родителей и каждой семьёй отдельно.

Поиск совместных путей решения всевозможных проблем воспитания, обучения и развития детей - основная задача родительского собрания.

Собрания можно условно разделить на несколько видов:

- Организационные, на которых составляют и утверждают планы работ, избирается родительский комитет, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

- Установочные, на которых родителей знакомят с изменениями в нормативно - правовой базе, образовательном процессе учреждения;

- Консультативные, на которых обсуждаются те или иные групповые мероприятия, требующие поддержки, одобрения родителей;

- Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

- Совместные с воспитанниками и родителями;

- Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям;

- Тематические, на них обсуждаются наиболее актуальные и сложные проблемы;

- Собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения родителей и педагогов;

- Собрания-практикумы, направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания;

- Информационно-просветительские, являются формой педагогического просвещения родителей; посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием детей;

- Итоговые (отчетные, их цель показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание на положительные и отрицательные явления жизни группы.

Организационные формы родительских собраний могут быть самыми разными:

Классическое (традиционное) собрание - донесение информации до родителей, ответы на вопросы родителей.

КВН; Вечер-встреча; Круглый стол; Опыт; Тренинг; Практикум; Дискуссия; Размышления; Диалог; Консилиум; Педагогическая мастерская; Конкурс; Праздник и др.

Можно придумать для родительских собраний необычные, загадочные названия, в которых будет прослеживаться тематика встречи («В гостях у сказки»«Вечер вопросов и ответов» и др.).

Методов взаимодействия с родителями также множество, вот некоторые из них, которые можно и нужно использовать при проведении родительского собрания:

- Лекция;

- Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, выявляющая индивидуальные приемы воспитания;

- Игра (психологическая, ролевая, с помощью которой моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии;

- Исследование;

- Социально-педагогический тренинг;

- Совместные действия - выполнение заданий педагогом и родителями с дальнейшим анализом;

- Конструктивный спор, который помогает сравнивать различные тоски зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнения других участников, выбирать эффективные и рациональные способы решения проблем на основе сотрудничества;

Технология подготовки и проведения родительских собраний.

Подготовка к родительскому собранию.

1. Выбор темы собрания.

2. Определение целей родительского собрания.

3. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4. Определение вида, формы, этапов родительского собрания.

5. Разработка сценария.

6. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания. Привлечение к подготовке родительского собрания родительского комитета группы и ли отдельных активных родителей.

7. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (беседы, заполнение анкет, опросников). Заполнение специально разработанных анкет поможет воспитателю составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить.

8. Приглашение родителей и других участников собрания (заведующего, старшего воспитателя, врача, узких специалистов: логопеда, психолога и т. д.).

9. Изготовление оригинальных памяток.

10. Разработка проекта решения собрания.

11. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания (оформление выставки, выпуск стенгазеты, подбор фоновой музыки и т. д.).

Десять правил проведения родительских собраний.

1. Собрание должно запомниться.

2. Собрание должно заставить задуматься.

3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.

5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

6. На каждого родителя должно хватить времени.

7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.

8. Уважайте свое время и время родителей - собрание не должно длиться более 1ч 20 мин (20 мин - донести новую информацию,15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.

9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

10.Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.

Чего не стоит делать на собрании?

- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

- Давать негативную оценку всей группе.

- Использовать для общения с родителями назидательный тон.

Рекомендации по успешному проведению родительского собрания в ДОУ:

1. Активизировать обсуждение с помощью вопросов.

2. Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.

3. Обеспечить присмотр за детьми.

4.Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки, фотографии детей, видео и т.д.

5. Сделать красивые персональные приглашения.

6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.

7. Сообщения должны быть короткими.

8. Оживить собрание шуткой- посмеяться всегда хорошо.

9. Провести собрание как встречу с друзьями.

10. Если кто-то не смог посетить собрание, выразить родителям надежду, что следующая встреча состоится обязательно.

11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.

Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?

Это значит:

- Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;

- Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;

- Всегда поощрять наиболее активных родителей.

- Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.

Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально, учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.

Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.

Педагогу важно научиться:

- уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;

- верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы;

- эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей;

- активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;

- определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями, а создавать условия для инсайда (показать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах);

- стремиться к пониманию и совместному решению проблемы.

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

При такой работе педагог обязан занимать более активную позицию, искать новые формы взаимодействия с семьями. В этом деле недопустим формальный подход. Работа должна быть интересна и важна как для ДОУ, так и для семьи. Необходимо правильно и качественно организовать взаимодействие детского сада с семьей, воспитателей с родителями.

Список литературы:

1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребенка // Дошкольное воспитание №6, 1998.

2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М. : Педагогика, 2001.

3. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями : Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.

4. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. М. : Вако, 2013.

Интернет-источники

1. https://tmndetsady.ru/

2. https://www.o-detstve.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Современные формы взаимодействия семьи и детского сада»

Создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающ...

Консультация для воспитателей "Родительское собрание - одна из форм работы семьи и детского сада"

Консультация для воспитателей !Родительское собрание - одна из форм работы семьи и детского сада"...

Современные формы взаимодействия семьи и детского сада

Модель взаимодействия с родителями по социально-коммуникативному развитиюДоминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаим...

Консультация для педагогов. Эффективные формы взаимодействия семьи и детского сада

Дошкольная организация призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и...

Родительское собрание в средней группе Тема: «Взаимодействие семьи и детского сада средствами музейной педагогики в ДОО в условиях ФГОС ДО»

Знакомство родителей воспитанников с технологией музейной педагогики в ДОУ.  Повышение уровеня педагогической культуры родителей в аспекте музейной педагогики.Сформировать у родителей и детей пре...

Современные формы взаимодействия семьи и детского сада

Взаимодействие семьи и д/с является особо актально для достижени высокого аества образования и всестороннего развития личности...

Буклет — важная форма взаимодействия семьи и детского сада.

Буклет — важная форма взаимодействия семьи и детского сада, реализующая наглядный метод воспитания и образования. Цель буклета — донести нужную информацию до каждого родителя. Изучение родителями ...