Открытое совместное мероприятие музыкального руководителя и логопеда в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Дудченко Галина Ивановна

Совместное открытое мероприятие логопеда и музыкального руководителя в массовом детском саду в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa_otkrytoe.docx36.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Ольховский детски сад»

Ольховского района Волгоградской области

ТЕМА:  «МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ»

Методическая разработка

интегрированного музыкально-логопедического  занятия
для детей старшего дошкольного возраста

Разработали:

Шаповалова Светлана Александровна

музыкальный руководитель 1 категории,

Дудченко Галина Ивановна
учитель-логопед 1 категории

с. Ольховка,
февраль 2017 год

КОНСПЕКТ НОД

ТЕМА: «МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ»

Образовательная деятельность: художественно-эстетическая.

Интеграция образовательных областей: социально–коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие.
Тип занятия: интегрированное.

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).

Форма занятия: двигательная, музыкально-художественная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Форма организации  занятия: групповая.

Оборудование:

- демонстрационное: фортепиано, телевизор,  кукла Масленица, магнитная доска-окно, иллюстрации «Масленица», «Солнышко», шкатулка.

- раздаточное: ленточки, круглые заготовки из картона (блины), клей, кисточки, манка, 2 сковородки, картинки на звуки С, З. магниты.
Предварительная работа:

 Разучивание упражнений «Хороводный шаг», «Змейка», «Топающий шаг», р.н.п. «Блины», беседа о  празднике Масленица.
Словарь новых слов: закличка.
Цель:
  Расширить знание детей о народном празднике «Масленица» через синтез различных видов деятельности.

 Задачи:

- образовательные: формировать представления  о традиции празднования Масленицы, о жанрах народных песен, их  характере и эмоционально-образном содержании; формировать умение определять место звука в слове, дифференцировать звуки С-З;

- развивающие : развивать музыкальную память, чувство ритма, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; обогащать словарный запас; ритмичность и пластику движений в элементах  русского хоровода, ловкость и  сноровку в  играх, артикуляционную и мелкую моторику рук,  координацию речи с движением.
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к  народной культуре, любовь к музыке, желание исполнять народные песни в повседневной деятельности.


Ход НОД:

Под веселую музыку дети забегают в зал. Становятся полукругом

М.Р. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычная встреча. К  нам пришли гости.  Скажите – мы рады видеть гостей. А друг друга вы видеть рады? Ну тогда давайте всем улыбнемся и поздороваемся .

Дети берутся за руки

Здравствуйте и добрый день          (держаться  за руки по кругу)
Говорить совсем не лень                
(выполняют мелкие покачивания)
Здравствуй Солнце                         (
поднимают руки вверх)
И земля                                        (
опускаются на корточки, руки вниз)

Здравствуйте и вы друзья!        (правая рука к груди, кланяются гостям)


Ну, вот, сразу как-то  стало светлее и радостнее.  

Ребята, у меня для вас есть сюрприз.  Сегодня утром, я нашла  чудесную шкатулку.  В таких шкатулках  хранят бусы, украшения. Я решила её принести вам. Давайте её  откроем  и посмотрим что же там.

Открывают  шкатулочку, в которой находятся  атласные ленточки.

М.Р.:  Интересно, что можно с ними сделать?  А вот здесь имеется письмо.
«Ребята, приглашаю вас к себе  в гости встретить чудесный и веселый праздник Масленица. Собирайтесь. Наряжайтесь, приходите без стесненья, предъявите хорошее настроение. Тетушка Галина»

Кажется, я поняла: «Нас приглашают на праздник Масленицы.
Ребята - Масленица, праздник старинный, народный, и  в старину девицы надевали ленты на голову, а парни подпоясывались ими. Давайте и мы попробуем».

Дети надевают ленты (взрослые гости помогают).

М.р.: Вот и стали мы с вами красными девицами и добрыми молодцами. Можно и в гости отправляться. Но прежде чем, дойти к ней  не просто. Нужно выполнить задание.


Друг за другом вы идите
Хороводы заводите.…

Итак, ребята, поняли задание?  Нужно пройти хороводным шагом

Упражнение «Хороводный шаг»,


А сейчас за  (Имя ребенка) дружно
Змейкою пойти нам нужно…
Перестроение в «Змейку»

Поставим мы на пояс руки.
И дробным шагом - друг за другом

Идут дробным шагом

Мы на стульчики идем,
Там присядем, отдохнем.

Садятся на стулья

Появляется Хозяйка.

Здравствуйте, ребята, милости прошу ко мне в горницу на беседу складную, да на забаву ладную.  Я вас давно жду-поджидаю, двери не закрываю.

А пригласила я вас, что бы Масленицу отпраздновать. Откроем окошко да посмотрим немножко. 

Картинка «Масленица»

М.Р.: Видите, русский народ гуляет, Масленицу справляет. Это Праздник проводов Зимы холодной, да встречи Весны красной.  

Любили его  на Руси,  и праздновали целую неделю. В понедельник Масленицу встречали,    а в воскресенье – сжигали!

Зазывали Масленицу специальными песенками, которые назывались «Заклички»

Давайте и мы с вами тоже разучим закличку:

Приезжай к нам Масленица
Широкая боярыня

На горках кататься! 

С нами поиграться!

Хозяйка выносит Чучело Масленицы

М.Р.: А вот и Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая.

Пришла к нам на 7 деньков

Каждый день на масленицу имел свое определенное название.  А  давайте и мы вспомним, как назывались эти дни?

Д/и «Подскажи словечко»

        1. Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день –

Понедельник - … (встреча)

        2. У меня еще вопрос…

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас - … (заигрыш)

        3.Разгулялись, господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названием - … (лакомка)

        4. Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге.

В этот день ты не зевай,

Он зовется… (разгуляй)

        5.Вот и пятница пришла,

Зятя в гости привела.

Есть блины, кататься с горки

Это – тещины … (вечерки)

        6.  А теперь пришла суббота,

        Сидеть девчатам дома неохота,

И резвятся словно белки,

Это – золовкины … (посиделки)

        7. День последний подошел,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печеные

А зовется воскресенье … (прощеное)

ХОЗ.: Молодцы, ребята, все загадки отгадали, все дни назвали.

        Отгадайте еще одну загадку:  

        С маслом, медом и сметаной –

        Всякие они вкусны!
        Круглы, желты и румяны –
        Наши солнышки. (Блины)

ХОЗ. Правильно. Говорят: « Без блинов не  Масленица, без пирогов – не именины».  Вот и я хочу вас блинами накормить.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИНАСТИКА «В гости приехали»

ТОЛСТЫЕ ДЕТИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ  И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу). 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«На блины»

Стала Маша гостей собирать:

И Иван приди,

И Степан приди,

И Андрей приди,

И Матвей приди,

А Митрошечка,

Ну, пожайлуста!

Хлопаем в ладоши.

Кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проводим по всем пальцам левой руки по очереди, начиная,  с большого.

По мизинчику проводим 4 раза.

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин,

И Степану блин,

И Андрею блин,

И Матвею Блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек!

Хлопаем в ладоши.

Большим пальцем левой руки нажимаем по очереди на подушечки пальцев.

Стала Маша гостей провожать,

Прощай Иван,

Прощай Степан,

Прощай Андрей,

Прощай Матвей,

А ты Митрошечка

Моя крошечка,

Да побудь со мной

Еще немножечко.

Хлопаем в ладоши.

По очереди загибаем пальчики на левой руке.

Целуем мизинчик.

Поглаживаем его снизу вверх.

Всю масленичную неделю хозяйки пекут блины, угощают ими гостей.

М.Р. А про блины   даже песня есть. Ребята, послушайте русскую народную песню «Блины»

ПЕСНЯ ДЛЯ ГОСТЕЙ «БЛИНЫ»

Дети выходят в круг.

ХОЗ: Ребята, скажите, а какую форму имеют блины? (Круг)

А на что они похожи  (На солнышко)

М.Р. Правильно, блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем ярче будет светить солнышко.

В старину люди зазывали солнце. Давайте и мы с вами позовем солнышко.

ФИЗМИНУТКА СОЛНЫШКО

Солнышко-ведрышко

(руки вверх, пальцы растопырены)

Выгляни в окошечко!

(руки полочкой, подтянуть к подбородку)

Там малые дети

(присели)

Ждут твоего света

(руки под щечку)

Лепешки валяют

(имитация движений)

Тебя поджидают!

(руки вперед, «приглашают в гости»)

М.Р. : Вот  и выглянуло наше солнышко. Самое время поиграть.

Д.И. « Звуковое солнышко»

Цель: уточнить правильную артикуляцию звука «С», сравнить с артикуляцией звука «З», определить место звука в словах (в начале, в середине, в конце).

Дети делятся на группы по 3-4человека и выбирают картинки, где звук С находится в начале, в середине и в конце слова.

Аналогично на звук З

ХОЗ: Весело позабавились. Но так хотела я ребят угостить блинами, да вот не успела.

М.Р. Да это не беда. Ребята с удовольствием помогут

 «Эстафета: «Напеки блины»

ХОЗ: Ох и молодцы, сколько блинов напекли! А знаете, на Масленицу блинами принято угощать гостей. Может быть, мы подарим нашим гостям эти блинчики? (раздает детям блины, один оставляет себе).

Я тоже хочу подарить свой блин гостям, но сначала нарисую на нем свое настроение. Кто хочет, тоже может нарисовать.

Дети садятся за столы и рисуют клеем  на блинчике глазки, носик, ротик и посыпают их манной крупой. Затем угощают блинами гостей.

Молодцы, ребята.  Мы весело  провели время, пора нам встречу завершать, да попрощаться  с Тетушкой_Галиной. и Масленицей.

В старину на  чучело завязывали ленточки и загадывали желания. Давайте и мы как водиться,  ребята снимем   ленточки,  подойдем  Масленице и  завяжем их на прощание.

ИТОГ:

А теперь встанем в круг и вспомним,  как весело мы сегодня провели время и что мы делали.

Повеселились мы сегодня замечательно, а теперь пора и блинами полакомиться.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительское мероприятие по экологии «Знатоки природы» Для старших групп детского сада

Детско-родительское мероприятие по экологии «Знатоки природы»Для старших групп детского сада...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Музыкальный квест"Веселые забавушки" в старшей группе детского сада

Форма проведения музыкального досуга в виде квест-игры...

Открытое занятие по развитию речи " Наша Армия" в старшей группе детского сада.

Цели: Развитие связной речи, памяти, внимания, навыков звукового анализа, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, речевого слуха, фонематического восприятия (дифференциация з...

Открытое интегрированное занятие «Путешествие в страну знаний» в старшей группе детского сада

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад №7 «Радуга» ул. 50 лет СССР 13Кулундинского района Алтайского края       «Путешествие...

Сценарий музыкально - спортивного развлечения "Масленица" для старших групп детского сада

Данный сценарий развлечения "Масленица" содержит игры, песни, пляски для детей вместе со сказочными персонажами: Бабой-Ягой, Медведем, Солнышком и Весной....