Методичка на лето
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Карасева Валентина Ивановна

«Что можно делать летом, чтобы улучшить речь ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_na_leto_pamyatka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

УДАЧИ И ДО ВСТРЕЧИ В СЛЕДУЮЩЕМ

 УЧЕБНОМ ГОДУ!

«Что можно делать летом, чтобы улучшить речь ребенка»

Лето – пора отдыха, каникул и отпусков. Поэтому, зачастую, в течение трех летних месяцев родители не проводят с ребенком никакой развивающей работы. Счастливый ребенок целыми днями находится на улице. А осенью оказывается, что поставленные звуки он уже не в состоянии произнести правильно и логопеду приходится снова ставить те же самые звуки. Вместо того, чтобы закреплять навыки звукопроизношения или ставить более сложные звуки, логопед тратит время на то, что было сделано год назад. Что же делать? И какие существуют способы стимулировать речевое развитие ребенка так, чтобы это не мешало ему отдохнуть?

1. Во-первых, нужно заглянуть в тетрадь с домашними заданиями, которые в конце учебного года вам выдал логопед. Там написаны упражнения и задания для закрепления правильного произношения тех звуков, которые были поставлены в течение этого года. Не надо пугаться объема – помните, что у вас впереди три месяца. Но и откладывать эту работу тоже не стоит, вряд ли вы потом вспомните об этом. Постарайтесь выработать какой-то ритм, например, утром или вечером делайте с ребенком артикуляционную гимнастику. Выделите время в течение недели, чтобы проработать звуки по речевым заданиям в тетради. В ненастную погоду вы можете сделать чуть больше.

2. Обязательно следите как ребенок произносит те звуки, которые логопед ввел ему в речь. Не позволяйте ребенку коверкать звуки, которые он способен правильно произнести без зеркала. Обычно если ребенок уже научен произносить звук в словах и предложениях, он вполне может обойтись без зеркала.

3. Развивайте мелкую моторику в играх с разными предметами: с водой и песком, с природными материалами (веточки, шишки, камушки, ракушки, травинки, кусочки коры и бересты и т.д.), в играх с мелкими предметами (например, от киндер-сюрпризов), с паззлами, головоломками, конструктором, декоративными камушками (для украшения цветочных горшков и аквариума), с помощью рисования, лепки (из пластилина, теста, мокрого песка, пластики), выкладывая картинок из сушеных цветов, листьев и травинок и т.д. Любая игра, в которой требуются точные и аккуратные движения пальцев рук (а особенно – кончиков пальцев), развивает мелкую моторику. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи на уровне мозговых механизмов.

3. С этой же целью можно использовать такие летние развлечения как: рисование пальцем и веточкой на песке, перебирание под водой камушков, имитация руками в воде плавающих рыбок, осьминогов и т.д., собирание гербариев, мелких ягод, семян и их перебирание от мусора, плетение «заборчиков» из веточек и соломинок, создание из хвойных лапок «веников» и т.д.

4. Развивайте дыхание ребенка, ведь благодаря сильному, долгому, равномерному выдоху ребенку будет легче произносить звуки, особенно – звонкие ([З], [Ж], [Л], [Р], [Рь]). Для этого можно использовать: выдувание мыльных пузырей, обдувание одуванчиков, сдувание мелких мусоринок с ладони, с подушечки пальца, дутье на воду (в воде образуется ямка), надувание воздушных шаров, дутье на вертушки, а также – свистки, дудочки, детские флейты, губные гармошки и т.д. Запомните несколько простых правил, которые необходимо соблюдать, чтобы не навредить ребенку: 1) вдох делается спокойно, беззвучно, быстро, ртом и носом одновременно или только носом. При этом нельзя поднимать плечи и закидывать назад голову, 2) выдох делается либо сильно и долго, либо сильно и коротко, 3) нельзя беспорядочно дуть много раз подряд, очень быстро – закружится голова!

5. Развивайте слуховое внимание: спросите ребенка – какие звуки он слышит? Попросите его вспомнить и сказать: что можно услышать в городе, в деревне, в лесу, дома. Попросите его послушать – кто говорит неподалеку мужчина, женщина или ребенок? Что он слышит – плач или смех? Что слышно, когда дует ветер, идет дождь? Попросите сравнить – на какие другие звуки похож этот звук? Попросите подобрать звук речи, который наиболее точно отражает услышанный шум (например, дятел стучит – «Д! Д! Д!», мотор рычит – «р-р-р» и т.д.).

6. А самое главное – укрепляйте здоровье ребенка прогулками и играми на свежем воздухе, выездами на природу, здоровым питанием, полноценным отдыхом, закаливанием, подвижными играми и спортивными мероприятиями. Постарайтесь максимально оградить его от телевизора, компьютера и игр на сотовом телефоне, поскольку это ухудшает зрение (вплоть до близорукости! ) и перенапрягает нервную систему ребенка. Помогите вашему ребенку отдохнуть не только длительно, но и с максимальной пользой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Использование нетрадиционных методов в логопедических играх летом (и не только)".

 Нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием методов ТРИЗ "Зима -Лето"

Конспект НОД по развитию речи с использованием методов ТРИЗ "Зима - Лето"...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапии на тему "Лето", "Насекомые"

Конспект занятия  с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапиина тему «Лето» «Насекомые»Задачи:образовательные:закреплять обобщающие понятия «н...

«Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного метода)

laquo;Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного мето...

Использование нетрадиционных методов в логопедических играх летом (и не только).

В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств ...