Педагогический проект
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Формирование графомоторных навыков у дошкольников-логопатов как средства профилактики нарушений письменных видов речи" (проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ
" Детский сад №9 " Радуга"
Педагогический проект на тему:
"Формирование графомоторных навыков у дошкольников-логопатов как средства профилактики нарушений письменных видов речи"
(проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста)
Учителя-логопеда
I
квалификационной
категории
Серковой
Ирины Ивановны
Боровский район 2012
Содержание
1. Краткое описание проекта………………………………………………………… | 4-8 |
| 4 |
| 4-6 |
| 6 |
| 6 |
| 6 |
| 6 |
| 6 |
| 7 |
| 7 |
| 7 |
| 7 |
| 7 |
| 7-8 |
| 8 |
| 8-16 |
| 8-13 |
| 8-9 |
| 10-12 |
| 12-13 |
| 13-16 |
| 13 |
| 14 |
| 15 |
| 15-16 |
| 16-19 |
| 16-17 |
| 18 |
| 19 |
| 19 |
Приложения…………………………………………………………………………… | 20-69 |
Приложение 1…………………………………………………………………………. | 20-24 |
Приложение 2…………………………………………………………………………. | 25 |
1. Краткое описание проекта
1. 1. Актуальность проекта
«….. истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Современная действительность показывает, что освоение письменной речи у детей происходит, в основном, уже в старшем дошкольном возрасте. Следовательно, занимаясь вопросами подготовки к школе дошкольное образование должно решать проблему профилактики нарушений письменных видов речи. Особенно важен этот момент в условиях предъявляемых ФГТ к содержанию общеобразовательной программы дошкольного образования. Ведь, ФГТ указывает на необходимость целостного личностно-ориентированного развития детей, в том числе и дошкольников с нарушениями речи, получающих образование по программе. Результат работы, согласно федеральным государственным требованиям, должен обеспечивать «универсальные предпосылки учебной деятельности», «сформированность умений и навыков, необходимых для осуществления различных видов деятельности». [9, пункт 3.5]
Особенно остро данный вопрос стоит в ходе коррекционно-образовательной деятельности с дошкольниками-логопатами в рамках дошкольного общеобразовательного учреждения.
Источники специальной педагогической литературы, освещающие тему профилактики нарушений письменных видов речи у логопатов, утверждают, что развитие данных видов речи у них, как правило, не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графомоторным навыком. У большинства детей, страдающих нарушениями речи, отмечается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчёта размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. [12]
Таким образом, наиболее раннее, предшкольное, усвоение подобного навыка детьми с проблемами в развитии речи, даст возможность предупредить глобальные нарушения письменной речи в» школьной жизни".
1.2. Новизна проекта
Новизна представленного проекта заключается в том, что он реализует коррекционно-профилактическое направление логопедической работы с учётом компетентностного подхода.
В НОД (ранее - занятия) воспитателей ДОУ по проблеме «Формирование графомоторных навыков у дошкольников» отводится недостаточное место, воспитатели, если и сосредотачивают своё внимание на развитие мелкой моторики, то на уровне пальчиковых игр это не носит системный характер, что недостаточно, особенно для логопатов. В самостоятельной деятельности дети не стремятся к точности выполнения движений, характеризующих формирование, развитие графомоторных навыков.
Для обеспечения эффективного формирования графомоторных навыков у дошкольников-логопатов возникла необходимость в разработке данного проекта.
В последние годы дошкольная педагогика поддерживает целостное развитие личности, этого придерживается и коррекционная педагогика, в этом случае прослеживается необходимость внедрения инновационных подходов в работе.
По данным педагогической науки одним из таких - является компетентностный подход. Указанный подход в дошкольном образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение детьми умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Основной ценностью компетентностного подхода становится не усвоение суммы сведений, а освоение дошкольниками, в том числе и с речевыми нарушениями, таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. [14]
Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность ребёнка к самореализации, к умению использовать свой потенциал.
