Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Поможем Незнайке»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект занятия в старшей группе целью которого является артикуляция свистящих и шипящих звуков и закрепление их правильного произношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pomogi_neznayke.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому направлению
развития детей»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему
«Поможем Незнайке»
Нор М.Э. – воспитатель
Ковалевская Л.В. – учитель-логопед
г. Шарыпово, 2013 год
Цель: С помощью игровой мотивации стимулировать артикуляцию свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.
Задачи:
Образовательные:
- автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки детей в игровых ситуациях;
- упражнять в правильном проговаривании звуков;
- учить детей выделять в словах звуки «с» и «з», «ш» и «ж»;
- закрепить у детей умение образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов;
- закреплять умение выделять первый звук в слове.
Развивающие:
- развивать неречевые психические процессы: слуховое внимание и память, зрительную ориентировку на собеседника;
- развивать у детей фонематическое восприятие и фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к играм, чувство товарищества;
- воспитывать личностные качества.
Речевые задачи: активизация словаря детей.
Приоритетная образовательная область: «коммуникация»
Интегрированная образовательная область: «коммуникация», « конструирование»
Виды деятельности: «коммуникативная», « игровая», «двигательная»
Методы:
Словесные: вопросы, загадки, художественное слово.
Наглядные: иллюстрации, экран.
Практические: физминутка, подвижная игра «Поезд».
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы ( пословицы, поговорки,чистоговорки, загадки, стихи.)
- Работа по ЗКР (развитие речевого дыхания, слухового внимания, интонации).
- Дидактические игры по ЗКР.
Оборудование: экран, проектор, карточки, деревья, конверты с заданиями, «поляна с одуванчиками», цветок, шнур для флажков.
Ход занятия.
1.Организационный момент
Дети заходят в зал, здороваются с гостями и становятся в круг.
Воспитатель:
Протянуло солнышко нам свои ладошки,
Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
С солнцем мы покружимся
Со звуками подружимся!
Позвало нас солнышко в кружок – поздоровайся, дружок!
(дети дают ладони рук друг другу)
Стук в дверь, приносят письмо.
Воспитатель: « Ребята, нам пришло письмо». Читает:
« Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка из Цветочного города. В моем городе случилась беда. Злой волшебник заколдовал его, и все цветы в нем завяли. Снова расцвести они смогут только тогда, когда я выполню все задания. А я на занятиях зевал, и ничего не запоминал. Ребята, помогите мне, пожалуйста, выполнить задания»
Воспитатель: «Ребята! Ну что, поможем Незнайке?»
Дети: Да! Поможем!
Воспитатель: - Вот и новость есть у нас!
Поедем в путешествие сейчас.
А в какое путешествие мы с вами сейчас отправимся? Попробуйте угадать!
Дети: В Цветочный город!
Воспитатель:А вот на чем отправимся мы в путь,
Узнаете, если загадку отгадаете.
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой ведет всех за собой.
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Поезд
Воспитатель: Кто управляет поездом?
Дети: Машинист.
Воспитатель: Правильно, машинист!
Кто у нас будет машинистом? (Выбирают машиниста).
А теперь садимся в поезд.
Отправляемся мы вдаль,
Пассажиры, не зевай!
Логопед: Выходите из поезда. Вот мы с вами и оказались в Цветочном городе. Оглянитесь вокруг. На самом деле, цветы завяли и от этого становится очень грустно. Нам нужно очень постараться, чтобы быстро помочь Незнайке выполнить задания и тогда цветы в Цветочном городе расцветут снова. Постараемся?
Ответы детей: Да!
Логопед: Дети, посмотрите, какие необычные деревья! А что это такое висит на деревьях? Какие-то конверты… Вот Незнайка выдумщик! Он спрятал задания в конверты. Давайте-ка заглянем в них.
И что тут у нас? (Заглядывает в конверт). А здесь для вас приготовлена игра
«Собери целое из частей».
Ребята, вам нужно разделиться на команды при помощи фишек. Теперь каждая команда получит конверт с разрезными картинками. Вы должны собрать картинку и выделить первый звук в ее названии.
Дети собирают картинки на столах.
Ребята, назовите, какие картинки у вас получились.
Поочередно каждая команда называет слова и выделяет общие звуки в словах. (С, З)
сапоги, зонт, зубы, слон, самолет
Правильно, ребята! Давайте встанем в круг. А что нам нужно, чтобы правильно произнести звуки С и З ? (Уточнение артикуляции).
Губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Когда мы с силой выдыхаем воздух, ладонью ощущаем холодную струйку: ССССССССССССС
А теперь приложим руку к горлышку и еще раз произнесем: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
Эти звуки называются свистящими. Кто скажет, почему они так называются?
Дети: Потому что они свистят.
Воспитатель: Дети, на этом дереве есть еще конверт. Давайте посмотрим, какое задание спрятал в нем Незнайка. А здесь вас ожидает игра-задание, которая называется:
«Слушай, думай, отвечай, со звуков С-Сь начинай».
1 | Засохший хлеб | сухарь |
2 | Домашнее животное | свинья, собака |
3 | Игра со снегом | снежки |
4 | Вежливое слово | спасибо |
5 | Обувь для дождливой погоды | сапоги |
6 | Дерево с длинными иголками | сосна |
7 | Зимующие птицы | сорока, синица, снегирь |
8 | Милицейский сигнал | свисток |
9 | Частичка снега | снежинка |
10 | Ночная птица | сова |
11 | Комната, в которой спят | спальня |
12 | Часть лестницы, на которую ставят ноги | ступенька |
13 | Кусок ткани, которым покрывают стол | скатерть |
14 | Человек, который живет рядом | сосед |
15 | Музыкальный инструмент | скрипка |
16 | Отпечаток ноги на снегу, песке | след |
17 | Отец, мать, дочь, сын – это | семья |
18 | Ты весь мир обогреваешь, (А теперь загадка) | солнце |
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы. Скажите, на какой звук начинались все ваши ответы?
(Логопед незаметно для детей поворачивает цветы обратной стороной.)
Ой, посмотрите, цветы снова начинают оживать!
Воспитатель:
А теперь немного отдохнем, физкультминутку проведём. Вставайте в круг.
Незнайка потянулся,
Руки в стороны развёл.
Кулачок и на бочок,
Левую руку вверх-вниз,
Правую руку вверх – вниз.
Влево нагнулся,
Вправо нагнулся.
Руки в стороны, в локтях сгибаются,
А в плечах вращаются.
Руки опустили, вдохнули воздух носиком, плечи не поднимаются, выдохнули ротиком.
Воспитатель: Ну, вот мы и подкрепили силы. Продолжим наше путешествие.
Снова в поезд мы садимся,
Дальше весело помчимся.
Отправляемся мы вдаль,
Пассажиры, не зевай!
Логопед: Выходим из поезда. Смотрите, ребята, на нашем пути преграда - полянка одуванчиков. (Коврик с одуванчиками из салфеток.) Давайте ляжем на ковер, аккуратно сдуем их и пойдем дальше.
Дыхательная гимнастика «Сдуем одуванчики». Дети сдувают «одуванчики».
Воспитатель: Ой, ребята! Снова дерево! Снимаем конверт. Какое же задание приготовил Незнайка на это раз? Поиграем в игру, которая называется «Назови предмет ласково так, чтобы в его названии появился звук Ш» (зерно, петух, муравей, хлеб, горох, воробей, орехи, рыба, ладонь, ухо, ремень, корова.)
Какие вы умницы, ребята! Сразу видно, что вы все хорошо занимались и в отличие от Незнайки, много знаете.
Логопед: Теперь я сниму очередной конверт. Что же за сюрприз спрятан в этом конверте? А здесь у нас волшебный экран. Вам нужно отгадать загадки. Если вы правильно их отгадываете, то картинка с ответом появится на экране.
- Пером и пухом нас набили, чтоб очень мягкими мы были.
