Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Поможем Незнайке»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ковалевская Лариса Вячеславовна

Конспект занятия в старшей группе целью которого является артикуляция свистящих и шипящих звуков и закрепление их правильного произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pomogi_neznayke.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с

приоритетным осуществлением  деятельности

 по художественно-эстетическому  направлению

развития детей»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему

«Поможем Незнайке»

Нор М.Э. – воспитатель

Ковалевская Л.В. – учитель-логопед

г. Шарыпово,  2013 год

Цель:  С помощью игровой мотивации  стимулировать  артикуляцию свистящих и шипящих  звуков и закрепить их правильное произношение в речи.

Задачи:

Образовательные:  

  • автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки детей в  игровых ситуациях;
  • упражнять в правильном проговаривании звуков;
  • учить детей выделять в словах звуки «с» и «з», «ш» и «ж»;
  • закрепить у детей умение образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов;
  • закреплять умение выделять первый звук в слове.

Развивающие:   

  • развивать неречевые психические процессы: слуховое внимание и память, зрительную ориентировку на собеседника;
  • развивать у детей фонематическое восприятие и фонематический слух.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к играм, чувство  товарищества;
  • воспитывать личностные качества.

 Речевые задачи:  активизация словаря детей.

Приоритетная образовательная область:   «коммуникация»

Интегрированная образовательная область: «коммуникация», « конструирование»

Виды деятельности: «коммуникативная», « игровая», «двигательная»

Методы:  

Словесные: вопросы, загадки, художественное слово.

Наглядные:  иллюстрации,  экран.

Практические: физминутка, подвижная игра «Поезд».

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы ( пословицы, поговорки,чистоговорки, загадки, стихи.)
  • Работа по ЗКР  (развитие речевого дыхания,  слухового внимания, интонации).
  • Дидактические игры по ЗКР.

Оборудование: экран, проектор, карточки, деревья, конверты с заданиями, «поляна с одуванчиками», цветок, шнур для флажков.

                     

Ход занятия.

1.Организационный момент

Дети заходят в зал, здороваются с гостями и становятся в круг.

Воспитатель:  

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со звуками подружимся!

Позвало нас солнышко в кружок – поздоровайся, дружок!

(дети дают ладони рук друг другу)

Стук в дверь, приносят  письмо.

Воспитатель:  « Ребята, нам пришло письмо». Читает:

« Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка из  Цветочного города. В моем городе случилась беда. Злой волшебник заколдовал его, и все цветы в нем завяли. Снова расцвести они смогут только  тогда, когда я выполню все задания. А я на  занятиях зевал, и ничего не запоминал. Ребята, помогите мне, пожалуйста, выполнить задания»

Воспитатель:   «Ребята!  Ну что, поможем Незнайке?»

Дети: Да! Поможем!

Воспитатель: - Вот и новость есть у нас!

                              Поедем в путешествие сейчас.

А в какое путешествие мы с вами сейчас отправимся? Попробуйте угадать!

Дети:                    В Цветочный город!

Воспитатель:А вот на чем отправимся мы в путь,

                              Узнаете, если загадку отгадаете.

                              Железные избушки

                              Прицеплены друг к дружке.

                              Одна из них с трубой ведет всех за собой.

Воспитатель:       Что это такое?

Дети: Поезд

Воспитатель:    Кто управляет поездом?

Дети:                   Машинист.

Воспитатель:   Правильно, машинист!

                             Кто у нас будет машинистом? (Выбирают машиниста).

                             А теперь садимся в поезд.

                             Отправляемся мы вдаль,

                             Пассажиры, не зевай!

Логопед: Выходите из поезда. Вот мы с вами и оказались   в Цветочном городе. Оглянитесь вокруг. На самом деле, цветы завяли и от этого становится очень грустно. Нам нужно очень постараться, чтобы быстро помочь Незнайке выполнить задания и тогда цветы в Цветочном городе расцветут снова. Постараемся?

Ответы детей: Да!

Логопед: Дети, посмотрите, какие необычные деревья! А что это такое висит на деревьях? Какие-то конверты… Вот Незнайка выдумщик! Он спрятал задания в конверты. Давайте-ка заглянем в них.