Применение данного подхода актуально и в контексте формирования графомоторных навыков как средства профилактики письменных видов речи у логопатов старшего дошкольного возраста. Ведь, в ходе использования профилактических, пропедевтических мер, детям не даётся навык как таковой, сам по себе. Им предлагается в доступной форме решить проблему развития потенциала (принцип взаимосвязи психических функций), необходимого для развития и непосредственно графомоторных навыков, и для усвоения письменной речи в целом.
Таким образом, использование предложенного инновационного подхода в рамках формирования графомоторного навыка способствует не только актуализации многих знаний, умений, навыков, но и решает задачу развития умений пользоваться усвоенным материалом; совершенствует личность в целом.
1.3. Гипотеза
Специально организованные систематические мероприятия, направленные на формирование графомоторных навыков у логопатов старшего дошкольного возраста, создадут предпосылку для нормативного освоения письменных видов речи.
1.4. Проект позволяет решать проблемы
1. С теоретической точки зрения - расширить кругозор учителя-логопеда, воспитателя, интересующегося данной темой.
2. С практической точки зрения – даст возможность применить данную информацию учителю-логопеду в коррекционно-образовательной деятельности, воспитателю в различных областях непосредственно образовательной деятельности.
1.5. Объект и предмет проекта
Объектом проекта является развитие графомоторных навыков у дошкольников-логопатов.
Предметом работы является освещение систематизированного материала по формированию графомоторных навыков у дошкольников-логопатов как средства профилактики нарушений письменных видов речи.
1.6. Цель и задачи проекта
Целью проекта является - разработать и показать « стратегию» коррекционного воздействия педагога по формированию графомоторных навыков у логопатов.
Задачи, помогающие реализовать эту цель:
- Проанализировать научно-методическую литературу по предложенной проблеме.
- Сформулировать значимые аспекты деятельности по формированию графомоторных навыков у детей, страдающих проблемами речевого развития.
- Определить основные этапы работы по данному виду деятельности.
4. Создать и апробировать на практике систему мероприятий по формированию данного навыка, проанализировать результаты.
5. Представить практические материалы, дающие возможность реализовать эффективную работу в этом направлении.
1.7. Срок реализации проекта
2010 (декабрь) – 2011 гг. – этап проектирования работы.
2011 – 2012 гг. – этап становления, реализации, стабильного функционирования проекта, этап завершения функционирования проекта.
1.8. Этапы реализации проекта
Этап проектирования проекта:
-изучение и анализ литературы по проблеме;
- отбор содержания под данный проект;
-обеспечение готовности к реализации проекта.
Этап становления, реализации, стабильного функционирования проекта:
- диагностический;
- мотивационно-подготовительный (внедрение);
- деятельностный (апробирование);
- рефлексивный
Этап завершения функционирования проекта:
- сравнительный анализ результатов при апробации и внедрении проекта;
- самоанализ деятельности;
- по итогам рекомендовать реализацию проекта учителям-логопедам других ДОУ.
1.9. Сфера использования проекта
Весь коррекционно-образовательный процесс.
1.10. Круг пользователей
Данный проект предназначен для использования учителями-логопедами дошкольных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольных образовательных учреждений, имеющих в своём составе детей, страдающих нарушениями речи – логопатов.
- Масштабы проекта
Разработка и апробация проекта ведётся в рамках МДОУ «Детский сад №9 «Радуга» г. Балабаново. В проекте принимают участие 15 дошкольников-логопатов логопункта ДОУ. С 2010 года (декабрь) происходило постоянное изучение, анализ, накопление материала; создание разработок в виде диагностической карты, перспективного плана, игр-ситуаций, игр-тренингов и т.д..
1.12. Ресурсы проекта
Методическая литература, интернет – ресурсы.
МТБ:
Логопункт, музыкальный зал.
Кадровое обеспечение:
Учитель-логопед, воспитатель.
1.13. Планируемые результаты
Какие я жду изменения связанные с применением данной системы в корреционно-педагогической деятельности:
Дошкольники-логопаты.
1. Компетентная личность в применении графомоторного навыка в дальнейшем образовательном уровне (школьном).
2. Активизация познания по проблеме приведет к повышению мотивации деятельности. 3. Развитию самостоятельности в поиске новых знаний в вопросах графомоторного развития в дальнейшей жизни.
Учитель - логопед.
1.Рост профессиональной и личностной компетентности учителя-логопеда.
2. Пополнение инновационными приёмами методической копилки.
3. Умение моделировать логопедическую деятельность в режиме оптимизации коррекционно-образовательной деятельности.
Воспитатели и родители.
1.Расширение круга логознаний по проблеме.
2.Формирование способности применить полученные знания для оказания необходимой помощи детям.
1.14. Ожидаемые результаты
- в ходе проекта у учителя-логопеда выстроится система по формированию графомоторного навыка у логопатов старшего дошкольного возраста;
- учитель-логопед откроет для себя новые темы, которые могут послужить основой для новых педагогических проектов;
- повышение своего профессионального уровня
- повышение компетентности в вопросах развития графомоторного навыка у родителей, воспитателей;
-адекватное формирование графомоторного навыка у дошкольников-логопатов как средства профилактики нарушений письменных видов речи.
2. Деятельность в рамках проекта
2.1. Этап проектирования проекта
2.1.1. Изучение и анализ литературы
Изучая научную и методическую литературу, отечественный опыт работы специалистов пришла к выводу, что:
1. Проблема нарушений письменных видов речи интересовали учёных с давних времён. В разные времена данным вопросом интересовались: А. Куссмауль, Д. Гиншенвульд, О. Ортон, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, А.Р. Лурия и др.. [8, с.439-444]
Специалисты, занимающиеся нарушениями письменных видов речи обозначили, их как: дислексия, дисграфия и более сложные их формы алексия, аграфия.
Так, например, под дисграфией понимают частичное специфическое нарушение процесса письма. Аграфия же - неспособность усвоения процесса письма. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Алексия - неспособность усвоения процесса чтения.[8, с. 671]
Надо отметить, что во всех случаях нарушений письменных видов речи в определённый момент происходит сбой различных операций процесса, который и приводит к специфическим проблемам.
Современная действительность показывает - предпосылки к дисграфии и дислексии всё чаще встречается и у логопатов с общим недоразвитием речи (системным) различных уровней, и у детей с минимальными нарушениями развития речи.[1, с.76]
Таким образом, существует необходимость проведения ранних профилактических мероприятий по предупреждению ошибок письменных видов речи, особенно у дошкольников логопатов. Ведь, несформированность устной речи и ряда функций, способствующих овладению письмом и чтением, может привести к дефектам в развитии письменной речи.
2. Авторы, освещающие вопросы письменных видов речи, утверждают, что письмо и чтение представляют собой сложные формы речевой деятельности, многоуровневые процессы.[8, с. 458] В них принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный, которые отвечают за деятельность звеньев в цепочке совершаемых операций в ходе процесса. Между всеми анализаторами существует тесная взаимосвязь.
Графомоторные навыки, по данным специалистов, являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым, они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом.[7, с.9]
Необходимо отметить, что, если говорить о чтении как, о "контролирующей форме" письма, то целесообразно считать графомоторный навык и составной частью процесса чтения.
Следовательно, профилактические мероприятия, оказывающие предупреждение нарушений письменных видов речи, должны включать в себя и направления, связанные с формированием вышеуказанных (графомоторных) навыков и функций непосредственно, связанных с ними (пространственно - временные представления, функции зрительного восприятия, сенсомоторная координация, и т.д.).
Итак, исходя из изложенного в параграфе, можно сказать о том, что наличие сформированных графомоторных навыков у дошкольников старшего возраста с нарушениями речи является необходимым моментом в развитии процессов письма и чтения.
2.1.2. Отбор содержания под данный проект
При создании проекта учитываются следующие факторы:
- Определение методологических аспектов построения работы.
- «Схема скоординированного воздействия».
- Использование компетентностного подхода.
- Определение значимых аспектов формирования графомоторных навыков.
Определение методологических аспектов построения работы по формированию графомоторных навыков у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.
Стратегия работы по формированию графомоторных навыков у дошкольников - логопатов строится с учётом основных принципов логопедической науки и общедидактических принципов (см. табл.1):
Таблица 1.