Лежим спокойно под щекой, что б сон был крепким и покой. (Подушка)
- Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
3. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,
не потому, что гордый нрав, а потому, что он ...(Жираф)
4. Есть у лошади ребенок:
Шаловливый …(жеребенок)
- Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петушок)
Логопед:Давайте выделим звуки, которые спрятались в этих слова. (Проговаривает отгадки, голосом выделяя звуки Ш и Ж)
Логопед: Встаньте в круг. Скажите, ребята, а что нам нужно, чтобы правильно произнести звуки Ш и Ж ?
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы сближены, широкий язык поднят кверху. Когда мы выдыхаем воздух, ладонью ощущаем теплую струйку: ШШШШШШШШШШ
А теперь приложим руку к горлышку и еще раз произнесем : ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
Эти звуки называются шипящими. А почему они так называются?
Дети: Потому что они шипят.
Логопед: Ребята, пора отправляться в дорогу.
Снова в поезд мы садимся,
Дальше весело помчимся!
Выходим из поезда. И опять на нашем пути дерево с конвертом.
И что на этот раз? (Достает задание). Какое интересное задание! Поиграем в игру «4-й лишний».
Посмотрите на карточку на экране и найдите предмет, который отличается от других первым звуком.
Шапка, шарф, сарафан, шуба.
Самокат, санки, сапоги, шкаф.
Шахматы, шляпа, сумка, шар.
Жук, жираф ,заяц, желудь.
Дети называют предметы и выделяют лишний, объясняя свой выбор.
Умнички, ребята! Хорошо справились с заданием.
Воспитатель. Посмотрите, увядшие цветы оживают. А чтобы Цветочный город стал еще красивее, предлагаю вам украсить его флажками. Но флажки эти будут не простые. На флажок с одной стороны нужно наклеить картинку, в названии которой есть звук С, а с другой - звук Ш. Давайте сделаем флажок. Для этого листок бумаги сложим пополам. А теперь можно наклеивать картинки. Кто выполнил задание, подходите ко мне. Мы проверим, правильно ли вы выполнили задание, и потом повесим флажок.
Дети наклеивают картинки и развешивают флажки.
Воспитатель. Ребята, как красиво стало в Цветочном городе! Это потому, что все задания вы выполнили правильно и быстро.
А что же вам больше понравилось? (передают цветок и отвечают)
Как вы думаете, Незнайка будет доволен?
Дети: Да, доволен!
Воспитатель. Посмотрите, кто появился на экране? ( На экране появляется Незнайка и слово «спасибо»). Незнайка благодарит вас за помощь. А теперь давайте попрощаемся с гостями и вернемся в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Познаем мир в сказке»
Это занятие ориентированно на художественную литиратуру. Где ребята вспоминают забытое, закрепляют знания по содержанию сказки "Гуси - Лебеди". Поподая в сказку, ребята проживают" ее, при этом о...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Весна пришла»
В этом занятии ,ребята работают с картиной Леветана "Весна" Дети высказывают свое отношение к этой картине. Развивают знания о весенних изменениях в природе. Работая с другой картиной...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности. « Загадки на грядке »
Ребята закрепляют обобщающие понятия "Овощи", "Фрукты", "Ягоды". Учатся отгадывать загадки и объяснять, почему о нем (фрукт, овощь, ягода) так говорят. Ребята рассуждаю,т в какое вре...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Полёт на воздушном шаре"
Конспект непосредственно образовательной деятельности на МО воспитателей старших групп по теме: Развитие креативных качеств у дошкольников в процессе художественно-продуктивной деятельности....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности по образовательным областям «Художественно-эстетическое развитие» (Художественный труд), «Речевое развитие». Тема «Доброе путешествие».
Изготовление поделки - божьи коровки, из скорлупы грецкого ореха....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в страну Красивой речи»
Занятие напревлено на закрепление знаний детей по лексическим темам с помощью игровой мотивации....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по развитию речи с элементами математики "Волшебный лес"
Данный конспект занятия преднозначен для детей с ОНР 3 уровня....