Коррекция произносительной стороны речи
консультация по логопедии по теме
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_zvukoproiznosheniya.docx | 45.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция произносительной стороны речи
Содержание
1. Этапы коррекции звукопроизношения.
2. Способы постановки разных групп звуков.
3. Приемы постановки звуков.
4. Особенности коррекции звукопроизношения при дизартрии.
5. Особенности коррекции звукопроизношения при ринолалии.
1. Этапы коррекции звукопроизношения
Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф. Ф. Рау выделяет 2 этапа, О. В. Правдина и О. А. Токарева – 3 этапа, М. Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения.
Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения.
Подготовительный этап
Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.
Содержание:
1. Формирование точных движений органов артикуляции:
а) с помощью логопедического массажа;
б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.
2. Формирование направленной воздушной струи.
3. Развитие мелкой моторики:
а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка,
лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).
4. Развитие фонематических процессов.
5. Отработка опорных звуков.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
1. Постановка звука.
Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.
Содержание:
1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.
2) Создание артикуляционной базы данного звука.
3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.
4) Отработка произнесения изолированного звука.
2. Автоматизация звука.
Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.
Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
3. Дифференциация звука.
Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.
Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков. Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки
(длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову).
1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).
2) Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:
– фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);
– фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);
– фонематические представления.
3) Прием связи звука и буквы.
2. Способы постановки разных групп звуков
Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф. Ф. Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.
Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука. Можно пользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких.
Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями.
Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время произнесения при помощи зонда меняет артикуляционный уклад. В результате получается требуемый звук. При данном способе ребенок самостоятельно не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям взрослого. После длительных тренировок он самостоятельно принимает необходимую артикуляционную позу, помогая себе шпателем или пальцем.
Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих.
Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью логопеда артикуляционная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.
Постановка звука при его искажении осуществляется с опорой на нормально произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными звуками опираются на их глухие парные звуки, и задача логопедической работы сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой голосового аппарата. При работе над заднеязычными взрывными звуками в работу включают корневую часть языка, а в качестве его исходной основы берется позиция переднеязычного взрывного. При постановке языка в качестве исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т.к. слог – это естественная для звука форма его реализации в речи. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу оказывается затрудненным. Необходимо предусмотреть возможные динамичные перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, если схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка не нарушены. Исходными для постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным [а], а для мягких согласных следует брать звуки в слоге с гласным [и]. В дальнейшей работе подключаются согласные в позициях перед остальными гласными. При этом внимание обращается на лабиализованные гласные, т.к. перед ними многие согласные претерпевают существенные артикуляционные изменения.
Важными для коррекционной работы являются опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.
3. Приемы постановки звуков
Звук «С»
1.По подражанию.
2.Произнесение опорных [и], [ф] при артикуляции [с].
3.Механически от [т]: кончик языка отводят зондом за нижние зубы,
ребёнок произносит «та-та-та» = «са-са-са».
Звук «Ш»
1.По подражанию.
2.Механически от [с]: кончик языка отводят зондом за верхние зубы,
ребёнок произносит «са-са-са» = «ша-ша-ша».
Звук «Р»
1.От [д]: упражнения «Дятел», «Барабанщик». Быстро и отрывисто
«стучать» кончиком языка по верхним альвеолам, произнося [д] = «др».
2.От чередования [т] и [д]: упражнение «Поезд» (имитация стука колёс)
= «тр-др».
3.От сочетания «дж»: упражнение «Заведи моторчик» = «дррр».
4.Постановка в 2 этапа:
1) фрикативный [р] от [ж], [з] или [д], можно от слогов «жа», «за»,
«да»;
2) механическое достижение вибрации с помощью шарикового зонда =
[р], слоги «ра», «дра».
Звук «Л»
1.По подражанию.
2.От межзубного произнесения [а] или [ы].
Звуки «К», «Г», «Х», «Й»
1.По подражанию.
2.Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и
продвигая его спинку назад: [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»;
[х] от [с]: «са-ся-хя-ха»; [j] от [з]: «за-зя-jа».
Звук «Ц»
1.По подражанию.
2.От чередования [т] и [с], постепенно ускоряя темп.
Звук «Ч»
1.По подражанию.
2.От чередования [т] и [щ], постепенно ускоряя темп.
3.От слога «ать»: подложить шпатель под язык, поднять его к
альвеолам, одновременно нажимая на углы губ, добавляя этим выдвижение
их вперёд как при [ч].
Звук «Щ»
1.По подражанию.
2.Механически: поднятие зондом кончика языка при произнесении
«сь» или «ся» = [щ] или слог «ща».
Мягкие согласные
1.По подражанию.
Предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное
восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными
твердыми фонемами (па – пя, aпa – апя и т.д.).
2.Обходной путь.
Ребенку предлагают:
– длительно произнести гласный [и], а затем слог пи; – повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], получается отчетливое [п’], с некоторым придыханием;
– перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом, затем так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко: получается сочетание апь;
– закрепив полученный мягкий звук [п] – [п’], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п’] –[а]), а потом сливая их;
– затем вводить слоги и слова с другими гласными.
3.Механический способ.
В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам и произносятся при полуоткрытых зубах и губах.
При произнесении [т] или слога та удерживать кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка): получается [т’] в изолированном виде или в открытом слоге (тя, тя, тя). Аналогичным путем из слога am получают слог атъ.
Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д’] от [д], [н’] от [н]. Далее произношение других мягких звуков отрабатывается в следующем порядке: [ф’], [в’], [п’], [б’], [м’], [с’], [з’], Что касается звуков [к’], [г’], [х’], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич», «на руке»).
Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем – их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).
Звонкие и глухие согласные
Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в оследовательности [б] – [д] – [г].
Подготовительные упражнения:
а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и па выдохе;
б) сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.
Все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.
Общие приемы для постановки звонких звуков:
1) По подражанию, используя тактильно-вибрационный способ.
2) Включение голоса на основе сравнения глухого и звонкого звуков (так- же можно использовать при этом тактильно-вибрационный способ).
3) Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый – сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шёпотом – А, громко-А, шёпотом- Э, громко-Э, шёпотом-И, громко-И, шёпотом-С, громко – З.
Важно, чтобы смежные артикуляции гласных и согласных были сходны:
И=С, О=Ш, У=В, А=К
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом – а. а. а. а... громко – а. а. а. а... шепотом – о. о. о. о... громко – о. о. о. о... шепотом –э. э. э. э... громко – э. э. э. э... шепотом – т. т. т. т... громко – д. д. д. д.
3. Для щелевых звуков: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос.
4.Непосредственный переход к звуку от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна,адра и т.п.).
4. Особенности коррекции звукопроизношения при дизартрии.
Основные задачи по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией:
1) развитие моторики артикуляционного аппарата;
2) формирование навыков правильного произношения и различения звуков;
3) преодоление затруднений, связанных с произношением слов со сложной слоговой структурой.
Особенности подготовительного этапа
Работу над произношением традиционно начинают с подготовительного этапа, который включает в себя:
1. Логопедический массаж.
2. Использование непроизвольных движений.
3.Использование рефлекс запрещающих позиций для предупреждения или ослабления патологически усиленных позотонических рефлексов у детей с церебральным параличом.
4. Пассивную, пассивно-активную, активную артикуляционную гимнастику.
5.Развитие речевого дыхания, голоса, формирование фонематических представлений.
В работе с детьми используют следующие виды массажа:
1) классический;
2) по биологически активным точкам (БАТ);
3) с элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.
Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, восстанавливает речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (В. А. Ковшиков, И. В. Блыскина, Е. А. Дьякова).
При дизартрии, наряду с сегментарным ручным массажем, может быть использован и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов – перекрестный точечный массаж К. А. Семеновой).
Вместе с ручным и пальцевым массажем можно использовать зондовый массаж Е. В. Новиковой.
У детей с тяжелой степенью дизартрии работу над речевой моторикой начинают с использования непроизвольных движений: зевание, жевание, глотание, покашливание (Г. В. Чиркина, М. В. Ипполитова). Непроизвольные движения закрепляются вследствие многократного повторения, в результате ребенок может производить их самостоятельно по речевой инструкции (затем эти упражнения используются для отработки необходимых артикуляционных движений).
Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелыми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня:
1) Для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик
языка или дотронуться до кончика языка шпателем.
2) Для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами.
3) Для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.
Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашливанием. Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания.
Спастичность артикуляционных мышц и шейной мускулатуры может усиливаться за счет влияния шейного тонического и лабиринтного тонического рефлексов. В этих случаях расслабление мышц артикуляционного аппарата надо начинать с выбора таких специальных поз, при которых тонические рефлексы либо не проявляются вовсе, либо проявляются минимально. При тяжелой спастичности занятия начинаются в следующих рефлекс запрещающих позициях (Е. М. Мастюкова и М. В. Ипполитова).