Логопедические принципы | Дидактические принципы |
- принцип системности -принцип развития -принцип поэтапного повышении требований | - принцип наглядности -принцип доступности -принцип сознательности и активности -систематичности -принцип постепенности - индивидуальный подход |
Используются методы (см. схему 1):
Схема 1.
Применяются приёмы (см. схему 2):
Схема 2.
«Схема скоординированного воздействия».
Процесс коррекционно-образовательной деятельности для наибольшей эффективности реализуется согласно "схеме скоординированного воздействия" на дошкольника с речевыми нарушениями (см. схему 3)
Схема 3.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД | ||
ЛОГОПАТ | ||
ВОСПИТАТЕЛЬ | РОДИТЕЛЬ |
Используется компетентностный подход для стимулирования в детях стремления к самостоятельности, активности, творческому самовыражению, оценке собственных достижений.
Определение значимых аспектов формирования графомоторных навыков.
Коррекционно-образовательной деятельность реализовывается в системе мероприятий по формированию компетенции в области формирования графомоторных навыков у дошкольников-логопатов. Данная система включает четыре этапа, при которой логопедическое воздействие осуществлялось последовательно в доступной и интересной детям форме.
- Диагностический.
- Мотивационно-подготовительный.
- Деятельностный.
- Мониторинговый (по типу диагностического).
- Рефлексивный.
Итак, можно сделать вывод о том, что логопат старшего дошкольного возраста, так же как и сверстник без нарушений в речевом развитии может достигнуть целостного развития личности при:
- чётких, скоординированных, грамотно спланированных действиях заинтересованных лиц;
- адекватно подобранных методологических аспектов;
- учёте инновационного – компетентностного – подхода в условиях поэтапной реализации системы мероприятий коррекционно-образовательной деятельности.
2.1.3. Обеспечение готовности к реализации проекта
Формируется группа практических компонентов необходимых для реализации проекта:
- план работы;
- диагностическая карта;
- подбираются технологии.
План работы.
План работы носит адаптивно-динамический характер, что позволяет изменять ход действий исходя из индивидуальных особенностей, временных особенностей освоения того или иного вопроса и т.п.. [Приложение 1, с.20-24]
Диагностическая карта.
Диагностическая карта составляется с учётом факторов подлежащих диагностическим процедурам. Развитие их непосредственно влияет на формирование графомоторного навыка. [Приложение 2, с.25]
Технологии.
Подбираются технологии, способствующие диагностированию, формированию, развитию, совершенствованию факторов, влияющих на формирование графомоторного навыка.
1.Технология диагностики уровня сформированности графомоторного навыка.
2.Технология игр-тренингов – позволяет решить проблему автоматизации (закрепления) какого-то трудно формирующегося или вновь приобретённого момента. Реализуются игры-тренинги согласно инструкции. Следовательно, помимо закрепления определённого навыка способствуют самоорганизации, самоконтролю, быстроте реакции.
3.Технология игр-ситуаций – носит исследовательский характер. Предлагается решить проблему путём исследования. Носит характер самопознания, развивает творческий потенциал.
4. Технологии правильного письма, предложенные Т. Успенской – способствует развитию навыка работы непосредственно на листе бумаги, предлагает определённую последовательность в формировании навыка. [13]
5. Технологии Е.В.Колесниковой «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет». [11]
Таким образом, создание практических компонентов систематизирует деятельность, оптимизирует коррекционно-педагогический процесс.
2. 2. Этап становления, реализации, стабильного функционирования проекта
2.2.1. Диагностический этап
Цель: обследовать уровень сформированности функций, напрямую связанных с овладением графомоторного навыка на определённом этапе.
Задачи:
- определить ведущую руку;
- определить уровень развития мелкой моторики;
- определить уровень развития пространственно- временных представлений;
- выявить трудности зрительного восприятия;
- определить уровень развития графического навыка.
Путь реализации:
- Первичная диагностика.
- Вторичная диагностика (мониторинговые исследования в конце деятельностного этапа).
- Диагностика по окончании проекта.
Отслеживание результатов:
Ведение диагностических карт группы.
Планируемый результат:
Выявление «пробелов» в развитии графомоторного навыка факторов, способствующих его формированию.
Определение уровня сформированности графомоторного навыка на разных этапах реализации проекта.
2.2.2. Мотивационно-подготовительный этап
Цель: создать мотивацию к потребности овладения графомоторным навыком у заинтересованных лиц (логопат, родитель) и целесообразно организовать соответствующую предметно-развивающую среду.
Задачи:
- познакомить детей, в игровой форме, со значимостью навыка;
- сформировать у родителей представление о понятии графомоторного навыка и о его значимости;
- подобрать необходимые материалы и пособия для создания оптимальной предметно-развивающей среды.
Путь реализации (см. схему 4):
Схема 4.
Отслеживание результатов:
Анализ эмоционального настроя детей (с помощью смайликов).
Анализ характера заданных вопросов от воспитателей и родителей.
Планируемый результат:
Стимулировать интерес дошкольников-логопатов к дальнейшим действиям.
Повысит интерес воспитателей и родителей к проблеме.
2.2.3. Деятельностный этап
Цель: развивать у детей самостоятельность в графомоторных проявлениях: продумывание схемы собственных действий, осуществление, контроль, самоанализ.
Задачи:
- учить видеть целостную картину предлагаемого задания;
- развивать способность к самостоятельности выполнения;
- формировать умение координировать свои действия, включая в работу различные анализаторы;
- способствовать развитию функции анализа собственных действий.
Путь реализации (см. табл.2):
Таблица 2.
ПУТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ЭТАПА | ||
С детьми | С педагогами | С родителями |
- занятия - игры - тренинги - игры - ситуации - тематические мероприятия | - консультации - рекомендации | - стендовые консультации - рекомендации по закреплению пройденного |
Отслеживание результатов:
Промежуточный мониторинг (вторичные диагностические исследования в конце деятельностного этапа).
Анализ выполненных работ детей-логопатов.
Анализ характера ошибок при выполнении заданий.
Анализ характера заданных вопросов от воспитателей и родителей.
Планируемый результат:
Формирование графомоторных навыков.
Актуализация полученных навыков.
Расширить интерес воспитателей и родителей по проблеме.
2.2.4. Рефлексивный этап
Цели: способствовать осознанию и активизации собственно исполнительской деятельности, использованию накопленного опыта.
Задачи:
- способствовать проявлению творчества в реализации графомоторного навыка;
- совершенствовать умение контролировать свою деятельность.
Путь реализации (см. схему 5):
Схема 5.
Отслеживание результатов:
Анализ характера проявлений полученного опыта.
Диагностика по окончании проекта
Планируемый результат:
Проявление умений детей-логопатов по самореализации полученного опыта.
Свободные проявления воспитателей и родителей в оказании помощи по вопросам, возникающим у дошкольников.
3. Этап завершения функционирования проекта
3.1. Сравнительный анализ результатов, достигнутых в ходе реализации проекта
Деятельность по формированию графомоторных навыков у дошкольников-логопатов как средства профилактики нарушений письменных видов речи в ходе проекта имела долгосрочный срок реализации и носила коррекционно-образовательный характер. Проект охватил 15 логопатов старшего дошкольного возраста.
Коррекционно-образовательное воздействие было построено с учётом инновационного, компетентностного подхода, и личностно-ориентированной направленности.
Работа, в указанный период, прошла четыре этапа (диагностический, мотивационно-подготовительный, деятельностный, рефлексивный).
Каждый этап подразумевал свой путь реализации с помощью определённых методов и приёмов.
Диагностические мероприятия показали:
Сентябрь 2011 г.
1.Средний балл по группе - 1,4
2.Высокий уровень сформированности графомоторных навыков - 33,3% (5 человек), средний - 26,7% (4 человека), низкий - 40% (6 человек).
Февраль 2012 г. (промежуточное мониторинг)
1. Средний балл по группе – 2,1
2. Высокий уровень сформированности графомоторных навыков - 40% (6 человек), средний -33,3% (5 человека), низкий - 26,7 % (4 человек).
Сравнительный анализ показал, что по отношению к сентябрю в феврале процентное соотношение с высоким уровнем сформированности, изучаемого навыка увеличилось на 6,7% -1 человек; со средним - увеличилось на 6,6% -1 человек; с низким уровнем – уменьшилось на 13,3% (2 человека).
Май 2012 г.
1.Средний балл по группе – 2,5
2.Высокий уровень сформированности графомоторных навыков - 66,7% (10 человек), средний - 20% (3 человека), низкий - 13,3% (2 человек).
При сравнении показателей за февраль и май можно увидеть, что процентное соотношение с высоким уровнем сформированности, изучаемого навыка увеличилось на 26,7% - 4 человека; со средним – уменьшилось на 13% -2 человека; с низким уровнем – уменьшилось на 13,4% (2 человека).
Таким образом, сравнительный анализ результатов показывает – количество детей со значительным улучшением сформированности графомоторного навыка значительно возросло. Так, по сравнению с сентябрём в мае высокий результат показали на 33,4% (5 человек) выше; средний – на 6,7% (1 человек) снизился, а низкий показатель уменьшился на 26,7% (4 человека).
Итак, результативность по общему показателю значительна, так же, по отдельным критериям баллы, "даваемые" дошкольниками- логопатами возросли.
Вывод:
1.Коррекционно-педагогическая деятельность по формированию графомоторных навыков в условия компетентностного подхода эффективна.
2.Практическая деятельность по формированию графомоторных навыков у дошкольников-логопатов должна иметь значимое место в корреционно - развивающем процессе, так как систематическое воздействие на функции, определяющие успешность овладения письменными видами речи, даёт положительный результат.
3.2. Самоанализ
Реализация проекта позволила подтвердить гипотезу о том, специально организованные систематические мероприятия, направленные на формирование графомоторных навыков у логопатов старшего дошкольного возраста способствуют совершенствованию данных навыков и служат средством профилактики нарушений письменных видов речи.
Компетентностный подход в условиях, которого осуществлялся проект, дал возможность сделать процесс не только эффективным, но и интересным.
Решение, поставленных задач - проанализировать научно-методическую литературу по предложенной проблеме; сформулировать значимые аспекты деятельности по формированию графомоторных навыков у детей, страдающих проблемами речевого развития; определить основные этапы работы по данному виду деятельности; создать и апробировать на практике систему мероприятий по формированию данного навыка, проанализировать результаты; представить практические материалы, дающие возможность реализовать эффективную работу в этом направлении - помогло разработать и показать «стратегию» коррекционно-образовательного воздействия учителя-логопеда по формированию графомоторных навыков у дошкольников - логопатов.
Считаю возможным и необходимым продолжить работу в данном направлении, так как, в ходе реализации проекта была достигнута положительная динамика в формировании графомоторного навыка.
Следует отметить: особые затруднения логопаты испытывали при выполнении заданий по развитию непосредственно графического навыка и зрительного восприятия.
В ходе проводимых мероприятий, наибольший интерес у детей вызывали игры -
ситуации и тематические мероприятия. Проанализированный опыт даёт возможность говорить о необходимости оптимизации некоторых форм работы, например, при работе с родителями: лучше давать задания, требующие проявления творчества (тематические выставки, конкурсы). Для повышения интереса детей в ходе работы с воспитателями лучше использовать разработки Е.В. Колесниковой - " Прописи для детей 5-7 лет", которые входят в комплект учебно-наглядных пособий, разработанный в русле авторской технологии.
В ближайшей перспективе считаю необходимым разработать критерии оценки для: анализа выполненных работ детей-логопатов, анализа характера ошибок при выполнении заданий, анализ характера заданных вопросов от воспитателей и родителей. В свою очередь, это позволит оптимизировать процесс выявления трудностей, возникающих в ходе реализации проекта.
- Рекомендации
Рекомендовать реализацию проекта учителям-логопедам других ДОУ, так как проект «Формирование графомоторных навыков у логопатов старшего дошкольного возраста как средства профилактики нарушений письменных видов речи» даёт возможность с минимальными затратами времени понять содержание деятельности по формированию графомоторных навыков детей с нарушениями речи.
4. Список литературы
- Брехунова Г.А. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи // Логопед. - 2007. № 4. С. 76-80.
- Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг// Логопед. - 2007. № 4. С. 81-89.
- Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе групее). М., 1978.
- Киселёва Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии / Интернет ресурс. - http://www.logoped-sfera.ru
- Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП// Интернет ресурс. http://www.adeli-metod.ru
- Кориневская Р.Г. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста // Интернет ресурс. - http://doshvozrast.ru
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ИД "МиМ", 1997 - 286 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. Л69 пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
- Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программ дошкольного образования /Приказ министерства образования и науки РФ №655, 2009.
- Принципы и методы коррекции нарушений речи: Межвуз. сб. научн. тр./ Под ред. Г.А. Волковой.- СПб.: Образование,1997.
- Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно - методическое пособие к рабочей тетради " От А до Я". - Изд. 2-е, перераб./ Е.В. Колесникова. - М.: Издательство "Ювента", 2009.- 80 с.: ил.
- Симонова О. Профилактика нарушений графомоторного навыка - Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения // Интернет ресурс. - http://logomag.ru
- Успенская Т. Уроки правильного письма.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
- Ярошевич Т.Я. Формирование языковой компетентности у старших дошкольников с ОНР на материале русских сказок // Интернет ресурс. - http://www.logoped-sfera.ru
Приложение 1, с. 20-23 | |||||
Перспективный план работы по формированию графомоторных навыков логопатов старшего дошкольного возраста 2011-2012 г.г. (план носит адаптивно - динамический характер). | |||||
месяц | неделя | задачи | мероприятия | работа с воспитателями | работа с родителями |
сентябрь | 1 | Обследовать развитие функций, напрямую связанных с овладением графомоторного навыка. Проанализировать результаты. | Диагностика | Консультация на тему: " Компетентностный подход" | Стендовая консультация на тему: " нарушение письменных видов речи" |
2 | |||||
3 | Создать положительный эмоциональный настрой, сформировать мотивационный аспект; формировать пространственно-временные представления. | Игры-ситуации: "Разноцветное путешествие", "Непослушная неделя", " Весёлые кочки", " Где твой друг?" | Консультация на тему: "Значимость развития мелкой моторики" | Сообщение о результатах диагностики ( в виде стендовой информации) | |
4 | |||||
октябрь | 1 | Развивать зрительное восприятие и память; способность к сенсомоторному интегрированию; мелкую моторику. | И/п* занятие (включение дополнительных упражнений)* | Рекомендовать включение в ежедневную работу с детьми во второй половине дня игры- тренинги: "Необычные дела", " Зоркие глазки". Рекомендовать включение пальчиковой гимнастики в те виды НОД где это возможно. | Стендовая консультация на тему: " Правила проведения линий и обводки по контуру" Рекомендовать выполнение упражнений на развитие графического навыка: "Проведи линии", "Обводим по контуру" |
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
ноябрь | 1 | Формировать умение ориентироваться в пространстве; развивать зрительно- моторную координацию; способствовать умению ориентироваться на листе бумаги; совершенствовать зрительное восприятие, память; познакомить с правилами проведения линий и обводки по контуру. | И/п* занятие (включение дополнительных упражнений)* | Рекомендовать включение упражнений на развитие умения ориентироваться в пространстве в те виды НОД, где это возможно. | Конкурс: " Придумать задание, где можно применить умение проводить линии и обводить по контуру". |
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
декабрь | 1 | Познакомить с правилами выполнения штриховки и копирования рисунков; совершенствовать зрительно-моторную координацию; формировать временные представления; формировать навык самоконтроля. | И/п* занятия (включение дополнительных упражнений)* | Рекомендовать включение в ежедневную работу с детьми во второй половине дня игры- тренинги: "Волшебный карандаш", " Внимательный ученик". Рекомендовать включение самомассажа пальцев рук в те виды НОД, где это возможно. | Стендовая консультация на тему: " Правила штриховки и копирование рисунка". Рекомендовать выполнение упражнений на развитие графического навыка: "Заштрихуй фигуру", "Раскрась так же", "Нарисуй так же". |
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
