Открытое совместное мероприятие музыкального руководителя и логопеда в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Совместное открытое мероприятие логопеда и музыкального руководителя в массовом детском саду в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa_otkrytoe.docx | 36.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ольховский детски сад»
Ольховского района Волгоградской области
ТЕМА: «МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ»
Методическая разработка
интегрированного музыкально-логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста
Разработали:
Шаповалова Светлана Александровна
музыкальный руководитель 1 категории,
Дудченко Галина Ивановна
учитель-логопед 1 категории
с. Ольховка,
февраль 2017 год
КОНСПЕКТ НОД
ТЕМА: «МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ»
Образовательная деятельность: художественно-эстетическая.
Интеграция образовательных областей: социально–коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тип занятия: интегрированное.
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Форма занятия: двигательная, музыкально-художественная, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Форма организации занятия: групповая.
Оборудование:
- демонстрационное: фортепиано, телевизор, кукла Масленица, магнитная доска-окно, иллюстрации «Масленица», «Солнышко», шкатулка.
- раздаточное: ленточки, круглые заготовки из картона (блины), клей, кисточки, манка, 2 сковородки, картинки на звуки С, З. магниты.
Предварительная работа:
Разучивание упражнений «Хороводный шаг», «Змейка», «Топающий шаг», р.н.п. «Блины», беседа о празднике Масленица.
Словарь новых слов: закличка.
Цель: Расширить знание детей о народном празднике «Масленица» через синтез различных видов деятельности.
Задачи:
- образовательные: формировать представления о традиции празднования Масленицы, о жанрах народных песен, их характере и эмоционально-образном содержании; формировать умение определять место звука в слове, дифференцировать звуки С-З;
- развивающие : развивать музыкальную память, чувство ритма, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; обогащать словарный запас; ритмичность и пластику движений в элементах русского хоровода, ловкость и сноровку в играх, артикуляционную и мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к народной культуре, любовь к музыке, желание исполнять народные песни в повседневной деятельности.
Ход НОД:
Под веселую музыку дети забегают в зал. Становятся полукругом
М.Р. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Скажите – мы рады видеть гостей. А друг друга вы видеть рады? Ну тогда давайте всем улыбнемся и поздороваемся .
Дети берутся за руки
Здравствуйте и добрый день (держаться за руки по кругу)
Говорить совсем не лень (выполняют мелкие покачивания)
Здравствуй Солнце (поднимают руки вверх)
И земля (опускаются на корточки, руки вниз)
Здравствуйте и вы друзья! (правая рука к груди, кланяются гостям)
Ну, вот, сразу как-то стало светлее и радостнее.
Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Сегодня утром, я нашла чудесную шкатулку. В таких шкатулках хранят бусы, украшения. Я решила её принести вам. Давайте её откроем и посмотрим что же там.
Открывают шкатулочку, в которой находятся атласные ленточки.
М.Р.: Интересно, что можно с ними сделать? А вот здесь имеется письмо.
«Ребята, приглашаю вас к себе в гости встретить чудесный и веселый праздник Масленица. Собирайтесь. Наряжайтесь, приходите без стесненья, предъявите хорошее настроение. Тетушка Галина»
Кажется, я поняла: «Нас приглашают на праздник Масленицы.
Ребята - Масленица, праздник старинный, народный, и в старину девицы надевали ленты на голову, а парни подпоясывались ими. Давайте и мы попробуем».
Дети надевают ленты (взрослые гости помогают).
М.р.: Вот и стали мы с вами красными девицами и добрыми молодцами. Можно и в гости отправляться. Но прежде чем, дойти к ней не просто. Нужно выполнить задание.
Друг за другом вы идите
Хороводы заводите.…
Итак, ребята, поняли задание? Нужно пройти хороводным шагом
Упражнение «Хороводный шаг»,
А сейчас за (Имя ребенка) дружно
Змейкою пойти нам нужно…
Перестроение в «Змейку»
Поставим мы на пояс руки.
И дробным шагом - друг за другом
Идут дробным шагом
Мы на стульчики идем,
Там присядем, отдохнем.
Садятся на стулья
Появляется Хозяйка.
Здравствуйте, ребята, милости прошу ко мне в горницу на беседу складную, да на забаву ладную. Я вас давно жду-поджидаю, двери не закрываю.
А пригласила я вас, что бы Масленицу отпраздновать. Откроем окошко да посмотрим немножко.
Картинка «Масленица»
М.Р.: Видите, русский народ гуляет, Масленицу справляет. Это Праздник проводов Зимы холодной, да встречи Весны красной.
Любили его на Руси, и праздновали целую неделю. В понедельник Масленицу встречали, а в воскресенье – сжигали!
Зазывали Масленицу специальными песенками, которые назывались «Заклички»
Давайте и мы с вами тоже разучим закличку:
Приезжай к нам Масленица
Широкая боярыня
На горках кататься!
С нами поиграться!
Хозяйка выносит Чучело Масленицы
М.Р.: А вот и Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая.
Пришла к нам на 7 деньков
Каждый день на масленицу имел свое определенное название. А давайте и мы вспомним, как назывались эти дни?
Д/и «Подскажи словечко»
1. Веселись и радуйся
Утро, день и вечер!
Наступает первый день –
Понедельник - … (встреча)
2. У меня еще вопрос…
Понедельник пролетел,
Вот и вторник зашумел.
Звучит веселый наигрыш
А вторник у нас - … (заигрыш)
3.Разгулялись, господа,
А на дворе уже среда.
Сладкая маковка
Под названием - … (лакомка)
4. Он и чистый, и широкий
То четверг уж на пороге.