Рефлекс запрещающая позиция 1. Используется при выраженности лабиринтного тонического рефлекса. В положении на спине, голова, плечи и шея ребенка несколько сгибаются; также сгибается спина, бедра и колени. Мышечное расслабление достигается путем равномерных плавных раскачиваний.
Рефлекс запрещающая позиция 2. Используется при выраженности шейно-тонического рефлекса. В положении на спине, ноги слегка согнуты в коленных суставах, руки вытянуты вдоль туловища. Логопед помещает свою руку под шею ребенка, давая возможность голове свободно откинуться назад, плечи при этом несколько сгибаются, шея вытягивается.
Рефлекс запрещающая позиция 3. Используется также при выраженности шейного тонического рефлекса. Положение на спине, с вытянутыми ногами и руками и головой, слегка закинутой назад.
После того как выбрана адекватная поза для уменьшения влияния позотонических рефлексов, приступают к расслаблению мышц шеи, лица, артикуляционного аппарата с помощью специальных приемов.
1) Расслабление мышц шеи.
Упражнение 1. Ребенок лежит на спине в рефлекс запрещающей позиции 2, голова несколько свешивается назад, одна рука логопеда на шее ребенка сзади, другой рукой он производит ритмические движения головы ребенка кругового характера сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Производится несколько пассивных движений, затем ребенок стимулируется к повышению активных движений.
Упражнение 2. Ребенок в том же положении. Но его голова слегка свешивается через край стола. При этом она помещается на качающуюся дощечку. В этом положении производятся те же ритмические круговые движения головой. Вначале эти движения производятся пассивно, потом пассивно-активно. Наконец, ребенок производит активные движения. Их легче выполнять под счет или музыкальную мелодию.
Упражнение 3. Ребенок в положении на животе. Голова свисает через край стола. Проделываются те же движения.
При тяжелой спастичности расслабление мышц лица производится в рефлекс запрещающей позиции I. Вначале обязательно производится расслабляющий массаж мышц лица.
2) Расслабление губных мышц.
При тяжелой спастичности проводится в рефлекс запрещающей позиции.
2. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Направление движения пальцев к середине губ. При этом верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение производится по отношению к нижней губе, а затем и к обеим губам. За время проведения следующего упражнения указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движение идет вверх на верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз на нижней губе, обнажая нижние десны.
Во время следующего упражнения логопед помещает кончики своих указательных пальцев в углы рта ребенка, растягивает его губы с помощью пальцев. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение.
Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.
Пассивной гимнастикой называется такая ее форма, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия – под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. Гимнастика сопровождается обязательным зрительным контролем. Движения производятся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается:
происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Затем, если ребенок может самостоятельно удерживать необходимые положения губ, языка, произвольно менять их, переходят к активной гимнастике, производимой по инструкции логопеда (О. В. Правдина, Г. В. Чиркина).
В работе используют такие виды гимнастики:
1) Гимнастика для мимических мышц и артикуляционного аппарата. Традиционные артикуляционные и мимические упражнения рекомендуется проводить с использованием предметных и ситуативных картинок, изображающих персонажей известных сказок и животных с характерными мимическими и артикуляционными выражениями и позами, сопровождать картинки и позы соответствующими стихотворениями, например: «Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я – хоботок есть у меня!» Очень интересна детям «Сказка о весёлом
дифференцированных произвольных движений, контроль за положением органов артикуляции затормаживают насильственные движения.
Е. М. Мастюкова и М. В. Ипполитова рекомендуют учить пить через соломинку, захватывать и удерживать губами леденцы и палочки различного размера и т.п.
2) Гимнастика на дистальные отделы
Здесь логопед может использовать такие вспомогательные средства как:
а) «пальчиковый бассейн» (авторская разработка логопедов Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей), представляющий коробку высотой 6 – 8 см, заполненную горохом и фасолью. Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне», заключающейся, например, в поиске предметов разной величины, формы, фактуры, способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис, пальцевой гнозис.
б) «разноцветные прищепки», сдавливающие подушечки пальцев и активизирующие клетки коры головного мозга. Продолжительность процедуры – от 3-5 – до 7-10 минут по схеме: 1-3 дни – большой палец, 4-6дни – большой и указательный пальцы, 7-9 дни – большой, указательный и средний пальцы. Затем нагрузки снижаются по той же схеме. Показаниями к применению являются глубокие задержки психоречевого развития, атонически-астатическая форма ДЦП. Если наблюдается негативная реакция или возбуждение, процедуру необходимо прекратить.
в) резинки различной степени упругости, массирующими движениями надеваемые на пальцы и снимаемые с них.
г) логопедическая щётка «Ёжик» (авторская разработка логопедов Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей), с помощью многочисленных точечных раздражителей которой мышцы руки получают достаточно сильные и точные двигательные кинестезии. В упражнениях используются попеременные и синхронные движения обеими руками. На первых этапах работы продолжительность занятий не регламентируется временем и количеством повторений, а зависит от эмоционального настроя ребёнка, его готовности к совместным действиям.
Параллельно с развитием подвижности артикуляционной мускулатуры на подготовительном этапе идет активная работа над коррекцией дыхания, голоса, формированием фонематических представлений. Данные направления будут рассмотрены в соответствующих разделах.
Последовательность работы над звуками
Г. В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами:
1) степенью доступности звуков для произношения и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим;
3) возможностью подбора речевого материала, включающего звуки. Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия «орального образа звука». Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции).
По легкости артикуляции самыми простыми принято считать гласные звуки и среди них – [а], который образуется продвижением вперед прижатого ко дну ротовой полости языка.
Взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Самым лёгким взрывным звуком является [п], а звуки [ф], [в], [х] – самые лёгкие среди фрикативных.
Усвоение звука усложняется, если его артикуляция или акустическая характеристика близка к артикуляции или акустическим свойствам ранее усвоенного звука. В связи с этим постановка близких по артикуляционным и акустическим признакам звуков должна быть рассредоточена во времени.
Возможность подбора достаточного количества доступного речевого материала объясняет ситуацию, когда сначала изучаются более трудные по артикуляции звуки: например, звук [ы] раньше, чем звук [э], при этом [э] – более легкий.
Особенности постановки звуков:
1) Основными методами коррекции звукопроизношения являются:
двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова).
2) Наиболее распространённым методом постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации, когда вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляторным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем чётко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближённое произношение звука является для ребёнка с дизартрией определённой ступенью к овладению нормативной артикуляцией. Овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребёнок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г. В. Чиркина).
3) Значительно более длительные сроки работы над каждым звуком (О. В. Правдина).
4) Необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам (О. В. Правдина).
5) Опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы).
6) Учёт влияния на звукопроизношение патологически усиленных позотонических рефлексов и его предупреждение с помощью специальных упражнений в рефлекс запрещающих позициях.
7) Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно сочетается с работой над совершенствованием интонационной выразительности речи (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова).
Е. М. Мастюкова и М. В. Ипполитова подчёркивают, что основной задачей в работе над коррекцией речи при дизартрии является развитие речевой коммуникации, поэтому работа над звукопроизношением всегда должна облегчать, а не затруднять её.
5. Особенности коррекции звукопроизношения при ринолалии.
Логопедическая работа над звукопроизношением начинается в дооперационный период. Подготовительный этап коррекции произносительной стороны речи при ринолалии направлен на решение следующих задач:
- формирование направленной воздушной струи и комбинированного типа дыхания;
- развитие орального праксиса, перемещение языка в полости рта вперед, создание предпосылок для правильного звукопроизношения;
- формирование фонематического слуха.
Особенности подготовительного этапа
1.Избегание грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка в сторону), чтобы не утяжелять впоследствии произвольные движения, необходимые при закреплении артикуляций отдельных звуков. (А. Г. Ипполитова).
2.Пролонгированность процесса активизации мускулатуры артикуляционного аппарата.
3.Индивидуализация выбора артикуляционных упражнений с учетом состояния речевой моторики ребенка.
4.Использование вместе с общепринятыми специальных артикуляционных упражнений: гимнастики для нёба (глотание капель воды, позёвывание, полоскание горла, покашливание).
5.Максимальное использование непроизвольных движений при совершенствовании артикуляционного праксиса.
6.Ограничение количества выполняемых одномоментно артикуляционных упражнений (не более трех).
7. Использование приёмов логопедического массажа.
8.Формирование адекватных фонематических представлений.
Последовательность работы
Коррекционная работа начинается с гласных звуков [а], [о], [у], [э]. А. Г. Ипполитова предлагает работать в такой последовательности: [а], [э], [о], [ы], [у], [и], [я], [е], [ё], [ю]. Йотированные гласные формируются из сочетания [и] и соответствующего гласного [а, э, о, у]. После гласных А. Г. Ипполитова предлагает начинать работу над «полугласным» й (термин А. Г. Ипполитовой).
