Непосредственно – образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Тема: «Зима»
Возраст: 5-6 лет (старшая группа) с ТНР.
Форма проведения: образовательная ситуация.
Цель:развитие познавательной, коммуникативной, речевой, эмоциональной и двигательной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевое развитие | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно – образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Зима»
Возраст: 5-6 лет (старшая группа) с ТНР.
Форма проведения: образовательная ситуация.
Цель:развитие познавательной, коммуникативной, речевой, эмоциональной и двигательной сферы.
Задачи:
Образовательные задачи: обобщить и систематизировать у детей представления о характерных признаках зимы, об изменениях в живой и неживой природе;
Развивающие задачи: учить устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями, находить сходства и отличия; развивать творческую активность, логическое мышление, воображение, фантазию, память.
Воспитательные задачи: Прививание интереса к окружающему миру.
Коррекционно - образовательные задачи: Уточнить и расширить представления о зиме, ее приметах, уточнить и активизировать словарь по теме, совершенствовать грамматический строй: учить образовывать качественные прилагательные, существительные уменьшительно - ласкательной формы, существительные родительного падежа, развивать навык образования прилагательных от существительных, подбора родственных слов, падежных окончаний, подбор глаголов прошедшего времени.
Коррекционно - развивающие задачи: развитие зрительного внимания, восприятия, мышления и памяти мелкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность, умение видеть красоту зимней природы.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентации, магнитная
доска, иллюстрации с зимними забавами детей, снег, шубка, домик.
План:
1 часть – вводная (2 минуты)
2 часть основная (15 минуты)
3 часть – заключительная (3 минуты)
Вопросы и задания:
Ход:
- Дети, какое сейчас время года? (зима) Да, но зима, к сожалению, заканчивается, и мы хотели бы сегодня поговорить об этом замечательном времени года. (Стук в дверь)
- Дети, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте, посмотрим от кого же оно.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети с острова Чунга-Чанга на нашем острове всегда жара. Мы очень весело живем, танцуем и поем, посмотрите (просмотр фото + музыка) (слайды 1-7) Мы узнали, что у вас сейчас зима. Но мы не знаем, что это такое. Расскажите нам о зиме».
Воспитатель:Дети, расскажите о зиме!
Дети читают стихи:
Отличается зима от весны и лета
Очень снежная она, вся в снега одета.
Реки скованы все льдом
И в узорах стёкла
Иней на ветвях висит
Вьюга дует в окна.
Небо серое с утра,
Падают снежинки.
- Дети, как называется явление природы, когда падает снег? (снегопад) А на острове Чунга-Чанга нет … (снега). У нас зимой бывает вьюга, а на острове не бывает… (вьюги). У нас зимой сугробы, а у них нет… (сугробов.) У нас на реках лед, а у них нет… (льда).
- А теперь не зевайте, слова мне про зиму называйте. Кому снежок кидаю, тот слово называет, и мне снежок назад бросает.
Холод (холодная),
Мороз (морозная),
Стужа (студеная),
Вьюга (вьюжная),
Снег (снежная),
Веселье (весёлая),
Красота (красивая),
Сказка (сказочная),
Белизна (белая),
Волшебство (волшебная).
? (отв- Дети, посмотрите на карточку, как вы думаете, что она обозначает? (Три зимних месяца: декабрь, январь, февраль). Правильно, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему еты детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.
А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете почему? (ответы детей) Потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
- А давайте назовем зимние приметы:
1. Если ночь морозная, тихая и звездная
Дым из труб идет столбом…
Дети: - Значит, ясно будет днем!
2. Пятна синие над лесом, снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели, ветер с юга…
Дети: - Жди метели!
3. Если рыба зимним днем ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом и о лед стучит хвостом –
Значит без сомненья …
Дети: - Ждите потепления!
- Отгадайте зимнюю загадку. Одеяло бело, всю землю одело. Что это? (снег) Почему же снег называют одеялом, снег ведь холодный? (ответы детей) Перед занятием я принесла два снежка. Один положила на блюдце, а другой завернула в шубку. Как вы думаете, какой снежок тает быстрее? Посмотрим, что же произошло. Снежок на блюдце растаял значительно больше. Потому, что шуба не пропускает комнатное тепло к снежку. Точно так же и снег не пропускает холод к земле. Поэтому не вымерзают корешки растений и насекомые, которые спрятались в землю. Дети, а как вы думаете, если бы Снегурочка, которую слепили в сказке бабушка с дедушкой, надела шубу, шапку, шарф, валенки и поехала на жаркий остров Чунга-Чанга, растаяла бы она там?
Варианты ответа:
1.Снегурочка растает от жары и шуба ей не поможет, так как от шубы еще жарче. (Ответ неверный.)
2.Она не растает совсем. (С таким ответом можно согласиться.)
3.Снегурочка сначала не растает, а потом жара все-таки проберется через шубу и снегурочка начнет таять. ( Такой ответ говорит о том, что ребенок обдумал ответ достаточно глубоко).
- Я думаю, что жители острова Чунга-Чанга поняли, что основными признаками зимы являются холод и снег. А давайте, покажем, как можно играть снегом.
Физминутка:
Снег-снежок, снег-снежок,
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег-снежок, снег-снежок,
Белая метелица,
Снег-снежок, снег-снежок,
Замело дорожки,
(Плавно качают руками вправо-влево)
Снег-снежок, снег-снежок,
Тает на ладошке.
(Поочерёдно вытягивают вперёд: то правую, то левую руку)
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем,
(Лепят снежки)
и друг в друга снежки
Весело бросаем.
(Бросают снежки)
Нам тепло во дворе,
(Хлопают в ладоши)
Не замерзли ушки,
(Потирают уши)
Накатаем мы снег
(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью)
В белый ком большущий.
(Разводят руки в стороны)
- У слова снег есть слова – родственники. Они похожи по звучанию. Давайте поиграем с этим словом. Я начну, а вы кончайте, вместе дружно продолжайте:
Логопед читает стихотворение И.С.Лопухиной «Снегопад» с мультимедийным иллюстрированием содержания стиха.
Тихо, тихо, как во сне, (слайд 8)
Падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки - (слайд 9)
Серебристые... (снежинки)
На поселки, на лужок (слайд10)
Все снижается... (снежок)
Вот веселье для ребят (слайд11)
Все сильнее... (снегопад)
Все бегут вперегонки ( слайд12)
Все хотят играть в... (снежки)
Словно в белый пуховик (слайд13)
Нарядился ...(снеговик)
Рядом снежная фигурка (слайд14)
Это девочка - ... (снегурка)
На снегу-то, посмотри- (слайд15)
С красной грудкой... ( снегири)
Словно в сказке, как во сне, (слайд16)
Землю всю окутал... ( снег). (слайд17)
Вот сколько родственных слов у слова снег. Давайте их повторим.
(Дети повторяют с опорой на слайды)
- А со снегом есть игра, называется - «Вчера».
Сегодня блестит, а вчера? (блестел)
Сегодня падает, а вчера? (падал)
Сегодня кружит, а вчера? (кружил)
Сегодня сверкает, а вчера? (сверкал)
Сегодня тает, а вчера? (таял)
Сегодня хрустит, а вчера? (хрустел)
- А еще ребятки у меня для вас загадка:
Что за снежный человек,
Нос – морковка, тело – снег,
Вырос посреди двора,
Где гуляет детвора,
Нарядился в пуховик
Белоснежный…(снеговик)
- Правильно, это снеговик. Посмотрите, каких симпатичных снеговиков слепили дети на прогулке (слайд
У большого снеговика – красный нос, а у маленького - …(красненький носик).
У большого снеговика – черные глаза, а у маленького - …
У большого снеговика – лохматая метла, а у маленького - …
У большого снеговика – зелёное ведро, а у маленького - …
У большого снеговика – длинный шарф, а у маленького - …
- А вы любите лепить снеговика? Давайте представим, что мы с вами решили слепить…(снеговика), мы приделали нос нашему…(снеговику), мы показали соседям нашего… (снеговика). Мы играли с нашим…(снеговиком), мы все рассказали о нашем… (снеговике). Давайте слепим снеговика.
Физминутка
Давай, дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла,
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечёт слегка,
Увы, и нет снеговика.
- Жители острова Чунга-Чанга, наверное, думают, что мы очень мерзнем зимой. Расскажите, как мы одеваемся? (ответы детей)
- А давайте расскажем, за что вам нравится наша Зимушка-Зима? (дети отвечают, вывешиваются картинки с зимними забавами). Молодцы, зима, правда, чудесное время года. Эти картинки мы отправим жителям острова Чунга-Чанга, пусть они узнают, как мы весело проводим время зимой. Вы рассказали, но не показали. Давайте покажем:
Пальчиковая гимнастика:
«1, 2, 3, 4, 5
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили.
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли».
-А что это у вас?
- Это снежный ком, но не простой, а волшебный.
Покатился снежный ком,
Покатился в снежный дом.
В домик мы сейчас заглянем,
И сюрприз мы там найдем.
- Вот вам вкусные разноцветные льдинки – угощения от зимы.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентации, магнитная
доска, иллюстрации с зимними забавами детей, снег, шубка, домик.
Материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, магнитная доска, иллюстрации с зимними забавами детей, снег, шубка, домик, снежный ком (мяч).
Литература: Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» Москва «Баласс» 2002г.
А.А. Вахрушев. ЕЕ Кочемасова Ю.А. Акимова И.К. Белова
«Здравствуй мир» Москва «Баласс» 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» образовательная область «Познание» по «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие за названием группы»
Программные задачи:Обучающие:1. Совершенствовать умение различать инаходить геометрические фигуры; выделять несколько признаков (цвет и форму);2. ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...
Непосредственно-образовательная деятельность по направлению «познавательно-речевое развитие»: образовательная область «Познание» (Окружающий мир) во второй младшей группе по теме: «Прогулка в зимний парк»
НОД по направлению "познавательно-речевое развитие", образовательная область "Познание" во второй младшей группе. "Прогулка в зимний парк", цель: обучать детей вести наблюдения за птицами, изучить обр...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по приоритетной области "Речевое развитие"
Конспект НОД по приоритетной области "Речевое развитие" . Подготовка к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Снежинки в корзинке"...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на лексическую тему «Птицы нашего края» для детей подготовительной к школе группы в форме «квест – игры»
В процессе ООД обучающиеся посредством разных видов деятельности, дидактических игр, познавательных заданий и игровых упражнений, объединённых в «квест – игру» линейного типа, обогащ...
Непосредственно образовательная деятельность по ФОП области «Речевое развитие» для детей средней группы по теме: «Путешествие в страну цветных карандашей»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Элементы используемых технологий: мнемотехника, здоровьесберегающая, игровая....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФОП области «речевое развитие» для детей средней группы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Элементы используемых технологий: мнемотехника, здоровьесберегающая....