В этот день ты не зевай,
Он зовется… (разгуляй)
5.Вот и пятница пришла,
Зятя в гости привела.
Есть блины, кататься с горки
Это – тещины … (вечерки)
6. А теперь пришла суббота,
Сидеть девчатам дома неохота,
И резвятся словно белки,
Это – золовкины … (посиделки)
7. День последний подошел,
Великий пост с собой привел.
В последний день едим блины печеные
А зовется воскресенье … (прощеное)
ХОЗ.: Молодцы, ребята, все загадки отгадали, все дни назвали.
Отгадайте еще одну загадку:
С маслом, медом и сметаной –
Всякие они вкусны!
Круглы, желты и румяны –
Наши солнышки. (Блины)
ХОЗ. Правильно. Говорят: « Без блинов не Масленица, без пирогов – не именины». Вот и я хочу вас блинами накормить.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИНАСТИКА «В гости приехали»
ТОЛСТЫЕ ДЕТИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«На блины»
Стала Маша гостей собирать: И Иван приди, И Степан приди, И Андрей приди, И Матвей приди, А Митрошечка, Ну, пожайлуста! | Хлопаем в ладоши. Кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проводим по всем пальцам левой руки по очереди, начиная, с большого. По мизинчику проводим 4 раза. |
Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, И Андрею блин, И Матвею Блин, А Митрошечке Мятный пряничек! | Хлопаем в ладоши. Большим пальцем левой руки нажимаем по очереди на подушечки пальцев. |
Стала Маша гостей провожать, Прощай Иван, Прощай Степан, Прощай Андрей, Прощай Матвей, А ты Митрошечка Моя крошечка, Да побудь со мной Еще немножечко. | Хлопаем в ладоши. По очереди загибаем пальчики на левой руке. Целуем мизинчик. Поглаживаем его снизу вверх. |
Всю масленичную неделю хозяйки пекут блины, угощают ими гостей.
М.Р. А про блины даже песня есть. Ребята, послушайте русскую народную песню «Блины»
ПЕСНЯ ДЛЯ ГОСТЕЙ «БЛИНЫ»
Дети выходят в круг.
ХОЗ: Ребята, скажите, а какую форму имеют блины? (Круг)
А на что они похожи (На солнышко)
М.Р. Правильно, блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем ярче будет светить солнышко.
В старину люди зазывали солнце. Давайте и мы с вами позовем солнышко.
ФИЗМИНУТКА СОЛНЫШКО
Солнышко-ведрышко
(руки вверх, пальцы растопырены)
Выгляни в окошечко!
(руки полочкой, подтянуть к подбородку)
Там малые дети
(присели)
Ждут твоего света
(руки под щечку)
Лепешки валяют
(имитация движений)
Тебя поджидают!
(руки вперед, «приглашают в гости»)
М.Р. : Вот и выглянуло наше солнышко. Самое время поиграть.
Д.И. « Звуковое солнышко»
Цель: уточнить правильную артикуляцию звука «С», сравнить с артикуляцией звука «З», определить место звука в словах (в начале, в середине, в конце).
Дети делятся на группы по 3-4человека и выбирают картинки, где звук С находится в начале, в середине и в конце слова.
Аналогично на звук З
ХОЗ: Весело позабавились. Но так хотела я ребят угостить блинами, да вот не успела.
М.Р. Да это не беда. Ребята с удовольствием помогут
«Эстафета: «Напеки блины»
ХОЗ: Ох и молодцы, сколько блинов напекли! А знаете, на Масленицу блинами принято угощать гостей. Может быть, мы подарим нашим гостям эти блинчики? (раздает детям блины, один оставляет себе).
Я тоже хочу подарить свой блин гостям, но сначала нарисую на нем свое настроение. Кто хочет, тоже может нарисовать.
Дети садятся за столы и рисуют клеем на блинчике глазки, носик, ротик и посыпают их манной крупой. Затем угощают блинами гостей.
Молодцы, ребята. Мы весело провели время, пора нам встречу завершать, да попрощаться с Тетушкой_Галиной. и Масленицей.
В старину на чучело завязывали ленточки и загадывали желания. Давайте и мы как водиться, ребята снимем ленточки, подойдем Масленице и завяжем их на прощание.
ИТОГ:
А теперь встанем в круг и вспомним, как весело мы сегодня провели время и что мы делали.
Повеселились мы сегодня замечательно, а теперь пора и блинами полакомиться.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование логопеда в старшей группе детского сада
Материал по лексическим темам в виде таблицы....
Детско-родительское мероприятие по экологии «Знатоки природы» Для старших групп детского сада
Детско-родительское мероприятие по экологии «Знатоки природы»Для старших групп детского сада...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...
Музыкальный квест"Веселые забавушки" в старшей группе детского сада
Форма проведения музыкального досуга в виде квест-игры...
Открытое занятие по развитию речи " Наша Армия" в старшей группе детского сада.
Цели: Развитие связной речи, памяти, внимания, навыков звукового анализа, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, речевого слуха, фонематического восприятия (дифференциация з...
Открытое интегрированное занятие «Путешествие в страну знаний» в старшей группе детского сада
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад №7 «Радуга» ул. 50 лет СССР 13Кулундинского района Алтайского края «Путешествие...
Сценарий музыкально - спортивного развлечения "Масленица" для старших групп детского сада
Данный сценарий развлечения "Масленица" содержит игры, песни, пляски для детей вместе со сказочными персонажами: Бабой-Ягой, Медведем, Солнышком и Весной....