Л. И. Вансовская рекомендует начинать работу с гласных переднего ряда [и], [э], которые позволяют фокусировать выдыхаемую струю в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам. Кроме того, при произнесении этих гласных стенки глотки и мягкое нёбо работают более активно.
Традиционно принят следующий порядок работы над согласными звуками:
I. период: постановка или уточнение [п], [ф], [в], [т] и их мягких вариантов; постановка и закрепление [к], [х], [с], [г], [л], [б] и их мягких вариантов.
II. период: постановка и закрепление [д], [з], [ш], [р] и их мягких вариантов.
III. период: постановка и закрепление [ж], [ц] [ч] [щ]. Обязательно проводится дифференциация ротовых и носовых согласных: [м] и [п], [м] и [б], [н] и [т], [н] и [д] и их мягких вариантов.
И. И. Ермакова считает, что коррекцию звуков при ринолалии нужно начинать с наиболее доступных данному ребёнку.
Парные звонкие звуки отрабатываются традиционными способами.
Мягкие звуки образуются в результате добавления к артикуляции твердого звука подъема средней части языка к нёбу.
Особенности постановки звуков
1. При длинной и подвижной нёбной занавеске легче начинать с фрикативных звуков (щелевых [ф] и [с]), а нёбно-глоточная недостаточность
требует начинать с взрывных фонем ([п], [т], [к]). Общим же является первоначальный выбор глухих фонем, т.к. для них необходимо большее давление воздуха, они являются более ощутимыми (И. И. Ермакова).
2. Использование специфических и традиционных приёмов постановки звуков.
3. Использование такой механической помощи, как зажимание пальцами крыльев носа (локоть ребёнка поднят, чтобы была видна артикуляция, левая ноздря зажимается большим пальцем, правая – остальными). На этот счёт имеются противоречивые мнения. В частности, И. И. Ермакова считает, что такая помощь целесообразна только в период вызывания звука.
4. Вызываемый звук сразу не называется. Даётся чёткая артикуляция этого звука и направленный выдох, например: «Губы сомкнуты, «выстрел» на ватку» – [п] и т.д.
5. Целесообразно вызывание звука непосредственно в составе слога, а не в изолированном положении.
6. Не рекомендуется использование утрированного, чеканного, протяжного произношения поставленного звука, т.к. при этом возрастает напряжение артикуляционной мускулатуры, увеличивается время смычки, усиливается эмиссия воздуха в нос.
7. Допускается использование промежуточных, приближённых артикуляций (межзубная, одноударная) – так называемых «аналогов звука» (Г. В. Чиркина).
8. При вызывании звука внимание ребёнка первоначально направляется на артикулему звука. Не следует фиксировать внимание ребёнка на звуке с привлечением слухового контроля. Это необходимо для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения (А. Г. Ипполитова).
9. Выбор приёма для вызывания звуков устанавливается строго индивидуально.
10. Максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков.
Особенности автоматизации звуков
Допускается автоматизация звуков-аналогов (Г. В. Чиркина).
Рекомендуется автоматизация не в прямых слогах, а в интервокальной позиции (А. Г. Ипполитова). Существенно важна координация фонации, дыхания, артикуляции автоматизируемых согласных. Вызванный звук, слоги, слова с ним нужно произносить сначала шёпотом, затем в звучной речи (Н. В. Червякова). Рекомендуется ранний переход от автоматизации на уровне звуков, слов к автоматизации на уровне фразы (И. И. Ермакова). Отработка новых артикуляционных навыков желательна не на произнесении стабильного речевого материала, а на материале, максимально приближенном к разговорной речи. Параллельно с коррекцией звукопроизношения идет работа по формированию навыков правильного голосоведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей
Предлагаю вашему вниманию подборку двигательно-речевых игр для детей старшей группы, которые могут проводиться как на занятиях логопеда, так и на занятиях по физвоспитанию. В каждой такой игре з...
Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."
Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...
Доклад «Современные технологии коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овл...
Что важно знать родителям о логопедической работе по коррекции произносительной стороны речи
В статье представлены ответы на вопросы родителей по организации логопедических занятий с детьми, страдающими нарушенями звукопроизношения: с какого возраста целесообразвно начинать логопедические зан...
ПРОЕКТ: «Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий »
Данный проект расчитан на один год индивидуальных коррекционных занятий в старшей или подготовительной к школе группе....
Презентация : "Фонетическая ритмика-метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников."
Фонетическая ритмика-это система упражнений, в которой взаимодействуют слуховой, речедвигательный и двигательный анализаторы. При выполнении упражнений движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны...
Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий
Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....