И что тут у нас? (Заглядывает в конверт).  А здесь для вас приготовлена игра

«Собери целое из частей».

Ребята, вам нужно разделиться на команды при помощи фишек. Теперь каждая команда получит конверт с разрезными картинками. Вы должны собрать картинку и выделить первый звук в ее названии.

Дети собирают картинки на столах.              

 Ребята, назовите, какие картинки у вас получились.

Поочередно  каждая команда  называет слова и выделяет общие звуки в словах. (С, З)

сапоги, зонт, зубы, слон, самолет

Правильно, ребята! Давайте встанем в круг. А что нам нужно, чтобы правильно произнести звуки С и З ? (Уточнение артикуляции).

Губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Когда мы с силой выдыхаем воздух, ладонью ощущаем холодную струйку: ССССССССССССС

А теперь приложим руку к горлышку и еще раз произнесем: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

Эти звуки называются свистящими.  Кто скажет, почему они так называются?

Дети: Потому что они свистят.

Воспитатель:   Дети, на этом дереве есть еще конверт. Давайте посмотрим, какое задание спрятал в нем Незнайка. А здесь вас ожидает игра-задание, которая называется: 

«Слушай, думай, отвечай, со звуков С-Сь начинай».

1

Засохший хлеб

сухарь

2

Домашнее животное

свинья, собака

3

Игра со снегом

снежки

4

Вежливое слово

спасибо

5

Обувь для дождливой погоды

сапоги

6

Дерево с длинными иголками

сосна

7

Зимующие птицы

сорока, синица, снегирь

8

Милицейский сигнал

свисток

9

Частичка снега

снежинка

10

Ночная птица

сова

11

Комната, в которой спят

спальня

12

Часть лестницы, на которую ставят ноги

ступенька

13

Кусок ткани, которым покрывают стол

скатерть

14

Человек, который живет рядом

сосед

15

Музыкальный инструмент

скрипка

16

Отпечаток ноги на снегу, песке

след

17

Отец, мать, дочь, сын – это

семья

18

Ты весь мир обогреваешь, (А теперь загадка)
Ты усталости не знаешь, 
Улыбаешься в оконце, 
И зовут тебя все ... 

солнце

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы. Скажите, на какой звук начинались все ваши ответы?

 (Логопед незаметно для детей поворачивает цветы обратной стороной.)

Ой, посмотрите, цветы снова начинают оживать!

Воспитатель:

А теперь немного отдохнем, физкультминутку проведём.    Вставайте в круг.

Незнайка потянулся,

Руки в стороны развёл.

Кулачок и на бочок,

Левую руку вверх-вниз,

Правую руку вверх – вниз.

Влево нагнулся,

Вправо нагнулся.

Руки в стороны,  в локтях сгибаются,

А в плечах вращаются.

Руки опустили, вдохнули  воздух носиком, плечи не поднимаются, выдохнули  ротиком.

Воспитатель:   Ну,  вот мы и подкрепили силы. Продолжим наше путешествие.

                             Снова в поезд мы садимся,

                             Дальше весело помчимся.

                             Отправляемся мы вдаль,

                             Пассажиры, не зевай!

Логопед: Выходим из поезда. Смотрите, ребята, на нашем пути преграда - полянка одуванчиков. (Коврик с одуванчиками из салфеток.) Давайте ляжем на ковер, аккуратно сдуем их и пойдем дальше.

Дыхательная гимнастика «Сдуем одуванчики». Дети сдувают «одуванчики».

Воспитатель: Ой, ребята! Снова дерево! Снимаем конверт. Какое же  задание приготовил Незнайка на это раз? Поиграем в игру, которая называется  «Назови предмет ласково так, чтобы в его названии появился звук Ш» (зерно, петух, муравей, хлеб, горох, воробей, орехи, рыба, ладонь, ухо, ремень, корова.)

Какие вы умницы, ребята! Сразу видно, что вы все хорошо занимались и в отличие от Незнайки,  много знаете.