январь | 3 | Закрепить ранее сформированные навыки, актуализировать умения и знания; способствовать реализации потенциальных возможностей. | Игры-ситуации "Волшебная полянка", "Маша и медведь". Подготовка к мероприятию: "Гуси - лебеди на новый лад". | Провести совместное мероприятие (учитель-логопед и воспитатель): "Гуси - лебеди на новый лад". Рекомендовать включение в ежедневную работу с детьми во второй половине дня упражнения на развитие общедвигательных навыков. | Пригласить родителей на просмотр мероприятия "Гуси - лебеди на новый лад". |
4 | |||||
февраль | 1 | Обследовать развитие функций, напрямую связанных с овладением графомоторного навыка. Проанализировать результаты. | Контрольная диагностика | - | Сообщение о результатах диагностики (в виде стендовой информации) |
2 | Развивать способность к сенсомоторной интеграции; совершенствовать пространственно-временные представления; познакомить с правилами рисования по клеточкам; совершенствовать графомоторный навык. | И/п* занятие (включение дополнительных упражнений)* | Рекомендовать включение в деятельность детей во второй половине дня игры-ситуации: "Подарок для папы" (изготовление работ из не стандартных материалов - спички, палочки, пуговицы и т.п.), способствующих развитию графомоторных навыков. | Стендовая консультация на тему: " Рисуем и пишем по клеточкам" Рекомендовать выполнение упражнений на развитие графического навыка: " Рисуем и пишем по клеточкам" | |
3 | |||||
4 | |||||
март | 1 | Познакомить с правилами рисования по линеечкам; совершенствовать графомоторный навык, способствовать реализации потенциальных возможностей; актуализировать ранее, усвоенный материал по основным функциям взаимосвязанных с формированием графомоторных навыков. | И/п* занятие (включение дополнительных упражнений)* Игры - тренинги: "Доктор Ай-болит", "Мишка-торопыжка", "Быстрый карандаш". | Совместный анализ результатов вторичной диагностики. Внесение предложений по повышению эффективности. Рекомендовать включение в деятельность детей во второй половине дня игры-ситуации: "Подарок для мамы" (изготовление работ из не стандартных материалов - спички, палочки, пуговицы и т.п.), способствующих развитию графомоторных навыков. | Стендовая консультация на тему: " Рисуем и пишем по линеечкам" Рекомендовать выполнение упражнений на развитие графического навыка: " Рисуем и пишем по линеечкам" |
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
апрель | 1 | Способствовать развитию творческого потенциала, умению применять ранее, полученные навыки; совершенствовать мелкую моторику, графомоторные навыки. | И/п* занятие (включение дополнительных упражнений)* Игры-ситуации: "Играем нашими пальчиками", "Готовимся к выставке". | Совместно организовать выставку детских работ содержание, которых позволяет судить о сформированности графомоторных навыков. | Пригласить родителей на просмотр выставки. |
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
май | 1 | Способствовать реализации творческих способностей детей; совершенствовать умения пользоваться, полученными ЗУН; актуализировать, полученные ЗУН. | Подготовка к итоговому мероприятию: "Путешествие на планету графомоторика". | Провести совместное мероприятие (учитель-логопед и воспитатель): "Путешествие на планету графомоторика". | - |
2 | |||||
3 | Обследовать развитие функций, напрямую связанных с овладением графомоторного навыка. Проанализировать результаты. | Итоговая диагностика | - | Сообщение о результатах диагностики (в виде стендовой информации) | |
4 | |||||
* В занятия включались задания по технологии, разработанной Е.В. Колесниковой [10] - включение заданий, способствующих развитию функций взаимосвязанных с формированием графомоторных навыков и развитие непосредственно самого навыка. [Приложение 11] И/п*занатие – индивидуально/подгрупповое занятие | |||||
Приложение 2, с. 25
Пример диагностичекой карты (уровень сформированности графомоторных навыков)
Ф. И. ребёнка | определение ведущей руки | определение уровня развития мелкой моторики | определение уровня развития пространственно- временных представлений | выявление трудностей зрительного восприятия | определения уровня развития графического навыка | Всего | Сред. балл | |||||||||||
1. | ||||||||||||||||||
№ задания | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»
Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....
Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...
Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»
Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост количества образовательны...
Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .
Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...
- Мне нравится (2)