Логопед: Теперь я сниму очередной  конверт. Что же  за сюрприз спрятан в этом конверте?  А здесь у нас волшебный экран. Вам нужно отгадать загадки. Если вы правильно их отгадываете, то картинка с ответом появится на экране.

  1. Пером и пухом нас набили, чтоб очень мягкими мы были.

      Лежим спокойно под щекой, что б сон был крепким и покой. (Подушка)

  1. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)

      3.   Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,

            не потому, что гордый нрав, а потому, что он ...(Жираф)

      4.    Есть у лошади ребенок:

             Шаловливый …(жеребенок)

  1. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петушок)

Логопед:Давайте выделим звуки, которые спрятались в этих слова. (Проговаривает отгадки, голосом выделяя звуки Ш и Ж)

Логопед:  Встаньте в круг. Скажите, ребята, а что нам нужно, чтобы правильно произнести звуки Ш и Ж ?

Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы сближены, широкий язык поднят кверху. Когда мы выдыхаем  воздух, ладонью ощущаем теплую струйку: ШШШШШШШШШШ

А теперь приложим руку к горлышку и еще раз произнесем : ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

Эти звуки называются шипящими. А почему они так называются?

Дети: Потому что они шипят.

Логопед:  Ребята, пора отправляться в дорогу.

                                 Снова в поезд мы садимся,

                               Дальше весело помчимся!

Выходим из поезда. И опять на нашем пути дерево с конвертом.

И что на этот раз? (Достает задание). Какое интересное задание!  Поиграем в игру «4-й лишний».

Посмотрите на карточку на экране и найдите предмет, который отличается от других первым звуком.

Шапка, шарф, сарафан, шуба.
Самокат, санки, сапоги, шкаф.
Шахматы, шляпа, сумка, шар.
Жук, жираф ,заяц, желудь.
Дети называют предметы и выделяют лишний, объясняя свой выбор.

Умнички, ребята!  Хорошо справились с заданием.

Воспитатель. Посмотрите,  увядшие цветы оживают. А чтобы Цветочный город стал еще красивее, предлагаю вам украсить  его флажками. Но флажки эти будут не простые. На флажок с одной стороны нужно наклеить картинку, в названии которой есть звук  С, а с другой - звук Ш. Давайте сделаем флажок. Для этого листок бумаги сложим пополам. А теперь можно наклеивать картинки. Кто выполнил задание, подходите ко мне. Мы проверим, правильно ли вы выполнили задание, и потом повесим флажок.

Дети наклеивают картинки и развешивают флажки.

Воспитатель.   Ребята, как красиво стало в Цветочном городе! Это потому, что все задания вы выполнили правильно и быстро.  

  А что же вам больше понравилось? (передают цветок и отвечают)

 Как вы думаете, Незнайка будет доволен?

Дети: Да, доволен!

Воспитатель. Посмотрите, кто появился на экране? ( На экране появляется Незнайка и слово «спасибо»).  Незнайка благодарит вас за помощь. А теперь давайте попрощаемся с гостями и вернемся в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Познаем мир в сказке»

Это занятие ориентированно на художественную литиратуру. Где ребята вспоминают забытое, закрепляют знания по содержанию сказки "Гуси - Лебеди". Поподая в сказку, ребята проживают" ее,  при этом о...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Весна пришла»

В этом занятии ,ребята работают  с картиной Леветана "Весна" Дети высказывают свое отношение к этой картине. Развивают знания о  весенних изменениях в природе. Работая с другой картиной...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности. « Загадки на грядке »

Ребята закрепляют обобщающие понятия "Овощи", "Фрукты", "Ягоды". Учатся отгадывать загадки и объяснять, почему  о нем  (фрукт, овощь, ягода) так говорят. Ребята рассуждаю,т  в какое вре...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Полёт на воздушном шаре"

Конспект непосредственно образовательной деятельности на МО воспитателей старших групп по теме: Развитие креативных качеств у дошкольников в процессе художественно-продуктивной деятельности....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в страну Красивой речи»

Занятие напревлено на закрепление знаний детей по лексическим темам с помощью игровой мотивации....